Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. История как наука






Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек – существо историческое.

Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом

этого развития.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне-

греческому термину, означавшему «расследование», «узнавание»,

«установление». История отождествлялась с установлением подлинности,

истинности событий и фактов. В римской историографии это слово стало

обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре

«историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае,

происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы

используем слово «история» в двух значениях:

1) как рассказ о прошлом человечества;

2) как наука, изучающая прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории

может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая

история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение

предмета истории субъективно, связано с идеологией государства

и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических

позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития

общества, которые в конечном счете зависят от способа производства

материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу

(а не людям) при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся

либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является

человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных

природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю

как «науку о людях во времени».

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они

используют в своих исследованиях научные категории: историческое

движение (историческое время, историческое пространство), исторический

факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок

движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных

и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического

времени история не существует. События, следующие одно за другим,

образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями

во временном ряду.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло

отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII в.

историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки

в XVIII в. стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце

XIX в. историки-материалисты разделили историю общества на формации:

первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталисти-

ческую, коммунистическую.

На рубеже XXI в. историко-либеральная

периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный,

информационный (постиндустриальный).

Под историческим пространством понимают совокупность природно-

географических, экономических, политических, общественно-культурных

процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием

природно-географических факторов формируются быт народов, занятия,

психология, складываются особенности социально-политической и культур-

ной жизни.

С глубокой древности возникло деление народов на западные

и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа)

или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической

судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие «историческое

пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией.

Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский –

синонимом Востока.

Исторический факт – это реальное событие прошлого. Конкретные

исторические факты мы получаем из исторических источников. Все прошлое

человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины

требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса, или теории изучения,

(методологическая интерпретация) определяются предметом истории.

Теория – логическая схема, поясняющая исторические факты. Как

таковые исторические факты (как «фрагменты действительности») ничего

не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его

идейно-теоретических взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой?

Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на

исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических

фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из

предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою

периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою

историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности

или альтернативы – варианты исторического процесса и предлагают свое

видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

 

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов

всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее

заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов)

не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой

пример скрытого подбора фактов в рамках определенной теории.

 

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические

факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы,

объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов

на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции

другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения.

Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, т. е.

объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения),

антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей,

к противоречивым выводам.

 

По предметам изучения выделяют три теории изучения исторических

фактов: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локально-

историческую.

 

В религиозно-исторической теории предметом изучения является

движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом –

Богом. Суть всех религий состоит в постулировании кратковременности

существования материального – тела человека и бессмертности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько

направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). Авторами трудов

и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций,

являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

 

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является

общемировой прогресс человечества. Во главу ставится социальная сущность

человека, прогресс его сознания. Общество обособилось от природы,

и человек воздействует на природу в соответствии со своими возрастающими

потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы

проходят через одни и те же стадии прогресса: одни – раньше, другие –

позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как

закон, как необходимость, неизбежность.

 

Всемирно-историческая теория проецировалась на Англию, Германию,

Францию XIX в. и выявляла черты становления человечества в той форме,

в какой это имело место в Западной Европе. Присущий данной теории

европоцентризм препятствует объективному построению картины всемирной

истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров

(Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии

(Восточная Европа и особенно Россия). Абсолютизировав

с европоцентристских позиций понятие «прогресс», историки «выстроили»

народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории

с «передовыми» и «отсталыми» народами.

 

В рамках всемирно-исторической теории существует три направления:

материалистическое, либеральное, технологическое.

 

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс

человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных

отношений, связанных с формами собственности. История представляется

как закономерность смены общественно-экономических формаций, на

стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития

 

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические

факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы,

объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов

на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции

другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения.

Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, т. е.

объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения),

антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей,

к противоречивым выводам.

 

По предметам изучения выделяют три теории изучения исторических

фактов: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локально-

историческую.

