Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и классификация принципов организации






 

Принцип (лат. principium — начало, основа) — это основное исходное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельности, опирающиеся на практический опыт или сложившуюся систему знаний.

 

Т.к. принципы, которые будут рассмотрены ниже относятся к теории организации, следует учитывать тройственный характер самого понятия организации как системы:

· организация является социальным образованием (институтом) с определенным статусом и стационарным объектом, реально существующим какое-то время (на протяжении ЖЦ);

· организация осуществляет функциональную деятельность и, следовательно, нуждается в управленческих воздействиях, которые обеспечивают целенаправленность данного процесса;

· организации присуща структурная упорядоченность элементов, образующих ее как систему.

 

Принципы организации весьма многочисленны и разнородны. Это обстоятельство серьезно усложняет задачу их систематизации, но одновременно и объективно требует ее решения.

В современной литературе можно встретить различные подходы и взгляды на классификацию принципов организации.

 

Общий подход к принципам организации

Рис. 1. Общая классификация принципов организации

 

Так, при делении принципов по степени обоснованности следует учитывать их зависимость от двух видов законов — объективных, не зависящих от желания людей, и субъективных, выраженных в юридических нормах, традициях и обычаях всего населения региона или отдельных групп. Таким образом, данный критерий классификации отражает меру соотношения объективности и субъективности.

 

По степени обоснованности:

К научным принципам соответственно относят те, которые являются следствием объективных законов и закономерностей, еще не получивших строгого рационального определения. Подобные принципы не зависят от воли людей и действуют одинаково в любой части света, в любой стране или регионе, области бизнеса, распространяясь на организации каких бы то ни было размеров и форм собственности.

 

В чем состоит их кардинальное отличие от законов организации?

Главное отличие состоит в том, что законы рассматривают в виде четких образов, характеризующих установленные и оформленные знания, констатирующие наличие «жестких» взаимосвязей между явлениями или процессами. Игнорирование законов или отступление от них чревато более существенными последствиями. Рассматривая и используя принципы, люди опираются на некоторые, кратко сформулированные требования, которые являются регулятивной (регулирующей) нормой или определенным условием получения конкретного результата. Для принципов характерно и то, что они могут быть следствием и вытекать из нескольких законов. Это обстоятельство повышает степень автономности и практическое значение некоторых принципов организации, ибо они конкретизируют действие законов, преломляясь, например, в мышлении и поведении отдельных субъектов рынка — производителей, продавцов, партнеров и конкурентов, потенциальных и реальных клиентов.

 

К обыденным принципам организации относят те, что определяют правила и действия, вытекающие из юридических норм (субъективных законов), традиций региона, истории и обычаев людей. Они могут значительно варьироваться по месту, времени, видам товаров и услуг.

Резко очерченных и выраженных границ между научными и обыденными принципами не существует, хотя и имеются характерные тенденции в их состоянии и взаимосвязях на определенное время (рис. 2).

 

Рис. 2. Системная взаимосвязь принципов организации

 

По степени универсальности

Универсальные принципыхарактеризуют требования к менеджерам и опоре на них в условиях любой страны, в различных областях бизнеса, независимо от размера организации, ее профиля или формы собственности. Их должны использовать всегда и все сотрудники организации — при работе в офисе и в производственных, транспортных, обслуживающих подразделениях, в самых разнообразных профессиях, а также во внеслужебное время (семья, быт, досуг).

Специфические принципы характеризуют особенные явления и условия функционирования предприятия (например, в связи с принятием законов, регулирующих определенные виды деятельности). Позволяют конкретизировать требования и повысить эффективность управления в условиях отдельного региона, отрасли и/или рыночной ниши, с учетом специфики бизнеса, размера организации, организационной и организационно-правовой форм собственности, особенностей сегментации рынка и позиционирования товаров и услуг, а также применительно к определенному этапу жизненного цикла организации.

Ситуационные принципы организации позволяют должным образом оценить те частные или «единичные» составляющие, которые следует учитывать в практической работе менеджеров. Дают возможность в еще большей степени сконцентрировать внимание персонала на отличительных моментах (как преимуществах, так и недостатках) в работе организации. Постоянный анализ, внедрение, контроль результативности и периодическая ревизия принципов текущей деятельности «освежают» функционирование предприятия, препятствуют застою и способствуют развитию отношений с поставщиками, клиентами, конкурентами.

 

 

Рис. 3. Взаимосвязь универсальных, специфических и ситуационных принципов организации

 

Научные и обыденные принципы «работают» на условиях исключения каких-либо из них, а принципы, выделяемые по степени универсальности, дополняют и уточняют друг друга.

 

По способу реализации.

 

Рис. 4. Взаимосвязь принципов организации в зависимости от способа их реализации

 

Классификация принципов по способу реализации предоставляет возможность их использования в практической работе менеджера организации в качестве «инструмента».

 

Условие самореализуемости принципов требует их обособления (сведения в особую группу), а также знания специфики, постоянного контроля и учета в процессе жизнедеятельности организации.

 

Условие возможности «взаимодействия» менеджеров со «стихийными» силами природы выдвигает дополнительные требования — не только знать определенные принципы, но и активно учитывать пределы управляемости природными факторами. Сегодня люди обязаны находить эффективные методы, средства и процедуры сохранения системы «природа — общество» и поддержания ее в оптимальном состоянии.

 

Условие полной управляемости принципов также выдвигает на передний план дополнительные, более сложные требования в плане детализации и усиления активности менеджеров по их непрерывному систематическому использованию для обеспечения эффективности функционирования организации.

 

По масштабу действия

Вначале целесообразно анализировать и использовать принципы, определяющие состояние и возможности самой организации, а затем (после сравнительного анализа принципов, характеризующих внешнюю среду) приступать к непосредственной адаптации организации, «вписывая» ее в условия микро- и макросреды в кратчайшие сроки и с заданными параметрами.

На начальных этапах и стадиях существования фирмы, руководствуясь методом индукции, менеджеры обязаны установить и наладить взаимодействие между всеми структурными элементами и подсистемами — функциональной, организационно-управленческой, информационной, кадровой, технико-технологической. Предпринимаемые управленческие действия должны отвечать требованиям необходимости и достаточности. В дальнейшем оптимизированная по внутренним составляющим структура приводится в соответствие с системой целей — в зависимости от состояния и характера изменений во внешней среде, на основе принципов кооперации, унификации, стандартизации и пр.

 

Практическое использование рассмотренной классификации позволяет упростить, упорядочить и научно обосновать последовательность и содержание работы менеджеров.

 

В практической работе менеджеров используются и другие классификационные подходы. Как правило, они связаны с более глубокой детализацией и сосредоточенностью внимания на конкретных элементах анализа. Принципы могут рассматриваться применительно к определенной группе законов (законы социальной организации, основополагающие, второго уровня), конкретному закону (самосохранения, развития, синергии, единства анализа и синтеза), определенному этапу ЖЦО (рост и развитие, зрелость, спад, деградация), состоянию организации (уровни устойчивости, подвижности, адаптивности), а также в «привязке» к многочисленным параметрам ее функционирования.

Главную роль при классификации принципов играет опора на всеобщий принцип-аксиому: все элементы целого должны соответствовать друг другу, иметь между собой определенные связи, иерархию и способствовать достижению целей организации.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал