Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологическое развитие индивида, начиная с зародышевого со-






стояния, повторяет все основные стадия, которые прошел тот или иной вид в процессе своей эволюции. Кратко он формулируется так:

онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза (социал-дарви­низм). Закон привлек внимание исследователей, и, оказавшись плодо­творным в биологии, проник в социологию, а затем в педологию. Ос­новная и непреходящая сущность этого закона заключалась в том, что к ребенку впервые была применена эволюционная точка зрения, что по­зволило сформулировать важное педагогическое положение - ребенок есть развивающееся существо, а не миниатюра взрослого человека.

Оригинальный подход к определению сущности и содержания возрастного развития личности прослеживается в творчестве Л. С. Вы­готского. Он считал, что развитие личности - сложный процесс, имею­щий свои определенные стадии, но переход от одной к другой с первого момента жизни ребенка совершается не по биологическим законам адаптации организма к среде, а под действием системы обучения, задан­ной исторически складывающимся конкретным типом культуры. Для Л. С. Выготского развитие - это возникновение нового. Поэтому стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше (например, ими мо­гут быть отдельные психические процессы, свойства личности и т. д.). При этом новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится со­вершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л. С. Выготский вводит понятие " социальная ситуация раз­вития" — специфическое для каждого возраста отношение -между ребен­ком и окружающей средой. Взаимодействие ребенка со своим социаль­ным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новооб­разований.

И здесь возникают два главных вопроса теории возрастного раз­вития личности ребенка: 1) Какова конкретная социальная ситуация раз­вития к началу данного возраста и 2) Какие психические новообразова­ния возникают у ребенка к концу данного периода? Ответы на эти во­просы имеют существенное значение для педагогической практики. Неучет педагогом этих важных факторов резко снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Л. С. Выготский рассмотрел также динамику перехода от одного возрастного периода к другому, которая может быть или быстрой, рез­кой, критической, или, напротив, плавной, постепенной, медленной. Со-

ответственно выделяются следующие критические и стабильные перио­ды возрастного развития:

Таблица 3

№   Критические периоды   Стабильные периоды  
1.   Кризис новорожденности (отделяет эмбриональный пери­од от младенческого возраста);   Младенческий возраст (2 месяца - 1 год);  
2.   Кризис одного года (отделяет младенчество от раннего детст­ва);   Раннее детство (1 год - 3 года);  
3.   Кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);   Дошкольный возраст (3 года - 7 лет);  
4.   Кризис семи лет (соединительное звено между дошкольным и школьным воз­растом);   Школьный возраст (7-12 лет);  
5.   Кризис 13 лет совпадает с пере­ломом в развитии при переходе от школьного к пубертатному возрасту;   Пубертатный возраст (14—18 лет);  
6.   Кризис 17 лет      

 

Благодаря объединению двух критериев (педагогического и пси­хофизиологического) периодизация Л. С. Выготского стала наиболее продуктивной.

Один из последователей Л. С. Выготского Д. Б. Эльконин помимо социальной ситуации развития и центрального возрастного новообразо­вания включил еще один существенный фактор, обусловливающий про­текание каждого возрастного периода. Это основной, или ведущий тип деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главней­шие изменения в психических процессах и психологических особенно­стях личности ребенка на данной стадии развития.

В первую группу входят типы деятельности, которые ориентиру­ют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интим­но-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга, но представляют собой деятельности, имеющие дело с системой отношений " ребенок - общественный взрослый" (" человек-человек").

Вторую группу составляют ведущие деятельности, связанные с системой " ребенок-общественный предмет": предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность млад-

шего школьника и учебно-профессиональная деятельность старше­классника.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей соци­альной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразова­ниями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Гра­ницами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал