Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I Новые направления работы педагога и психолога в школах для детей с нарушением зрения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Солнцева Л.И.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
Москва 2006 г.
I Новые направления работы педагога и психолога в школах для детей с нарушением зрения.
Развитие тифлопсихологии, как общественной, социальной науки связано с изменениями условий жизни общества, с новыми требованиями, которые оно предъявляет к подрастающему поколению, к его социальным, морально-этическим, интеллектуальным качествам, практическим, техническим умениям и навыкам, к уровню всей психологической системы учащихся, к их компетенциям формирующимся в процессе обучения в школе. «Образование – это как судьба»[1] - Это высказывание депутата Государственной думы Д. Поллыевой относится к образованию детей с нарушением зрения даже значительно больше, чем к их нормально видящим сверстникам. Образование для них бесконечно важнее. Это – жизнь, активное участие вместе со всей страной в решении актуальных задач нашего общества. Это – обретение самостоятельности. Образование для слепых и слабовидящих не только реабилитация и восстановление их социального статуса, как личности и члена общества, но и преодоление трудностей, развитие и трансформация своих внутренних сил и потенциала, предотвращение негативного отношения к ним зрячих. Американский психолог Р. Стернберг[2] говорит что «Люди не только адаптируются к среде, но также формируют и выбирают ее … добиваются успехов во взаимодействии со средой, накапливая силы и компенсируя слабости». Слепому в этом должны помочь школа и общество, создавая условия для его становления полноценным членом социума.[3] Известный немецкий тифлопсихолог Вернер Болдт в предисловии к книге «История педагогики слепых»[4] Оттокара Ванечека говорит о том, что современная педагогика слепых в течение более 150 лет находится в фазе поисков проб и профилактических средств, позволяющих решить проблему обучения и социализации человека при потере зрения. Радикальное же решение этих задач, отмечает он, обращение к действительности, взгляд в XXI век. Он обращает внимание на зависимость развития тифлопедагогики и школы слепых от направлений теорий духовного, культурного и технологического развития общества каждой эпохи. Неизбежно происходящие в настоящее время перемены, новы формы образования и средства обучения в школах слепых требуют критического подхода к происходящему, когда постулат общности основы образования слепых и нормально видящих должен стать правомерным. В условиях глобальных социально-экономических изменений в современном мире произошли и серьезные перемены во всех структурах, входящих в систему тифлопсихологии. Изменилось понимание предмета, объекта, методов и средств влияния на формирование личности, появилась необходимость создания новой образовательной среды оснащенной современными средствами получения информации. Техническая революция, осуществляющаяся во всем мире, требует подготовки детей к овладению новыми знаниями, профессиями, технологиями, чтобы они чувствовали себя свободно и независимо в современном обществе. Неудовлетворенность системой образования ощущается во всем мире, в том числе и в нашей стране. И.А. Зимняя[5], говоря о необходимости создания новой парадигмы образования, характеризует отличительные изменения в направленности системы образования, а именно - ориентация на самостоятельность, творческую инициативу, конкурентоспособность и мобильность обучающихся. «В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, и выступило понятие «компетенция», (компетентность)». Анализируя современную и зарубежную литературу, посвященную проблемам компетенции, И.А. Зимняя отмечает, что компетенции в области образования связаны с формированием новых психических качеств учащихся, и, кроме когнитивных и операционно-технологических составляющих, включает мотивационную, этическую, социальную и поведенческую сферы[6]. На основе теорий отечественной психологии, характеризующих человека как субъекта общения, познания и труда (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) ею были выделены три основные, ключевые компетенции. Это 1) компетенции, относящиеся к самому человеку, как личности, субъекту деятельности и общения; 2) компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной среды; 3) компетенции, относящиеся к различным формам деятельности человека Педагогические и психологические исследования показывают, что в современной школе у учащихся эти компетенции развиваются в недостаточной степени. Это нашло отражение в «Концепции Университетского округа Московского городского психолого-педагогического университета»[7]. «… Приоритетом развития мировой педагогики становится развитие самостоятельности учащихся. Недостаточно иметь внимательного и послушного ученика, добросовестно усвающего лекцию или параграф. Современный учащийся должен сам уметь сформулировать проблему, найти, отобрать не6обходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод». Таким образом, в «Концепции» подчеркивается стратегическое направление развития образовательных систем в современном обществе, которые раскрываются в создании условий для освоения учащимися обобщенных предметных умений и компетентностей на основе вовлечения их в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний. Анализ компетенций, необходимых для школьников в процессе получения образования показывает их психологическую сущность и направленность. Как же обстоит дело с образованием слепых и слабовидящих детей, живущих и обучающихся в специальных школах-интернатах? В первую очередь необходимо выяснить какое влияние дефект зрения оказывает на формирование психологических качеств детей с нарушением зрения и что специфическое вносит дефект зрения учащихся в работу учителя-тифлопедагога при формировании личности, и какими компетенциями он должен обладать в отличие от педагогов массовой школы. В связи с этим необходимо изучить особенности психического развития детей с нарушением зрения, специфику их познавательной деятельности, личностного и эмоционального развития. Особое место, как и в массовой школе, принадлежит подготовке к овладению новыми развивающимися технологиями, новыми профессиями, позволяющими незрячим войти как равный член в общество. В связи с этим, проблема формирования социальных навыков, навыков общения со зрячими, умений оценивать различные ситуации, как в профессиональных, так и в бытовых условиях, играют не меньшую роль, чем чисто академические знания, которые они получают в процессе усвоения школьной программы, по своему содержанию равной с программами массовой школы. Чтобы выяснить насколько школа для слепых, обеспечивая детям знания, умения и навыки в рамках преподавания предметов, включенных в перечень изучаемых в школе, удовлетворяет запросы детей, нами было проведено тестирование учащихся старших классов одной из подмосковных школ для слепых. Им было предложено ответить на вопросы, довольны ли они преподаванием в своей школе, как они оценивают получаемые знания и чего им не хватает. Выяснялось также, изучение каких предметов дает им возможность социализации и помогает решить проблему трудоустройства, выбора профессии и почувствовать себя свободно в среде зрячих. Результаты теста показали, что практически две трети учащихся удовлетворены обучением в школе в целом. Однако колебани я в удовлетворяющих и неудовлетворяющих оценках в их потребности в знаниях при преподавании разных предметов в значительной степени связано с отношением детей к педагогу, его компетентности не только в области академических знаний, которые он дает детям, но компетенции учителя как тифлиста, знающего особенности их психического развития, понимающего их трудности и создающего в классе атмосферу взаимопонимания. Если говорить о предметах, которые дети изучают, то на первые места ими выделяются те, которые входят в номенклатуру школьной программы: математика, физика, физкультура, русский язык и литература. Хотя и здесь чувствуется специфика выбора в соответствии не только с их способностями, потребностями, но и с возможностями их социализации и трудоустройства. Так, математика отмечается ими как одно из важнейших направлений, где слепые могут себя показать и проявить с большой результативностью. Выдвижение физического воспитания на одно из первых мест они обосновывают тем, что развитие двигательной сферы и ориентировки является важным условием социальной адаптации в сфере зрячих при овладении любой профессией. Эстетика, музыка, информатика, машинопись также выделяются старшеклассниками как прикладные дисциплины, способствующие их активному вхождению в жизнь зрячих. В число неудовлетворяющих их предметов входят история, социально-бытовое обслуживание, что связано с их неудовлетворенными потребностями. Ряд предметов, такие как история, информатика, английский язык и др. фигурируют как положительно, так и отрицательно оцениваемые детьми, что следует скорее объяснить индивидуальными различиями учащихся, их склонностями и способностями, чем качеством преподавания. Проведенный далее тест о предметах, желательных детям для изучения в обновленной школе, оказался очень информативным. Как и в предыдущем тесте, старшеклассники включили для изучения основные стержневые предметы, входящие в программу обучения современной школы. Однако учащимися названо значительное количество дисциплин не входящих в систему современной общеобразовательной школы для слепых, что свидетельствует в неудовлетворенных потребностях учащихся в знаниях и компетенциях, позволяющих им полноценно адаптироваться при вхождении в мир зрячих. Непосредственно вслед за русским языком, литературой, математикой как основы обучения, выступил целый ряд специфических предметов помогающих им в жизни. Это культура общения, психология, то есть те технологии, которые обеспечивают слепым и слабовидящим детям старшего школьного возраста успешную деятельность общения, как одного из средств получения слепыми информации от окружающих взрослых и товарищей, как технологии адаптации в современном обществе. Недостаток опыта и культуры общения и более широкого образования из-за недоступности литературы, не издающейся по Брайлю, мешает им чувствовать себя свободно в незнакомом обществе. Их интересуют такие предметы как риторика, логика, социология, философия, экономика, этика и эстетика. Особое место в их интересах занимают овладение компьютерными информационными технологиями, возможность пользоваться Интернетом, сетью, которая перестала быть просто системой хранения больших объемов информации, а предоставляет также такую уникальную возможность общения с людьми в любой точке планеты в реальном времени. Учащиеся чувствуют необходимость более широкого знакомства с ценностями мировой культуры, сознавая, что только большая осведомленность и большие знания дают возможность конкурировать со зрячими в решении жизненных ситуаций и полноценно интегрироваться в современный мир зрячих. С другой стороны, они высказывают пожелания более глубокого изучения предметов, позволяющих подготовиться не только к интеллектуальному труду, но и доступным им конкретным трудовым профессиям, обеспечивающим многим учащимся трудоустройство – таким как массаж, машинопись. Они отмечают также получение навыков сборочных, картонажных и др. работ, позволяющих им овладеть рабочими профессиями. Школьники включают в программы будущей школы изучение гражданских прав, в частности прав инвалидов, обеспечивающих им трудоустройство и место работы в обществе зрячих. Дети высказывают желание изучать и в старших классах русский язык, поскольку они беспокоятся о своей грамотности, особенно те, кто собирается поступать а вуз. И, наконец, предоставление детям старших классов возможности изучать предметы по выбору, соответствующему их способностям и наклонностям, необходимых их будущей профессии. Анализ ответов детей на вопросы этих тестов свидетельствуют о том, что в настоящее время требуется глубокое изучение детей с нарушением зрения, их современной психологии, влияние дефекта зрения и условий жизни на их личность, их компетенции, формирующиеся и развивающиеся в процессе обучения, при использовании новых методов коррекции и компенсации недостатков развития, связанных со слепотой и другими нарушениями зрения.
|