Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педология как синтез знаний о развитии личности ребенка
Возникнув в конце XIX века на западе, педология, или наука о ребенке, в начале XX века распространяется и в России. Среди ученых, с именами которых связано развитие педологии- представители различных наук, занимающиеся изучением человека: психиатры, психологи, педагоги, физиологи, дефектологи. В русле этого движения появились работы М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского и др. Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Тем самым реализовывался-на практике тезис Ушинского " Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Одним из создателей педологии стал выдающийся педагог и психолог Павел Петрович Блон-ский, который глубоко исследовал возрастные особенности развития детей и внес весомый вклад в теорию развития личности. В своем учебнике по педологии он определял ее как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. В педологии выделяются четыре важнейших принципа (А. В. Петровский), существенно изменившие сложившиеся к тому времени подходы к изучению детей. 1. Ребенок- целостная система. Он не должен изучаться только " по частям", когда что-то исследует возрастная физиология, что-то психология, что-то неврология. 2. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого. 3. Третий принцип педологии связан с коренным поворотом в методологии исследования детства. Психология, антропология, физиология, если и обращались к изучению ребенка, то предмет исследования традиционно усматривался в нем самом, взятом вне социального кон- ' Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. -С. 142. текста, в котором живет и развивается ребенок, вне его быта, окружения, вообще вне общественной среды. Не принималось в расчет, что различная социальная среда зачастую существенным образом меняет не только психологию детства, но и заметно сказывается на антропологических параметрах возрастного развития. Отсюда, например, интерес педологов к личности трудного подростка. При вполне благоприятных природных задатках, но в результате общей физической ослабленное™ от систематического недоедания, влияния затянувшейся безнадзорности или иных социальных причин дезорганизуется поведение и психическая деятельность такого подростка, снижается уровень обучаемости. 4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической, перейти от познания мира ребенка к его изменению. Именно поэтому широко было развернуто педолого-педагогическое консультирование, проводилась работа педологов с родителями, делались первые попытки наладить психологическую диагностику развития ребенка. Несомненным достоинством педологии было накопление обширнейшего материала о возрастном развитии детей и подростков на широкой антропологической основе. Педология опиралась на психологию, анатомию, физиологию, педиатрию, лингвистику, биологию, философию и другие науки о человеке. До сих пор у нас нет ничего подобного. Но в то же время, выйдя из чрева педагогики, педология противопоставила себя науке о воспитании, она вырвала процесс развития ребенка из контекста воспитания. В силу этого отдельные ее представители не смогли преодолеть уклонов в биологизаторство либо, наоборот, в социологизаторство. А практические работники-педологи попытались диктовать педагогам методы и способы их деятельности. На основе этого вскоре получила широкое распространение порочная практика селекции, отбора детей по способностям в специальные группы и классы, что отрицательно сказывалось на их воспитании и обучении. Разгром педологии волевым административным актом - известным постановлением от 4 июня 1936 г. - нанес серьезный ущерб развитию педагогических наук, т. к. этим по существу были прекращены исследования целостного развития ребенка: на многие годы педагогика осталась бездетной, из нее выхолостили теорию развития личности. Педагогика, покончив с педологией, выплеснула вместе с " педологической" водой и ребенка, которым та направленно начала заниматься. В результате складывалось (и сейчас препятствует решению многих практических педагогических задач) положение, при котором в ребенке видят всего лишь точку приложения сил (не то мальчика, не то девочку), а не думающего, радующегося и страдающего ребенка, развивающуюся личность, с которой надо сотрудничать, а не только лишь поучать, требовать и муштровать. Реальные достижения педагогов, а их отрицать невозможно, возникали не благодаря, а вопреки разгрому педологии.
|