Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологическая карта урока как новое средство педагогической деятельности в условиях введения ФГОС НОО
В условиях реализации системно-деятельностного подхода эффективным средством формирования проектировочных умений педагогов становится технологическая карта урока. Появление нового инструмента профессионально-педагогической деятельности не отменяет других средств, ранее существовавших.
На сегодняшний день выработаны и сосуществуют различные варианты технологической карты. Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты не существует. Какой из предлагаемых вариантов сделать рабочим инструментом – решает сам учитель. В структуре технологической карты выделяют следующие блоки: – целеполагания (характеристика); – инструментальный (средства достижения: задачи урока, тип урока, этапы урока, УМК, источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение и др.); – организационно-деятельностный (план урока, детализированный до действий и операций и представленный в таблице-схеме).
Таблица 7 Примерная структура технологической карты урока
При проектировании урока на основе технологической карты учитель руководствуется следующими требованиями к уроку: – цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; – учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.); – используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; – учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы; – эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; – на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся; – учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи; – специально планирует коммуникативные задачи урока; – принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения; – стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; – на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Рассмотрим такой этап подготовки к уроку, как определение темы урока и усваиваемых понятий. При определении и формулировании темы урока следует обратиться к учебнику по русскому языку или «Тематическому планированию», которое дается в «Примерной программе по русскому языку» или методических рекомендациях авторов УМК. (Работающий учитель обращается к «Тематическому планированию» в «Рабочей программе» курса, которая составляется самим учителем.) Важным моментом при осмыслении темы урока является определение ее места в общей структуре курса. Чтобы обеспечить преемственность рассматриваемых на уроке вопросов, при работе над темой следует определить следующие группы понятий: – понятия, которые станут объектом усвоения на данном уроке; – понятия, на которые опирается урок (ретроспективный взгляд); – понятия, которые будут использованы в дальнейшем (перспективный взгляд). При осмыслении и формулировке целей и результатов урока необходимо исходить из следующих условий. Под целью урока понимают «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока» [Конаржевский, 2000, 10]. Выделяют триединую цель урока, отражая в ней аспекты образовательного процесса: образовательный, воспитательный и развивающий. Согласно традиции, содержание указанной триединой цели определяют следующим образом. Познавательную (обучающую) цель характеризуют как овладение учащимися системой знаний, практических умений и навыков по предмету. Воспитательную цель уроков русского языка связывают с формированием познавательного интереса и увлеченности языком, уважения и ценностного отношения к нему, развитием положительных личностных качеств учащегося, его творчества, становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Развивающую цель определяют как развитие культуры общения и речи (в современной терминологии – развитие коммуникативной компетенции), логического и образного мышления. В связи с принятием ФГОС НОО подход к определению целей урока изменился. Цели должны быть ориентированы на три группы результатов обучения: личностные, метапредметные, предметные.
Таблица 8 Планируемые результаты обучения предмету «Русский язык»
Установим соответствие между результатами обучения и целями уроков русского языка. Так, образовательная цель урока должна быть ориентирована на предметные результаты обучения, которые характеризуют опорную систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Подробный их перечень приводится в сборнике «Планируемые результаты начального общего образования» в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы [Планируемые результаты..., 2010, Кроме образовательной цели, учитель реализует развивающую цель, ориентированную на достижение метапредметных результатов. Эти результаты представлены регулятивными, познавательными, коммуникативными универсальными учебными действиями. Воспитательная цель урока русского языка определяется в понятиях, отражающих личностные результаты, таких как эмоционально-ценностное отношение к языку, внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Итак, для уроков русского языка аспекты триединой цели могут быть определены следующим образом. Таблица 9 Соответствие между результатами обучения
Наряду с понятием цели урока, существует понятие задачи урока. Подходы к трактовке данного понятия и использованию этого термина различны. Традиционно задачи урока рассматриваются как конкретизация его целей и формулируются после каждой их них. При составлении технологической карты учитель фактически определяет задачи урока, когда определяет формируемые умения для каждого этапа. Поэтому указывать дидактические задачи урока при составлении технологической карты необязательно. Некоторые авторы методических пособий используют термин задачи урока, имея в виду его цели: терминологической точности в этих вопросах пока нет. Разработка технологической карты урока требует от учителя умения не только ориентироваться в содержании целей современного урока, но и корректно их формулировать. Существуют разные способы формулирования целей урока: через содержание урока, через деятельность учителя, через деятельность учащихся и т.п. Таблица 10 Способы формулирования целей урока
|