 

В религиозно-исторической теории предметом изучения является

движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом –

Богом. Суть всех религий состоит в постулировании кратковременности

существования материального – тела человека и бессмертности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько

направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). Авторами трудов

и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций,

являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

 

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является

общемировой прогресс человечества. Во главу ставится социальная сущность

человека, прогресс его сознания. Общество обособилось от природы,

и человек воздействует на природу в соответствии со своими возрастающими

потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы

проходят через одни и те же стадии прогресса: одни – раньше, другие –

позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как

закон, как необходимость, неизбежность.

Всемирно-историческая теория проецировалась на Англию, Германию,

Францию XIX в. и выявляла черты становления человечества в той форме,

в какой это имело место в Западной Европе. Присущий данной теории

европоцентризм препятствует объективному построению картины всемирной

истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров

(Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии

(Восточная Европа и особенно Россия). Абсолютизировав

с европоцентристских позиций понятие «прогресс», историки «выстроили»

народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории

с «передовыми» и «отсталыми» народами.

В рамках всемирно-исторической теории существует три направления:

материалистическое, либеральное, технологическое.

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс

человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных

отношений, связанных с формами собственности. История представляется

как закономерность смены общественно-экономических формаций, на

стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития

общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций

лежит противоречие между уровнем развития производительных сил

и уровнем развития производственных отношений. Движущей силой

развития общества является классовая борьба. Материалистическое

направление в истории России представлено трудами и учебниками

М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима и др.

 

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс –

эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности,

обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной

точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что

в истории всегда есть альтернативные пути развития. А сам выбор, вектор

прогресса, зависит от сильной личности – героя, харизматического лидера.

Если вектор прогресса истории соответствует западноевропейскому образу

жизни – это путь обеспечения прав и свобод человека, а если азиатскому, то

это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности. Либеральное

направление в истории России представлено трудами и учебниками

И. Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

 

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс

человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию

и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество «обречено» на

техническое развитие, проходя путь от выделения «из животного мира» до

освоения пространств космоса. Фундаментальные открытия определяют

прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или

иного политического режима. Технологическое направление делит историю

человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный,

постиндустриальный (информационный). Эволюция распространения

фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее

пределами получила название модернизации. Технологическое направление

в отечественной истории представлено трудами и учебниками

С. А. Нефедова, В. А. Красильщикова 4~____и др.

и другие народы вынуждены либо покоряться завоевателям, либо

заимствовать их оружие и культуру, чтобы дать им отпор.

 

В локально-исторической теории предметом изучения являются

локальные цивилизации. Каждая из локальных цивилизаций самобытна,

слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения,

становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации

приходит другая цивилизация. Жизнь человека определяет среда обитания,

а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории «историческое

пространство». Локально-историческая теория в России представлена

трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.

 

В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений:

славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ в. в среде

российской эмиграции возникло евразийское направление, отстаивающее

идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского

общества. К этому направлению относили себя экономист П. Н. Савицкий,

этнограф Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский и др.

 

Основные идеи евразийцев следующие. Во-первых, это идея об особой

миссии России, проистекающая из особого «месторазвития» последней.

Евразийцы считали, что корни русского народа не могут быть связаны только

со славянскими племенами. В образовании русского народа большую роль

сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое

с восточными славянами «месторазвитие» и постоянно взаимодействовавшие

с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая

разноязычные народы в единое государство – Россию.

 

Во-вторых, это идея о российской культуре как культуре «срединной,

евразийской»: культура России не есть ни культура европейская, ни одна из

азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той

и других. Русская культура была создана в результате синтеза славянской

и восточной культур.

 

В-третьих, история Евразии – это история многих государств,

в конечном итоге ведущая к созданию единого большого государства.

Евразийское государство требует наличия единой государственной

идеологии.

 

Таким образом, история как наука – это постоянный процесс

осмысления и переосмысления прошлого, который никогда не может быть

завершен, так как каждое поколение должно осмыслить для себя историю

заново. На протяжении тысячелетий идет процесс постоянного осмысления

и переосмысления соотечественниками истории России, своего прошлого

и его влияния на будущее страны.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал