Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе






Изменение социокультурной ситуации на Западе, связанной с ут­верждением феодального строя, а также распространением христианст­ва как духовно-нравственной доминанты общества коренным образом повлияло на смену педагогической парадигмы. С установлением моно­полии церкви в Западной Европе основными типами школ стали: при­ходские, монастырские и соборные, или кафедральные. Они, по суще­ству и определяли содержание средневекового образования, сводившее­ся к постижению " семи свободных искусств".

Переломным рубежом в развитии западноевропейских стран ста­ли ХII-ХIII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств, появление элементов ново­го отношения к миру и человеку - все это способствовало бурному раз­витию образования и просвещения. В XIII в. резко обозначилась тен­денция обмирщения образования, школьное дело постепенно выделяет­ся в самостоятельную отрасль. Появляются новые типы учебных заведе­ний, призванных удовлетворить потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения — цеховые и гильдейские школы.

В этот же период (конец ХП-ХШ вв.) происходит выделение выс­шего образования - на основе школ возникают университеты, незави­симые ни от церкви, ни от феодалов, ни от городского самоуправления. Наиболее знаменитыми были Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский университеты.

3. 4. Формирование теории обучения и воспитания в XV II -XIX вв. (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег)

XVII век — время интенсивного развития опытного знания, появ­ления многих новых наук. Именно в XVII в. в культурной жизни Запад­ной Европы зарождается такой феномен, как научная педагогика. Твор­чество ее создателя Я. А. Каменского пронизано духом высочайшего гу­манизма.

Кратко перечислим основные открытия, сделанные Я. А. Коменским в области педагогии:

* обоснование принципа природосообразности;

* разработка возрастной периодизации;

* создание классно-урочной системы обучения;

* определение системы школ и содержания обучения в них;

* обоснование основных дидактических принципов;

* составление первых учебников для школ, снабженных иллюстра­циями и методическими рекомендациями для учителей;

* создание учения о материнской школе.

Эпоха Просвещения выдвинула немало имен великих мыслите­лей, оказавших сильное влияние на судьбы всемирной педагогики:

Локк - в Англии; Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций - во Франции; Ло­моносов, Новиков, Бецкой - в России; Лессинг, Шиллер, Гете - в Герма­нии; Джефферсон, Франклин - в Америке.

Подлинным манифестом гуманистической педагогики стала кни­га Ж-Ж Руссо " Эмиль, или о воспитании". Руссо заложил идейные ос­новы нового направления в педагогике, получившего название " естест­венного (свободного) воспитания". Видными представителями этого на­правления в России были Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель.

Ведущую гуманистическую идею педагогов-демократов XVII-XIX вв. можно обозначить одним кратким словом - всеобуч (В. М. Коротов), поскольку все они решительно выступали за всеобщее доступное для всего молодого поколения образование. И Коменский, утверждая необходимость учить всех всему основательно; и Песталоцци, пропаган­дируя природосообразное элементарное образование для детей бедней­ших слоев общества; и Дистервег, разработавший дидактическую систе­му педагогического образования учителей народной школы.

3. 5. Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX вв.: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов

В российской педагогике эту гуманистическую линию продолжа­ли и развивали выдающиеся русские педагоги: К. Д. Ушинский, Н. И. Пи­рогов, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель и др.

Оценивая значение педагогического наследия К. Д. Ушинского, особенного главного труда его жизни- книги " Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" — можно с уверенно­стью сказать, что в ней заложен основной фундамент современного на­учного педагогического знания, изложены основы общей теории разви­тия личности. К. Д. Ушинский предпринял беспримерную по своей сме­лости попытку создания педагогической антропологии. Особенно глубо­ко К. Д. Ушинский исследовал роль родного языка в воспитании и разви­тии личности. Следуя за своими теоретическими выводами, он создал уникальные учебные книги " Родное слово" и " Детский мир", снабдив их оригинальными методическими руководствами для учителя.

В 1860-е гг. в российской педагогике усилились мотивы свободы. Наиболее ярким представителем теории и практики свободного воспи-15

тания в России был Л. Н. Толстой. Осенью 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Важнейшими задачами школы Л. Н. Толстой считал развитие творческой личности ребенка, самостоя­тельности и познавательной активности. Свое понимание педагогиче­ской проблематики он изложил в программных статьях " О народном об­разовании" и " Воспитание и образование", опубликованных в издавав­шемся им журнале " Ясная Поляна" в 1862 г. В 70-е годы Л. Н. Толстой создал детские книги для чтения " Азбука" и " Новая азбука", в которые поместил рассказы " Лев и собачка", " Булька", " Акула", " Филипок" и другие, ставшие любимым чтением детей многих поколений.

Широко известным педагогом в этот период был Н. И. Пирогов. В 1856 г. появилась его статья " Вопросы жизни", которая обратила на се­бя внимание передовыми идеями о сущности и назначении общечелове­ческого воспитания. Заслуженное признание педагогической общест­венности получила педагогическая деятельность Н. И. Пирогова на посту попечителя Одесского, а затем Киевского учебных округов, где он зна­чительно улучшил работу школ, заботился о повышении методического уровня учителей, подготовил открытие университета в Одессе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал