Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности педагогического процесса
Раздел П. Дидактика (теория обучения) Тема 7. Общее понятие о дидактике Предмет, задачи и основные категории дидактики Термин " дидактика" - греческого происхождения. Греческий глагол " didasko" означает учить, объяснять, доказывать, учиться. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке, понимая под ним научную дисциплину, которая занимается исследованием теории и практики обучения. В настоящее время термин " дидактика" раскрывается как теория образования и обучения, отрасль педагогики. Оба явления, исследуемые и раскрываемые дидактикой, -обучение и образование выступают в неразрывном единстве и тесным образом взаимосвязаны. Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания и в широком смысле слова обладает признаками исторического и общечеловеческого явления. Назначение обучения состоит в передаче накопленного прошлого поколениями общественного опыта новым поколениям людей. Отсюда вытекают важнейшие задачи дидактики: * научное обоснование содержания образования (дидактика дает ответ на вопрос: " Чему учить? "); * анализ и обобщение накопленного передового педагогического опыта с целью поиска и внедрения в практику наиболее эффективных методов, приемов и организационных форм обучения, т. е. ответ на вопрос " Как учить? ". Сущность обучения как предмета дидактики схематично отражена в следующей таблице: Таблица 5
В наиболее употребимом смысле этого термина обучение означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического социокультурного опыта от одного человека (одних людей) другому (другим) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, детского сообщества. Обучение, как часть воспитания, подвержено действию его наиболее общих закономерностей и так же, как и воспитание, зависит от конкретно-исторических, социокулыурных условиях жизнедеятельности общества. Вторая категория дидактики— образование- может рассматриваться с двух взаимосвязанных позиций. Во-первых, это относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, устойчивых отношений к явлениям природы и общественной жизни. Во-вторых, это непрерывный процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни (Б. Т. Лихачев). Именно в знаниях, реализуемых на практике, хранится и передается из поколения в поколение исторический опыт. Кроме основных понятий " обучение" и " образование", к специфическим дидактическим понятиям относятся: " учебная деятельность", " преподавание", " процесс обучения", " учебный предмет", " содержание образования", " метод обучения" и другие. Кроме того, в дидактике используются общенаучные понятия (" система", " структура", " функция" и др.) и понятия, заимствованные из философии, психологии, кибернетики. Развитие понятийно-терминологической системы дидактики - непрерывный процесс обновления, обогащения и изменения, и в этом плане он является еще одной важной задачей дидактических исследований.
|