Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика Германии после Второй мировой войны. Реформы Л.Эрхарда






После Второй мировой войны состояние экономики Германии было тяжелым. Германия лишилась 25% территории, каждый второй не имел работы. Высокая инфляция, дефицит, низкая покупательная способность марки, карточная система, разорение мелких предпринимателей.

В соответствии с планом Маршалла Германии было предоставлено около 3 млрд. долл. Но огромную роль в восстановлении экономики и дальнейшем экономическом развитии играла экономическая политика Л. Эрхарда.

Основным направлением реформ Эрхарда был возврат к рыночным принципам, свободе частного предпринимательства и конкуренции. Идеологической основой стала идея о социальном рыночном хозяйстве, сочетающем: 1) свободу предпринимательства, потребления, выбора видов деятельности, профессии, рабочего места; 2) активную экономическую роль государства. Целью стало гармоничное сочетание рыночной свободы, государственного регулирования, индивидуализма, социальной ответственности для достижения благосостояния для всех. Роль государства сводилась к определению приоритетов, надзору и регулированию, созданию максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Эрхард писал, что его идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизнь, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи».

Реализация экономической политики Л. Эрхарда началась с денежной реформы и реформы цен. В 1948 г. была проведена денежная реформа, направленная на ликвидацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки.

Реформа цен строилась на принципах либерализации. Государство перестало устанавливать твердые цены, но продолжало их контролировать.

Был принят жесткий антимонопольный закон, защищавший свободную конкуренцию. Он содействовал реализации двух основных принципов социальной рыночной экономики – «благосостояние для всех» и «благосостояние через конкуренцию».

Реформы Л. Эрхарда в короткие сроки дали значительные результаты. Всего за два года производство потребительских товаров выросло в 2 раза, исчез черный рынок, выросла производительность труда и зарплата, начали снижаться цены.

Немецкое «экономическое чудо». С сер. 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся до конца 60-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства. Среднегодовые темпы экономического роста составили около 9%.

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовало обновление основного капитала на новой технической основе - на реконструкцию и техническое перевооружение шли значительные средства из госбюджета, что было связано с низким уровнем расходов на военные цели – в соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться, на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Большую роль сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Повышался уровень доходов населения, шло активное формирование среднего класса. Была создана разветвленная система социального страхования.

В 70-80-х гг. колебания мировой капиталистической экономики, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям. Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса.

Экономика Франции после Второй мировой войны. После Второй мировой войны экономика Франции находилась в тяжелом положении. Ущерб от военных действий и бомбардировок дополнился последствиями от оккупации. Почти на 70% сократилось промышленное производство, в 2 раза уменьшилось производство продукции сельского хозяйства, был практически ликвидирован торговый и военный флот, более 100 тыс. предприятий обанкротились, полностью была разрушена транспортная система.

После войны во Франции возросла роль государства в хозяйственной жизни. Восстановление экономики в 1945-1947 гг. началось на основе национализации отраслей. Было национализировано 20% производственных мощностей. Национализация проводилась на основе компенсации, а полученные от нее средства вкладывались в наиболее прибыльные отрасли. К 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% автомобильной промышленности.

Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл план Маршалла. За период с 1948 - 1958 г. помощь США составила 12 млрд. долл. Реализация плана Маршалла и меры государства позволили осуществить модернизацию, ускорить темпы промышленного производства и к 1947 г. достигнуть довоенного уровня.

Возрастающая роль американского капитала ограничивала экономический суверенитет страны и приводила к финансовой зависимости. Монополиям США стали доступны сырьевые ресурсы Франции, они получили возможность покупать французские предприятия и создавать филиалы и дочерние фирмы своих компаний.

С 1954 г. начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, рост инвестиций в реальный сектор экономики.

