Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К. Д. Ушинский - основоположник теории развития личности
Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность. Именно поэтому теория развития личности является важнейшим разделом педагогической науки, ее органической составной частью. Основы этой теории заложил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах, среди которых особо отметим " Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", " Труд в его психическом и воспитательном значении", " Родное слово". Создавая книгу " Человек как предмет воспитания" К. Д. Ушинский исходил из принципа агнтропологизации педагогического знания. Автор включил в нее мысли выдающихся представителей науки о становлении и развитии детей, обобщил добытые другими учеными знания, иногда полемизируя с ними и делая новые выводы. Были завершены и изданы два тома " Педагогической антропологии", третий том остался незаконченным. До К. Д. Ушинского в понятие " антропология" вкладывался философский смысл (Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский). Большое влияние на Ушинского оказали взгляды Ч. Дарвина и И. М. Сеченова. В то же время не трудно видеть, что автор " Педагогической антропологии" ограничен уровнем современного ему психологического знания. Он отмечал: " Психология так долго находилась в зависимости от философии, что нельзя ожидать, чтобы взгляд на нее как на науку, не имеющую ничего общего с философскими умозаключениями, как на науку наблюде- ния и опыта установился скоро... ". ' Это написано тогда, когда еще не было экспериментальной психологии В. Вундта, теории 3. Фрейда, удивительных открытий И. П. Павлова. Поэтому ряд положений К. Д. Ушинский излагает в виде догадок и предположений. По глубокому убеждению К. Д. Ушинского необходимо согласованное изучение человека многими науками. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является, по мнению Ушинского, своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной терапии и не знать физиологии, химии, биологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагаемые в учебниках педагогики. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии, которая открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и саморазвития). В первом томе Ушинский рассматривает основные формы поведения и деятельности личности, а также сознания и мышления. Характерно, что для него эти формы не " затвердевшие" акты жизнедеятельности, а этапы становления личности. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предмета специального анализа и задачи развития личности. Большую часть второго тома К. Д. Ушинский посвятил чувствованию как особой функции развития личности. Причем, как и в других случаях, он рассматривает разные теории в философии и психологии, подвергая их критическому разбору и всегда основываясь на точных научных фактах. В третьем томе К. Д. Ушинский собирался рассмотреть как овладевает ребенок языком своего народа и какова связь речи и мышления. Он не успел проделать эту работу до конца, но оставил статью " Родное слово", где обосновал воспитательное значение языка в процессе развития личности. Язык для великого педагога - могучее средство передачи человеческого опыта из поколения в поколение. В статье " Труд в его психическом и воспитательном значении" Ушинский обстоятельно анализирует воспитательное значение труда и делает вывод: только личный " дельный труд" является естественным способом воспитания личности, а заодно и условием человеческого счастья и наслаждения. Само учение должно быть поставлено как труд по- ' Ушинский К. Д. Собр. соч. - Т. 9. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - С. 14. 18 знания, и Ушинский формулирует свое педагогическое кредо: "... Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться". '
|