Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. ОстеологияСтр 1 из 19Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие представляет определенный интерес для изучения анатомии человека, решения многих задач, среди которых следует выделить подготовку к восприятию медико-биологических наук - физиология, биомеханика, спортивная медицина. Анатомия, как предмет научного исследования, выясняет особенности строения организма на разных уровнях организации живой материи – от изучения тела в целом до раскрытия закономерностей строения клетки и тканей и их составных частей. Для специалистов по физической культуре и спорту, а также для специалистов в области физической реабилитации особый интерес представляют те особенности изменений формы, строения систем органов человеческого организма, которые происходят под влиянием занятий физическими упражнениями, лечебной физкультурой. Цель дисциплины «Анатомия человека» – дать студентам знания о строении организма человека. Задачи дисциплины: 1. Изучить строение организма человека как целостной структуры и связью структурных компонентов на всех уровнях его организации – клеточном, тканевом, органом и систем органов. 2. Изучить строение тела человека с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей и тех изменений, которые происходят в нем в связи с занятиями физической культурой и спортом. 3. Определить изменения в строении опорно-двигательной системе при систематическом применении физических упражнений и занятий спортом; 4. Уметь овладеть методом анатомического анализа работы двигательного аппарата при выполнении физических упражнений. Настоящее пособие содержит разработки форм выполнения ряда лабораторных работ, включаемых в курс обучения студентов, а также некоторые теоретические материалы по дисциплине «Анатомия человека».
I. ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
РАЗДЕЛ 1. ОСТЕОЛОГИЯ Тема занятия 1. Строение скелета. Цель занятия: изучить внешнее и внутреннее строение кости. Составить представление о составе и особенностях строения всех частей скелета. Задачи занятия: рассмотреть и изучить строение и формы костей в зависимости от их функции. КОСТНАЯ СИСТЕМА Общий обзор скелета. Механические и биологические функции скелета. Краткие данные о развитии скелета в филогенезе и онтогенезе. Виды костей и их различия, связанные со строением, функцией и развитием. Химический состав и физические свойства костей. Строение кости Компактное и губчатое вещество костей. Диафиз, метафиз, эпифиз, апофиз. Надкостница и ее функциональное значение. Костный мозг. Развитие и рост костей. Стадии развития костей. Перихондральное и энхондральное окостенения. Рост костей в длину и в толщину. Основные и добавочные точки окостенения. Влияние внешних и внутренних факторов (труд, спорт, физические упражнения, условия жизни, наследственность, нервные, эндокринные и др.) на рост и развитие костей. Взаимозависимость костной и мышечной систем (П. Ф. Лесгафт). Возрастные особенности костей. Различия в строении детской, юношеской, взрослой и старческой кости. Общие закономерности возрастных изменений костей. Возрастные изменения химического состава, формы, строения (макро- и микроскопического), роста и развития костей. Общие и локальные изменения костей при занятиях спортом (изменение надкостницы, компактного и губчатого вещества, костномозговой полости). (Лит. источники 1-4, 9). Ход работы: 1. На скелете рассмотреть строение костей и строение различных отделов скелета человека 2. В основе изучения строения скелета используются контрольные вопросы 3. Зарисовать в протоколах занятия строение различных форм костей. Контрольные вопросы: 1. Функции скелета. Понятие о механических свойствах кости. 2. Строение трубчатой кости. 3. Форма костей. 4. Развитие и рост костей. 5. Влияние занятий спортом на скелет. Обеспечение: препараты отдельных мацерированных костей, скелет, атласы, рентгенограммы. Продолжительность: 2 часа
|