Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика целостного педагогического процесса
Педагогический процесс- это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Он реально существует как научно обоснованная развивающая и совершенствующая система " воспитатель-воспитанник", " учитель-ученик", опирающаяся на теорию возрастного развития личности и мастерство педагога. Педагогический процесс неразрывно связан с другими социальными процессами- экономическим, политическим, духовно-нравственным и др. Эта связь находит непосредственное проявление в его целях, задачах, содержании, педагогической деятельности и результатах. Обострение противоречий в системе одного из процессов оказывает негативное влияние на другие, что вызывает необходимость реформирования. Помимо других социальных процессов, на педагогический процесс определенное влияние оказывают и внешние условия — природно-географические, общественные, производственные, культурные и др. Педагогический процесс- внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых заключается в том, что социально ценностный опыт превращается в качество формируемого человека (М. А. Данилов). Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели — образовательной, развивающей и воспитательной. Еще одной важнейшей методологической характеристикой педагогического процесса является системность. Педагогический процесс как целостная система объединяет взаимосвязанные относительно самостоятельные, процессы: • сплочение ученического коллектива и развитие его воспитательных функций, • преподавание; • организация детского труда; • организация внеучебной творческой деятельности (клубная работа). Каждому из этих относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных процессов присущи свои задачи, условия, содержательные формы и методы организации. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Целостность педагогического процесса обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием опреде-37 ленной учебно-воспитательной программы. Эти общие цели и задачи целеустремляют усилия и действия всех организаторов учебно-воспитательного процесса, и, в первую очередь, педагогов и родителей. Содержательный компонент педагогического процесса определен в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, производства, труда, науки и культуры. Взаимодействие педагогов и воспитанников в целостном педагогическом процессе обеспечивается наличием общей и основных форм его организации. Общей формой организации педагогического процесса является детский воспитательный коллектив. Создание сплоченного самодеятельного ученического коллектива и всемерное развитие его воспитательных, образовательных и развивающих функций- стержневой путь организации целостного педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса на практике реализуется в трех ведущих видах деятельности — учебно-познавательная, трудовая и внеучебная творческая, им соответствуют три основные формы педагогического процесса —урок, ученическая бригада и клуб по интересам. В практической работе педагога эти основные формы и виды деятельности представлены большим количеством разновидностей. Например, клубная организация одной только туристичесо-краеведческой работы выступает в виде однодневного или многодневного похода, летнего туристского лагеря, экспедиции, экскурсии и т. д. Но в основе всех форм и их разновидностей лежит коллективная организация того или иного вида общественно полезной и личностно значимой деятельности детей - воспитательный коллектив. Единство и целостность педагогического процесса укрепляются использованием в практической работе общих методов, составляющих основу педагогического искусства и мастерства. Результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью. В период начальной стадии организации целостного педагогического процесса его субъектом является педагогический коллектив во главе с его руководителем. Однако по мере развития воспитательных функций детского ученического коллектива и развития самодеятельности учащихся они сами становятся субъектами педагогического процесса. Вместе с педагогами и вслед за ними они стимулируют поступательное развитие педагогического процесса. Такая тенденция перехода от деятельности педагогов к самодеятельности воспитанников, превращения детского воспитательного коллектива из объекта педагогического воздействия в субъект самоуправления, характеризует динамический характер целостного педагогического процесса.
|