Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательная власть в политической системе.
Законодательная власть – система прав и возможных разрешений принимать законы, которые имеют высшую юридическую силу. Эти права в республиканской форме правления имеет только парламент. Парламент – это представитель интересов различных социальных групп и классов. Парламент – институт власти, с помощью которого формируется политическая элита. Институт власти, который юридически обеспечивает интеграцию общества. Впервые образован в Англии в 1265 г. Способствовал уменьшению противоречий между дворянством и буржуазией. Парламенты: • 1-палатные • 2-палатные • 3-палатные • 6-палатные В стране, где 2-палатный парламент верхняя палат отражает интересы либо господствующего класса, либо административно-территориальных образований. Существует несколько моделей функционирования парламента: 1. Функционирование на основе принципа парламентской ответственности, то есть в данной модели существует ответственность правительства перед парламентом. 2. Функционирование парламента основывается на жестком принципе разделения властей. Парламент не обладает правом вотума недоверия по отношению к правительству, а правительство не может распустить парламент. 3. Смешанная форма правления. Парламент наделен принципом вотума недоверия, есть реальная ответственность правительства. Но президент имеет право распустить парламент. 4. Парламент играет декоративную роль, т.к. верховная власть принадлежит монарху. (Кувейт, ОАЭ, Катар). Парламент может распускаться, назначаться, избираться. 5. Страны с социалистической системой. Парламенты созываются лишь для утверждения законов. Структура парламента: 1. 2-палатная структура отражает интересы большинства общества, интересы господствующих классов и административно-территориальных образований. 2. Спикер парламента – председатель парламента. 3. Квесторы – ответственны за административно-хозяйственную деятельность. 4. Парламентские комиссии проводят всю подготовительную работу по принятию законов. Бывают временные и постоянные, специализированные и неспециализированные. 5. Партийные фракции – депутаты, которые избираются по спискам одной партии. Они создаются на основе законодательства. В каждой стране на основе законодательства определяется порядок формирования партийных фракций. (В Голландии один депутат может объявить себя фракцией, в Германии – не менее 25 парламентариев Бундестага). 6. В некоторых странах существуют органы парламентского контроля. Например, уполномоченные по правам человека. Полномочия парламента: 1. Принятие законов. 2. Поправки к конституции. 3. Принятие бюджета. 4. Определение налоговой политики. 5. Ратификация международных договоров. 6. Контроль за деятельностью правительства. 7. Формирование правительства. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь. Верховный совет в БССР (парламент) формировался не на альтернативных выборах. В связи с принятием Декларации о независимости суверенитете, в связи с преданием этой декларации статуса Закона и обретением суверенитета РБ, парламент начал формироваться на альтернативной основе. Бездеятельность парламента потребовала от Президента принятия эффективных решений: 1. Разработка дополнений и изменений к Конституции 1994 года. 2. Инициирование проведения референдума 1996 году по принятию дополнений и изменений к Конституций 1994г. Парламент РБ функционирует на основе механизма «сдержек и противовесов».
|