Большое влияние на экономическое положение оказали начавшиеся в Западной Европе интеграционные процессы. Первым шагом стало создание в 1951 г. шестью странами (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) Европейского объединения угля и стали, в рамках которого были отменены таможенные пошлины. В 1957 г. - соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Экономическая политика дирижизма во Франции. Дирижизм - политика активного вмешательства государства в экономику, основанная на теории французского экономиста Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования. Характерно применение прямых методов вмешательства государства в экономику - контроль над ценами, широкая кредитная деятельность, эмиссия ценных бумаг, активная предпринимательская деятельность государства. Управление экономикой на основе индикативного планирования затрагивало как государственный, так и частный сектора. С государственными неакционерными предприятиями заключались долгосрочные контракты с конкретными плановыми заданиями, выполнение которых было обязательным. С акционерными обществами с преобладающей долей государства в контрактах определялись только стратегические направления развития и желаемые экономические результаты. Эти ориентиры носили рекомендательный характер, но их выполнение стимулировалось налоговыми льготами, субсидиями и кредитами.

Для реализации индикативного планирования в 1946 г. был создан Генеральный комиссариат планирования и принято семь общенациональных планов развития, регулировавших рост производства, потребления и инвестиций.

Каждый план определял собственные приоритеты в развитии экономики. Первый план - план Моне (1947 - 1953) был направлен на восстановление экономики и модернизацию. Успешное его выполнение привело к распространению государственного индикативного планирования на всю экономику страны. Второй план (1954 -1957) был направлен на укрепление конкурентоспособности частного сектора экономики. Третий план (1958-1961) - переход от политики протекционизма к режиму открытой экономики. Следующие планы реализовали цели: рост масштабов производства и создание крупных национальных фирм; создание национальных компаний международного масштаба; проведение политики «промышленной переориентации», которая была направлена на приспособление экономики страны к новым условиям международной интеграции (создание ЕЭС) на основе создания транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком.

Концепция государственного дирижизма применялась во Франции до 80-х гг. и позволила ей войти в десятку наиболее развитых стран мира.

В 80-х гг. ХХ в. происходит пересмотр приоритетов экономического развития. Администрация президента Ф. Миттерана провела более 200 реформ, среди которых:

- принятие Закона о национализации (1982), которая охватила пять крупнейших промышленных групп: в цветной, химической промышленности, в электронике и электротехнике, в производстве стекла и строительных материалов, в сталелитейной промышленности, авиа- и ракетостроении. В результате во Франции сложился самый крупный госсектор экономики, охватывавший примерно 1/3 промышленной продукции и обеспечивавший 1/4 всего экспорта;

- доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%, что привело к более эффективному использованию денежных средств, целенаправленному проведению льготного кредитования;

- возрастает значение мелких и средних предприятий, использующих новейшие технологии;

- в результате проведения социальных реформ был повышен минимальный размер заработной платы, увеличены размеры пенсий и пособий, сократилась рабочая неделя.

Правительство во главе с Ж. Шираком в 1986 г., начало проводить политику, направленную на либерализацию экономики: денационализация экономики с целью восстановления гибкой реакции на изменение рыночной ситуации и ограничения роли государства при выборе частными фирмами своей экономической стратегии; уменьшение государственной регламентации различных сфер экономической деятельности; предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены; государство регулировало цены на медикаменты, книги, тарифы на свет, газ, железнодорожный транспорт; сокращение масштабов налогообложения для расширения свободы частного предпринимательства и инициативы. Эти либеральные мероприятия позитивно сказались на экономике Франции - ежегодный темп прироста ВНП составлял около 3%, промышленного производства - 4%.

Экономика Англии после Второй мировой войны. За годы войны Великобритания потеряла 25% национального богатства, на 10% сократился объем промышленного производства. Экономика ослабла не только из-за последствий войны, но и в результате постепенного распада колониальной системы.

В послевоенный период лейбористское правительство разработало программу возрождения «Лицом к будущему» с повышением удельного веса государственной собственности. С этой целью:

- была проведена национализация угольной и газовой промышленности, некоторых электростанций и сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта и связи, Английского банка. Компенсация владельцам национализированных предприятий превышала их реальную стоимость;

- увеличились капиталовложения в промышленность для реконструкции предприятий;

- возросли военные расходы Англии - прямое участие в создании блока НАТО;

- в сфере социальных отношений восстановлено право профсоюзов на забастовки, стачки, была проведена реформа социального страхования.

В 1948 г. произошло присоединение к плану Маршалла, получение в соответствии с ним поставок продукции и денежных займов.

