Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение. В качестве краткого обзора основных принципов РЭПТ мы включили в очень сжатом виде терапевтическую демонстрацию доктора Альберта Эллиса во время институтского
В качестве краткого обзора основных принципов РЭПТ мы включили в очень сжатом виде терапевтическую демонстрацию доктора Альберта Эллиса во время институтского пятидневного практического семинара. Пациенткой была молодой специалист, которая посещала семинар и хотела обсудить свои затруднения в новом для нее деле. В общих чертах, А = желание испытать себя в новой профессиональной деятельности, такой как проведение семинаров, С = инертность. Психотерапевт спросил, что ей мешает. Она ответила: П: Мне кажется, я буду делать ошибки. В: Ну и что? П: Люди будут считать меня плохим преподавателем. В: И что тогда? П: Мне бы это не понравилось. В: Такая оценка ситуации вряд ли бы Вас так расстроила. П: Я не могу такое перенести. В: Почему Вы не можете перенести их невысокое мнение о Вас как о преподавателе? П: (долгое молчание)... Я считаю, что должна быть хорошим преподавателем в их глазах. В: Почему Вы должны быть хорошим преподавателем в их глазах? Я ученый — докажите мне это. (Улыбается) П: (долгое молчание) В: Как Вы будете себя чувствовать до тех пор, пока убеждены, что должны? П: Неспокойно. В: Должны ли они все любить Вас? П: Нет. В: Тогда почему должны... П: Потому, что я хочу чтобы они меня любили! В: Что бы мне ни захотелось, я должен это иметь? Чем Вы за это заплатите, если добьетесь своего? П: Нервным напряжением … В: Правильно! Тревогой и депрессией. Хорошо, допустим Вы добились своего — они все Вас обожают. Знаете ли Вы, что и в этом случае окажетесь в трудном положении? (пауза) Откуда Вы знаете, что и в следующий раз Вы добьетесь обожания? Разве Вы не требуете гарантированного обожания? (252:) П: Хммм. Да. В: Вы будете тревожиться до тех пор, пока так считаете. Как бы Вы могли изменить свою позицию? Каким образом Вы могли бы прийти к мнению, что желательно получить одобрение, но Вы вовсе не обязаны добиться этого? П: Может быть попробовать провести несколько семинаров? В: Правильно, не бойтесь некоторого риска. Что еще? (пауза) «Если им не понравится, я переживу. Как это отразилось бы на моей жизни, если бы им не понравились мои семинары?» Допустим Вы неудачно проводите семинары. Даже очень плохо! Тем не менее, можете ли Вы быть счастливым человеком, даже если не имеете всё то, что хотелось бы? П: Да (неуверенно). В: Видите, как неуверенно Вы отвечаете? Как бы Вы могли ответить тверже? (Показывает): «Чёрт возьми! Я убеждена, что не буду принижать себя, даже если никогда не добьюсь успехов!» Но считать, что у Вас сейчас нет проблем тоже неправильно. Разве у Вас нет проблем? Доказать практически, что у Вас нет проблем так же невозможно, как и доказать, что Вы плохой человек. «Меня зовут Нэнси. Как все-таки мне научиться радоваться жизни и перестать доказывать себе, чего я стою?» Видите, Вы можете обойтись без оценочных ярлыков. Вам нет необходимости оценивать себя, т.е. вести непрерывное наблюдение за собой. Но Вы можете оценить свои действия на нашем семинаре, поскольку Вам будет приятно иметь успехи. (253:) Содержание Введение 3 Глава 1. Основные принципы РЭПТ и как их излагать 7 Рационально-эмоционально-поведенческая теория 7 Мифы и заблуждения 10 Рационально-эмоционально-поведенческая философия 11 Эпистемология.12 Диалектика 13 Ценности 13 Этика 14 Ответственный гедонизм 15 Этический гуманизм 16 Рациональность как индивидуальная философия. 17 Рационально-эмоционально-поведенческая терапия 18 Модель АВС 19 Обучение пациентов тому, что внешние события не являются источником наших чувств.20 Обучение пациентов тому, что другие люди не являются источником наших чувств.21 Преодоление возражений пациентов 24 Симптомный стресс.26 Расширение модели АВС 26 Глава 2. Терапевтическая стратегия: основные приемы проведения РЭПТ. 28 Начало работы с пациентом 28 Выбор проблемы.35 Цели терапии.37 Глава 3. Работа над «А» 38 Распознавание «А» 38 Уточнение «А» 41 Излишние детали об «А» 41 Неопределенность в описании «а» 43 Слишком много «А» 46 Когда «а» вне компетенции психотерапевта 47 Когда «С» становятся «А» 48 Об изменении «А» 49 Глава 4. Работа над «С». 51 Устранение затруднений с «С» 52 Чувство вины по поводу «С» 52 Чувство стыда по поводу «С» 53 Слабый аффект или его отсутствие во время сеанса 54 Уплощённый или неадекватный аффект.54 Тягостные эмоции 55 Когда путают мысли с чувствами («В» и «С») 56 Затруднения описания 57 Дихотомическое мышление 58 Ошибочная самооценка эмоций 59 Непонятное описание эмоций 59 Отсутствие видимого дистресса 60 Эмоции во время сеанса 62 Решение изменить «С» 62 Учебные стенограммы 64 Глава 5. Работа над «В» 71 Слова и их значение 73 Основные иррациональные верования 75 Выявление «иВ» 82 Поиск «иВ» при определенных эмоциях 87 Другие рекомендации 89 Заключительное предостережение 90 Глава 6. Дискуссия: общие подходы 91 Когнитивная дискуссия 92 Образная дискуссия 96 (255:) Поведенческая дискуссия 99 Что важно знать о дискуссии 100 Схема дискуссии.103 Работа над «В» 105 Этапы 2 и 3 105 Этап 1 107 Этап 5 107 Этап 6 107 Этап 7 107 Глава 7. Дискуссия: частные рекомендации 108 Обсуждение основных иррациональных концепций.108 Выражения долженствования.:.109 Я должен 111 Окружающие должны.115 Мир должен.117 Драматизация.117 Человеческая ценность.122 Высокая самооценка 124 Точка 1 124 Положительные состояния (успехи, любовь и т. д.) 124 Отрицательные состояния (провал, отвержение и т.д.) 124 Низкая самооценка 124 Потребности 128 Низкая фрустрационная толерантность 131 Глава 8. Дискуссия: проблемы и их решение 133 Преодоление затруднений в споре 133 Трудные пациенты 137 Предостережения 141 Заключение 144 Глава 9. Поведение психотерапевта: расширение возможностей 154 (256:) Активно-директивный стиль 154 Лекция в сравнении с сократическим диалогом 155 Форма вопросов 158 Темп опроса 159 Удержание внимание пациента на проблеме 161 Избыточность 163 Стиль языка 164 Неприличные слова 164 Интонации 166 Молчание 167 Некоторые заключительные замечания 168 Ригидность привычек психотерапевта 169 Роль психотерапевта 170 Перенос и контрперенос 171 Завершение лечебного сеанса 174 Резюме: как избежать распространенных ошибок 175 Глава 10. Всеобъемлющая рационально-эмоционально-поведенческая терапия 178 Тренировка самоподдержки 179 Продолжение работы над «А» 181 Восприятие «А».182 Тренировка самоутверждающего поведения 196 Как давать практические советы, помогающие изменить «А».199 Глава 11. Домашние задания. 202 Обоснование 202 Примеры домашней работы 204 Предписание чтения.204 Предписание слушания j 205 Письменные задания.205 Задания с использованием воображения.209 Предписание наблюдения за мыслями.210 Предписание релаксации 210 Предписание действий.211 Преодоление проблем с домашними заданиями 215 Изменение роли психотерапевта 218 (257:) Глава 12. Курс лечения. 219 Пример плана лечения.220 Сеанс 5 220 Сеанс 6 221 Сеанс 7 221 Продолжение лечения.223 Окончание лечения.225 Повторная иммунизация 228 Глава 13. Рациональный подход к консультированию по вопросам семьи и брака 229 Выяснение намерений супругов 232 Решение развестись 236 Неспособность принять решение в отношении брака 238 Улучшение отношений 241 Проблемы общения 244 Повышение удовольствия в браке 245 Улучшение сексуальной жизни 246 Резюме 247 Ответы на вопросы 248 Приложение 251 (258:)
|