Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Теория возрастного развития личности






Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности

Теория возрастного развития личности ребенка в онтогене­зе - то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций разви-

' Там же.

2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. -С. 329.

3 Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. -М.: Мысль, 1977. -С. 311.

тия личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других на­учных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами.

Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его начало- с рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и об­щая теория развития личности, она является междисциплинарной и но­сит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные перио­ды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются " в о з р а с т " и " д е т с т в о ".

Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизиче­ском плане. Возрастной период развития личности наполнен индивиду­ально-неповторимым содержанием - особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с ок­ружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ре­бенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулаги­на). Детство- явление историческое: и его содержание, и продолжи­тельность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослежива­ет И. С. Кон в книге " Ребенок и общество" (М.: Наука, 1988).

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он вы­двинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенно­стям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принци­па природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие.

В XIX веке теория возрастного развития личности значительно продвинулась. Это было связано с тенденцией всестороннего изучения ребенка, сформировавшейся к концу XIX века, и биогенетическими концепциями, обращавшими особое внимание на биологические детер­минанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психические свойства.

В 1862 г. немецкие исследователи Геккель и Мюллер сформули­ровали биогенетический закон, или закон рекапитуляции (от лат. - сжа­тое повторение). Родоначальник педологии Стенли Холл считал этот за­кон главным в психологии. Сущность его заключается в следующем:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал