Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ 3.1. Общая характеристика требований






Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ – это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований с участием ученых Института социологии Российской академии наук. Это абсолютно новый формат работы для нашей образовательной системы, который позволил достигнуть общественного консенсуса по требованиям к результатам образования.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знания.

Ниже представлены планируемые результаты НОО для учебного курса «Русский язык».

 

личностные метапредметные предметные
1) осознание языка как основного средства человеческого общения; 2) восприятие русского языка как явления национальной культуры; 3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; 4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью 1) умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 2) способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 3) умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; 4) понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; 5) стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; 6) умение задавать вопросы 1) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 2) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; 3) умение проверять написанное; 4) умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; 5) способность контролировать свои действия, проверять написанное

 

Таким образом, если раньше под образовательными результатами понимали предметные результаты, теперь это еще и операциональные, личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Цель образования – развитие личности школьников, стратегическая задача образовательной политики – стимулирование их активности. По образному замечанию Г. Мисаренко, «образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу»» [Мисаренко, 2009, 63].

3.2. Уровневый подход
в достижении планируемых результатов

ФГОС НОО предполагает уровневый подход в достижении планируемых результатов:

– «выпускник научится» (базовый уровень) и

– «выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень).

Базовый уровень – цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (зона актуального развития).

Повышенный уровень – цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (зона ближайшего развития).

Рассмотрим планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку по каждой из содержательной линий [Планируемые результаты..., 2010, 23-26].

 

Содержательная линия «Система языка»

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Раздел «Фонетика и графика»
- различать звуки и буквы; - характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слова
Раздел «Орфоэпия»
На итоговую оценку не выносится - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)
Раздел «Состав слова (морфемика)»
- различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; - оценивать правильность проведения разбора слова по составу
Раздел «Лексика»
- выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - оценивать уместность использования слов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи
Раздел «Морфология»
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; - определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж; - определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение - проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах
Раздел «Синтаксис»
- различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/вопросительные/побудительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами - различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; - различать простые и сложные предложения

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
- применять правила правописания (в объеме содержания курса); - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать текст в объеме 80-90 слов; - писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; - оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал