Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Теория возрастного развития личности
Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности Теория возрастного развития личности ребенка в онтогенезе - то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций разви- ' Там же. 2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. -С. 329. 3 Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. -М.: Мысль, 1977. -С. 311. тия личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других научных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами. Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его начало- с рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и общая теория развития личности, она является междисциплинарной и носит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные периоды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются " в о з р а с т " и " д е т с т в о ". Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизическом плане. Возрастной период развития личности наполнен индивидуально-неповторимым содержанием - особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулагина). Детство- явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослеживает И. С. Кон в книге " Ребенок и общество" (М.: Наука, 1988). Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенностям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие. В XIX веке теория возрастного развития личности значительно продвинулась. Это было связано с тенденцией всестороннего изучения ребенка, сформировавшейся к концу XIX века, и биогенетическими концепциями, обращавшими особое внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психические свойства. В 1862 г. немецкие исследователи Геккель и Мюллер сформулировали биогенетический закон, или закон рекапитуляции (от лат. - сжатое повторение). Родоначальник педологии Стенли Холл считал этот закон главным в психологии. Сущность его заключается в следующем:
|