Инвестиции в промышленность и программа развития сельского хозяйства способствовали повышению темпов экономического роста, наращиванию объемов производства и росту производительности труда. К 1950 г. удалось восстановить экономический потенциал страны.

Правительство консерваторов, возглавляемое У. Черчиллем (1951), предложило экономическую политику:

- частичная денационализация отраслей промышленности, в первую очередь металлургии;

- проведение структурной перестройки экономики под влиянием НТР;

- стимулирование формирования крупных монополистических объединений;

- для противостояния ЕЭС Англия в 1960 г. создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединявшую Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.

Экономическая политика М. Тэтчер. Приход к власти в 1979 г. М. Тэтчер ознаменовал новую экономическую программу, основанную на неоконсервативной концепции: свободное предпринимательство, личная инициатива, индивидуализм и отказ от активного госрегулирования и усиление значения рыночных механизмов. Важным направлением была денационализация. В 1984-1987 гг. была приватизирована 1/3 госсобственности в промышленности. Резко сократилась доля государственных капиталовложений в экономику. Важным направлением было развитие малого и среднего бизнеса. Основным направлением бюджетной и налоговой политики было сокращение госрасходов, сокращение численности государственных чиновников и общего уровня затрат на содержание государственного аппарата, сокращение расходов бюджета на социальные цели и жесткий контроль над уровнем заработной платы. В результате изменения налогового законодательства ставка подоходного налога была снижена и возросли налоговые льготы частному бизнесу. Антиинфляционная политика реализовывалась на основе сокращения займов, предоставляемых государством частному сектору, контроля темпов роста денежной массы, повышения ставки процента, сокращения численности государственного аппарата.

В результате темпы экономического роста в 80-е гг. составляли в среднем 3-4% в год, что превышало аналогичные показатели в других странах.

Экономика Японии после Второй мировой войны. Политика «обратного курса». Вторая мировая война нанесла значительный ущерб японской экономике. Если в 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, то в Японии он достиг только 52%. Огромными были темпы инфляции. Японии не была предоставлена помощь по плану Маршалла, а оказана только гуманитарная помощь в размере 2, 3 млрд. долл.

Политика союзных держав по отношению к Японии была определена Потсдамской декларацией. Япония была оккупирована войсками США, которые выступали от имени всех союзных держав и практически осуществляли верховную власть в стране: формировали государственный бюджет, контролировали финансы, внешнюю торговлю, органы правосудия, полицию. США начали проводить в Японии политику демилитаризации, а правящие круги Японии видели в США союзника и помощника.

В 1947 г. была принята новая Конституция Японии, в соответствии с которой страна стала конституционной парламентской монархией. Власть императора была ограничена парламентом. Была закреплена антимилитаристская направленность, введен запрет на производство, хранение и использование ядерного оружия, отказ от войны как средства решения международных конфликтов и формирования собственных вооруженных сил, предусматривалось лишь средства на самооборону – на нее выделялось всего лишь 1% ВВП, что позволило переориентировать финансовые средства на перестройку экономики.

После принятия новой Конституции Японии США стали проводить в Японии политику «обратного курса» (1946-1949), основным разработчиком которой был экономический советник американской администрации Дж. Додж. Она была направлена на демократизацию, формирование либеральных ценностей и свободной конкуренции, ликвидации монополизма при сохранении регулирующей роли государства. Начался первый этап модернизации экономики Японии, что позволило ей превратиться в крупнейший центр мирового хозяйства.

Денационализация означала изменение системы корпоративного управления. Были распущены дзайбацу - крупнейшие холдинги Японии закрытого типа, а их акции пущены в свободную продажу. Для предотвращения концентрации собственности величина покупаемых акций не могла превышать 1% - в результате частным лицам было продано почти 70% акций. Это сформировало конкурентную среду и привело к развитию малого предпринимательства. Однако крупнейшие дзайбацу (Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда) сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Бюджетная реформа предполагала сбалансирование статей бюджета. Были прекращены выплаты компенсаций военным заводам за конверсию, а убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Денежная реформа 1947 г. ограничила обмен банкнот. Старые банкноты можно было положить на депозиты с последующим их замораживанием. Эти средства могли быть использованы для уплаты налогов и расчетов между предприятиями. 3емельная реформа проводилась на основе принудительного выкупа государством помещичьей земли с последующей ее продажей арендаторам. Принудительному перераспределению подлежало более 70% земли. В результате сформировался слой свободных фермеров. Реформы в социальной сфере: был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введено социальное страхование и оплачиваемые отпуска, работникам предоставлялось право на забастовки, вводилась охрана труда. Сочетались механизм рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления.

Японское «экономическое чудо». С 50-х гг. начинается этап «японского чуда». По объему ВВП и промышленного производства в 1969 г. Япония вышла на второе место в мире и превзошла все страны по уровню накопления капитала, инвестиции в основной капитал Японии составляли почти 35 % ВНП по сравнению с 14% в США.

Теоретической основой политики правительства стала кейнсианство с учетом специфически страны. Стимулируя накопления, правительство проводило политику низких процентов на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с доступом иностранных технологий привели к быстрому развитию отрасли. Активно развиваются наукоемки отрасли, происходит сокращение энергоемких производств.

Быстрому подъему экономики Японии способствовал ряд факторов;

- Эффективное использование достижении НТР. Япония приобретала патенты, лицензии, реализуя их на практике, что позволило сделать колоссальный рывок.

- Отсутствие сырьевых ресурсов ограничивало возможности для экстенсивного роста и предопределило необходимость интенсивного пути развития. Япония импортировала 99% природных ресурсов. Экспорт национальной продукции должен был обеспечить финансовые средства для импорта сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов. Ориентация на экспорт потребовала производить продукцию по самым высоким мировым стандартам.

- Высокая норма накопления капитала обеспечила массовое обновление основного капитала, наличие высококвалифицированной рабочей силы - формирование высокоэффективного производства.

Активная экономическая роль государства воздействовала на экономическое развитие на основе планирования, но при этом планы разрабатывались представителями финансовых групп и корпораций. Разрабатывались два вида планов - общегосударственные, реализация которых обеспечивалась частными инвестициями, и отраслевые, реализуемые финансовыми средствами государства.

Особую роль сыграла специфическая форма отношений между наемным трудом и капиталом. Сформировалась система патернализма, основанная на традиционных ценностях: государство (или хозяин) обязан опекать подчиненных, создавать им условия для нормальной жизни и работы до конца дней. Создавая условия для труда, жизни и отдыха человека и его семьи, предприниматели получают экономические выгоды, увеличивая экономический потенциал фирмы.

Основные элементы японской системы трудовых отношений:

- система пожизненного найма, которая основана на обеспечении заинтересованности работников пожизненно трудиться на предприятии. Стаж работы влияет на уровень зарплаты и пенсии, на продолжительность отпуска;

- социально-психологические факторы- фирма принимает меры для создания психологического климата и сплочения трудового коллектива, концепция фирмы и ее работников - как единой семьи;

- система оплаты труда – на формирование заработка работника влияют возраст, стаж, образование, должность и обязанности, условия труда, результаты работы, пособия на содержание семьи, жилье, транспорт. Особенностью производства в Японии является относительно низкая доля заработной платы в стоимости конечного продукта (доля зарплаты в готовом продукте в США составляет 32%, в Великобритании - 27%, в Японии - 11 %), т..к. рост производительности труда в Японии опережает рост заработной платы.

- система кадровой ротации - перемещение работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года с целью определить место, которое способствует реализации способностей работника и - результативности работы фирмы в целом;

- система подготовки на рабочем месте - связана с разделением функций образованием, обеспечивающим фундаментальные знания и внутрифирменным обучением, обеспечивающим профессиональную подготовку;

- система репутаций, предполагающая составление ежегодных характеристик на работника его коллегами - помогают работникам объективно оценить себя как в трудовом процессе, так и во взаимоотношениях в коллективе.

К 80-90-м гг. Япония - на втором месте в мире, уступая США. Экономика Японии характеризуется высоким удельным весом высокотехнологичных предприятий, производящих средства связи и спутниковое оборудование, медицинские приборы, инструменты и препараты, оборудование для электроники, электронных компонентов и деталей, оптическую технику и линз.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал