Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. В качестве краткого обзора основных принципов РЭПТ мы включили в очень сжатом виде терапевтическую демонстрацию доктора Альберта Эллиса во время институтского






В качестве краткого обзора основных принципов РЭПТ мы включили в очень сжатом виде терапевтическую демонстрацию доктора Альберта Эллиса во время институтского пятидневного практического семинара. Пациенткой была молодой специалист, которая посещала семинар и хотела обсудить свои затруднения в новом для нее деле. В общих чертах, А = желание испытать себя в новой профессиональной деятельности, такой как проведение семинаров, С = инертность. Психотерапевт спросил, что ей мешает. Она ответила:

П: Мне кажется, я буду делать ошибки.

В: Ну и что?

П: Люди будут считать меня плохим преподавателем.

В: И что тогда?

П: Мне бы это не понравилось.

В: Такая оценка ситуации вряд ли бы Вас так расстроила.

П: Я не могу такое перенести.

В: Почему Вы не можете перенести их невысокое мнение о Вас как о преподавателе?

П: (долгое молчание)... Я считаю, что должна быть хорошим преподавателем в их глазах.

В: Почему Вы должны быть хорошим преподавателем в их глазах? Я ученый — докажите мне это. (Улыбается)

П: (долгое молчание)

В: Как Вы будете себя чувствовать до тех пор, пока убеждены, что должны?

П: Неспокойно.

В: Должны ли они все любить Вас?

П: Нет.

В: Тогда почему должны...

П: Потому, что я хочу чтобы они меня любили!

В: Что бы мне ни захотелось, я должен это иметь? Чем Вы за это заплатите, если добьетесь своего?

П: Нервным напряжением …

В: Правильно! Тревогой и депрессией. Хорошо, допустим Вы добились своего — они все Вас обожают. Знаете ли Вы, что и в этом случае окажетесь в трудном положении? (пауза) Откуда Вы знаете, что и в следующий раз Вы добьетесь обожания? Разве Вы не требуете гарантированного обожания? (252:)

П: Хммм. Да.

В: Вы будете тревожиться до тех пор, пока так считаете. Как бы Вы могли изменить свою позицию? Каким образом Вы могли бы прийти к мнению, что желательно получить одобрение, но Вы вовсе не обязаны добиться этого?

П: Может быть попробовать провести несколько семинаров?

В: Правильно, не бойтесь некоторого риска. Что еще? (пауза) «Если им не понравится, я переживу. Как это отразилось бы на моей жизни, если бы им не понравились мои семинары?» Допустим Вы неудачно проводите семинары. Даже очень плохо! Тем не менее, можете ли Вы быть счастливым человеком, даже если не имеете всё то, что хотелось бы?

П: Да (неуверенно).

В: Видите, как неуверенно Вы отвечаете? Как бы Вы могли ответить тверже? (Показывает): «Чёрт возьми! Я убеждена, что не буду принижать себя, даже если никогда не добьюсь успехов!» Но считать, что у Вас сейчас нет проблем тоже неправильно. Разве у Вас нет проблем? Доказать практически, что у Вас нет проблем так же невозможно, как и доказать, что Вы плохой человек. «Меня зовут Нэнси. Как все-таки мне научиться радоваться жизни и перестать доказывать себе, чего я стою?» Видите, Вы можете обойтись без оценочных ярлыков. Вам нет необходимости оценивать себя, т.е. вести непрерывное наблюдение за собой. Но Вы можете оценить свои действия на нашем семинаре, поскольку Вам будет приятно иметь успехи. (253:)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные принципы РЭПТ и как их излагать 7

Рационально-эмоционально-поведенческая теория 7

Мифы и заблуждения 10

Рационально-эмоционально-поведенческая философия 11

Эпистемология.12

Диалектика 13

Ценности 13

Этика 14

Ответственный гедонизм 15

Этический гуманизм 16

Рациональность как индивидуальная философия. 17

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия 18

Модель АВС 19

Обучение пациентов тому, что внешние события не являются источником наших чувств.20

Обучение пациентов тому, что другие люди не являются источником наших чувств.21

Преодоление возражений пациентов 24

Симптомный стресс.26

Расширение модели АВС 26

Глава 2. Терапевтическая стратегия: основные приемы проведения РЭПТ. 28

Начало работы с пациентом 28

Выбор проблемы.35

Цели терапии.37

Глава 3. Работа над «А» 38

Распознавание «А» 38

Уточнение «А» 41

Излишние детали об «А» 41

Неопределенность в описании «а» 43

Слишком много «А» 46

Когда «а» вне компетенции психотерапевта 47

Когда «С» становятся «А» 48

Об изменении «А» 49

Глава 4. Работа над «С». 51

Устранение затруднений с «С» 52

Чувство вины по поводу «С» 52

Чувство стыда по поводу «С» 53

Слабый аффект или его отсутствие во время сеанса 54

Уплощённый или неадекватный аффект.54

Тягостные эмоции 55

Когда путают мысли с чувствами («В» и «С») 56

Затруднения описания 57

Дихотомическое мышление 58

Ошибочная самооценка эмоций 59

Непонятное описание эмоций 59

Отсутствие видимого дистресса 60

Эмоции во время сеанса 62

Решение изменить «С» 62

Учебные стенограммы 64

Глава 5. Работа над «В» 71

Слова и их значение 73

Основные иррациональные верования 75

Выявление «иВ» 82

Поиск «иВ» при определенных эмоциях 87

Другие рекомендации 89

Заключительное предостережение 90

Глава 6. Дискуссия: общие подходы 91

Когнитивная дискуссия 92

Образная дискуссия 96 (255:)

Поведенческая дискуссия 99

Что важно знать о дискуссии 100

Схема дискуссии.103

Работа над «В» 105

Этапы 2 и 3 105

Этап 1 107

Этап 5 107

Этап 6 107

Этап 7 107

Глава 7. Дискуссия: частные рекомендации 108

Обсуждение основных иррациональных концепций.108

Выражения долженствования.:.109

Я должен 111

Окружающие должны.115

Мир должен.117

Драматизация.117

Человеческая ценность.122

Высокая самооценка 124

Точка 1 124

Положительные состояния (успехи, любовь и т. д.) 124

Отрицательные состояния (провал, отвержение и т.д.) 124

Низкая самооценка 124

Потребности 128

Низкая фрустрационная толерантность 131

Глава 8. Дискуссия: проблемы и их решение 133

Преодоление затруднений в споре 133

Трудные пациенты 137

Предостережения 141

Заключение 144

Глава 9. Поведение психотерапевта: расширение возможностей 154 (256:)

Активно-директивный стиль 154

Лекция в сравнении с сократическим диалогом 155

Форма вопросов 158

Темп опроса 159

Удержание внимание пациента на проблеме 161

Избыточность 163

Стиль языка 164

Неприличные слова 164

Интонации 166

Молчание 167

Некоторые заключительные замечания 168

Ригидность привычек психотерапевта 169

Роль психотерапевта 170

Перенос и контрперенос 171

Завершение лечебного сеанса 174

Резюме: как избежать распространенных ошибок 175

Глава 10. Всеобъемлющая рационально-эмоционально-поведенческая терапия 178

Тренировка самоподдержки 179

Продолжение работы над «А» 181

Восприятие «А».182

Тренировка самоутверждающего поведения 196

Как давать практические советы, помогающие изменить «А».199

Глава 11. Домашние задания. 202

Обоснование 202

Примеры домашней работы 204

Предписание чтения.204

Предписание слушания j 205

Письменные задания.205

Задания с использованием воображения.209

Предписание наблюдения за мыслями.210

Предписание релаксации 210

Предписание действий.211

Преодоление проблем с домашними заданиями 215

Изменение роли психотерапевта 218 (257:)

Глава 12. Курс лечения. 219

Пример плана лечения.220

Сеанс 5 220

Сеанс 6 221

Сеанс 7 221

Продолжение лечения.223

Окончание лечения.225

Повторная иммунизация 228

Глава 13. Рациональный подход к консультированию по вопросам семьи и брака 229

Выяснение намерений супругов 232

Решение развестись 236

Неспособность принять решение в отношении брака 238

Улучшение отношений 241

Проблемы общения 244

Повышение удовольствия в браке 245

Улучшение сексуальной жизни 246

Резюме 247

Ответы на вопросы 248

Приложение 251 (258:)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал