Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности педагогического процесса






Операционально-деятельностные   Содержательно-процессуальные  
Содержание и характер деятельности детей определяет особенности и ре­зультаты педагогических процессов.   Педагогический процесс носит це­ленаправленный двусторонний, це­лостный характер.  
Единство и взаимосвязь внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.   Взаимосвязь и взаимообусловлен­ность целевого, содержательного, деятельностного, операционного и результативного компонентов пе­дагогического процесса.  
Взаимообусловленность педагогиче­ской деятельности взрослых и само­развитие ребенка в результате содер­жательно насыщенной жизнедеятель­ности при ведущей роли воспитателей.   Главная движущая сила совершен­ствования педагогического процес­са - своевременное выявление и разрешение педагогических проти­воречий.  
Полнота и содержательность педаго­гических процессов обусловлены уровнем мастерства воспитателей.   Обусловленность целостного педа­гогического процесса объективным характером воспитания.  

 

Раздел П. Дидактика (теория обучения)

Тема 7. Общее понятие о дидактике

Предмет, задачи и основные категории дидактики

Термин " дидактика" - греческого происхождения. Греческий глагол " didasko" означает учить, объяснять, доказывать, учиться. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке, понимая под ним научную дисциплину, которая занимается исследованием тео­рии и практики обучения. В настоящее время термин " дидактика" рас­крывается как теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Оба явления, исследуемые и раскрываемые дидактикой, -обу­чение и образование выступают в неразрывном единстве и тес­ным образом взаимосвязаны.

Обучение является сердцевиной общественного явления воспита­ния и в широком смысле слова обладает признаками исторического и общечеловеческого явления. Назначение обучения состоит в передаче накопленного прошлого поколениями общественного опыта новым по­колениям людей. Отсюда вытекают важнейшие задачи дидактики:

* научное обоснование содержания образования (дидактика дает ответ на вопрос: " Чему учить? ");

* анализ и обобщение накопленного передового педагогического опы­та с целью поиска и внедрения в практику наиболее эффективных методов, приемов и организационных форм обучения, т. е. ответ на вопрос " Как учить? ".

Сущность обучения как предмета дидактики схематично отраже­на в следующей таблице:

Таблица 5

№   Основные элементы   Содержательная характеристика  
1.   Природа   Объективно-закономерное общественное явление  
2.   Назначение   Передача исторического опыта произ­водственной и иной деятельности от старших поколений младшим  

 

№   Основные элементы   Содержательная характеристика  
3.   Содержание   1. Знания, умения и навыки, составляю­щие мастерство (владение предметом обучения); Рациональные приемы учеб­ной деятельности. 2. Формирование интеллектуальных ка­честв личности  
4.   Основа, способ осуществ­ления   Организуемая учителями и взрослыми целенаправленная учебная деятельности детей (учение), а затем самодеятельность  
5.   Источник   Общение, отношения ребенка с окру­жающим миром  

 

В наиболее употребимом смысле этого термина обучение озна­чает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического социокультурного опыта от одного че­ловека (одних людей) другому (другим) в специально организован­ных условиях семьи, школы, вуза, детского сообщества. Обучение, как часть воспитания, подвержено действию его наиболее общих зако­номерностей и так же, как и воспитание, зависит от конкретно-истори­ческих, социокулыурных условиях жизнедеятельности общества.

Вторая категория дидактики— образование- может рассматри­ваться с двух взаимосвязанных позиций.

Во-первых, это относительный результат процесса обучения, вы­ражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, устойчивых отношений к явлениям природы и общественной жизни. Во-вторых, это непрерывный процесс изменения, развития, совершенство­вания сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни (Б. Т. Лихачев). Именно в знаниях, реализуемых на практике, хранится и передается из поколения в поколение исторический опыт.

Кроме основных понятий " обучение" и " образование", к специ­фическим дидактическим понятиям относятся: " учебная деятельность", " преподавание", " процесс обучения", " учебный предмет", " содержание образования", " метод обучения" и другие. Кроме того, в дидактике ис­пользуются общенаучные понятия (" система", " структура", " функция" и др.) и понятия, заимствованные из философии, психологии, киберне­тики. Развитие понятийно-терминологической системы дидактики - не­прерывный процесс обновления, обогащения и изменения, и в этом пла­не он является еще одной важной задачей дидактических исследований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал