Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика и организация научно-педагогических исследований
Наука как особая форма процесса познания характеризуется следующими чертами. Во-первых, познавательную деятельность в науке осуществляют специально подготовленные группы людей (ученые, исследователи, научные работники). Формой ее осуществления является научное исследование, основная функция которого заключается в получении нового научного результата, приращении теоретического знания и совершенствования на этой основе практической деятельности. Во-вторых, в процессе научной деятельности создаются и разрабатываются специальные средства познания, инструментарий для более глубокого и всестороннего выявления компонентов или сторон изучаемого явления, точного описания определенных свойств, качеств, характеристик. Научно-педагогические исследования - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых для практики знаний о закономерностях воспитания, его структуре, содержании и технологии, методике организации учебно-воспитательного процесса и совершенствовании на этой основе практической педагогической деятельности. Результат научного исследования достигается путем интегрированного применения в каждом конкретном случае комплекса методов различной направленности и содержания. Обобщенно можно сказать, что история любой науки - это история познавательной деятельности людей в определенной сфере. Выделяются три группы научно-педагогических исследований: ^Фундаментальные, теоретические исследования- это обобщающие концепции, модели развития педагогических систем. Фундаментальное исследование представляет собой крупное научное достижение, описание неизвестных ранее закономерностей, взаимосвязей, теоретических обобщений, направленных на истолкование изучаемого явления. Удельный вес этой группы по отношению к двум другим невелик. ^Прикладные (опытно-экспериментальные) исследования направлены на углубленное изучение отдельных сторон учебно-воспитательного процесса и практическое использование сформулированных ранее законов и теорий. 3) Методические разработки или практика-ориентированные исследования- это научно-методическое обоснование конкретных рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Исследования данной группы в основном направлены на совершенствование преподавания отдельных учебных предметов и более эффективное проведение внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Независимо от конкретной группы, всякое исследование включает, как минимум, четыре основных этапа: * подготовительный (составление программы исследования, постановка целей и задач, первичное ознакомление с литературными источниками, выдвижение гипотезы на основе анализа литературы и анализа педагогического опыта, планирование исследования по этапам); * собственно исследовательский, связанный с применением избранного комплекса методик; * этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных в ходе исследования экспериментальных данных; * этап интерпретации, обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характер протекания исследуемого педагогического явления или процесса. Начинающему исследователю полезно ознакомиться с рекомендательными советами по выбору проблемы и темы исследования. Во-первых, следует определиться, какое направление педагогической науки Вам импонирует в большей степени: методология педагогики, теория и методика воспитания, дидактика и методика обучения, школоведение, история педагогики, семейное воспитание и т. д. Во-вторых, какую проблему в избранной области Вы хотели бы исследовать: содержание воспитания, педагогическая технология, воспитательная деятельность, методика обучения, экономика и планирование в системе образования и т. д. В-третьих, сориентироваться в научном коллективе и сделать правильный выбор научного руководителя или консультанта; В-четвертых, попытаться самостоятельно продумать программу Вашего исследования, составить картотеку и библиографию по избранной теме; В-пятых, правильно организовать свою повседневную работу.
|