Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Д. Ушинский - основоположник теории развития личности






Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержа­ние объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность.

Именно поэтому теория развития личности является важнейшим разде­лом педагогической науки, ее органической составной частью.

Основы этой теории заложил великий русский педагог Констан­тин Дмитриевич Ушинский в своих трудах, среди которых особо отме­тим " Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической ан­тропологии", " Труд в его психическом и воспитательном значении", " Родное слово".

Создавая книгу " Человек как предмет воспитания" К. Д. Ушин­ский исходил из принципа агнтропологизации педагогического знания. Автор включил в нее мысли выдающихся представителей науки о стано­влении и развитии детей, обобщил добытые другими учеными знания, иногда полемизируя с ними и делая новые выводы. Были завершены и изданы два тома " Педагогической антропологии", третий том остался незаконченным.

До К. Д. Ушинского в понятие " антропология" вкладывался философский смысл (Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский). Большое влия­ние на Ушинского оказали взгляды Ч. Дарвина и И. М. Сеченова. В то же время не трудно видеть, что автор " Педагогической антропологии" ог­раничен уровнем современного ему психологического знания. Он отме­чал: " Психология так долго находилась в зависимости от философии, что нельзя ожидать, чтобы взгляд на нее как на науку, не имеющую ни­чего общего с философскими умозаключениями, как на науку наблюде-

ния и опыта установился скоро... ". ' Это написано тогда, когда еще не было экспериментальной психологии В. Вундта, теории 3. Фрейда, уди­вительных открытий И. П. Павлова. Поэтому ряд положений К. Д. Ушинский излагает в виде догадок и предположений.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского необходимо согласо­ванное изучение человека многими науками. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является, по мнению Ушинско­го, своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогиче­ская деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной те­рапии и не знать физиологии, химии, биологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагае­мые в учебниках педагогики. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антро­пологии, которая открывает неисчерпаемые возможности воспитатель­ных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и са­моразвития).

В первом томе Ушинский рассматривает основные формы пове­дения и деятельности личности, а также сознания и мышления. Харак­терно, что для него эти формы не " затвердевшие" акты жизнедеятельно­сти, а этапы становления личности. Психолого-педагогические пробле­мы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предмета специального анализа и задачи развития личности. Большую часть второго тома К. Д. Ушинский посвятил чувствованию как особой функции развития личности. Причем, как и в других случаях, он рассматривает разные теории в философии и психологии, подвергая их критическому разбору и всегда основываясь на точных научных фак­тах.

В третьем томе К. Д. Ушинский собирался рассмотреть как овла­девает ребенок языком своего народа и какова связь речи и мышления. Он не успел проделать эту работу до конца, но оставил статью " Родное слово", где обосновал воспитательное значение языка в процессе разви­тия личности. Язык для великого педагога - могучее средство передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

В статье " Труд в его психическом и воспитательном значении" Ушинский обстоятельно анализирует воспитательное значение труда и делает вывод: только личный " дельный труд" является естественным способом воспитания личности, а заодно и условием человеческого сча­стья и наслаждения. Само учение должно быть поставлено как труд по-

' Ушинский К. Д. Собр. соч. - Т. 9. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - С. 14. 18

знания, и Ушинский формулирует свое педагогическое кредо: "... Нас­тавник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями

постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться". '


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал