Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация звеньев финансовой системы
Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и государства приводит к возникновению разнообразных видов финансовых связей. Отличаясь друг от друга, они одновременно характеризуются и некоторыми общими чертами, позволяющими объединить финансовые отношения в отдельные, относительно обособленные группы. Группировку финансовых отношений можно осуществлять по-разному, но научно обоснованной признается лишь та, которая строится в соответствии с объективными критериями. I. Финансовые отношения в звеньях финансовой системы характеризуются
II. Состав финансовой системы РФ характеризуется такими элементами, структура которых ярко выражает государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные формы организации - это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь включают структурные элементы, характеризующие обособление финансовых ресурсов в соответствии с их специфической сущностью и организационно-правовой основой формирования. Воспроизводственным процессам государства способствуют также финансы домашних хозяйств, которые играют все более заметную роль в финансово- экономической системе России.
Структура финансовой системы РФ по основным формам организации
III. В зависимости о т poли субъекта в общественном производстве вы- деляются три крупные сферы: 1) финансы организаций различных форм собственности; 2) страхование; 3) государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характерадеятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов организаций такие звенья, как: а) финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах; б) финансы организации, осуществляющих некоммерческую деятельность; в) финансы общественных организаций. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: а) социальное страхование, б) имущественное и личное страхование, в) страхование ответственности, г) страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов- соответственно, 1. бюджетная система, 2. внебюджетные фонды, 3. государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему (рисунок 3). Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направлепности могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных организаций и т.д., а в зависимости от формы собственности — 1) финансы государственных организаций, 2) кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. В сфере страховых отношений, каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъекты федерации, местный).
Рисунок 3 Финансовая система
4. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе Вопрос о сферах и звеньях системы финансов является также спорным. Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает различных форм организации и внешнего их проявления.
В современныхусловияхсуществует две сферы финансов: сфера государственных финансов и сфера хозяйствующих субъектов (организаций) и населения.И если с выделением звеньев первой сферы финансов страны дискуссий нет и быть не может, то вторая сфера часто вызывает возражения, например, в части финансов населения, или финансов домашних хозяйств. Хотя, согласно Европейской системе интегрированных экономических счетов, к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьма, дома инвалидов, армия и т.д. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.
Итак, система финансов любой современной страны с позиции международных стандартов по СНС может быть представлена следующей структурой.
1. (1-я сфера) Государственные (публичные) финансы. 1.1 Бюджетная система (в России кроме трех видов бюджетов включает и бюджеты внебюджетных фондов), 1.2 Государственный кредит. 2. (2-я сфера) Финансы хозяйствующих субъектов и населения. Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия 2.2 Финансовые учреждения. 2.2.1 Центральные банковские учреждения. 2.2.2 Другие финансовые институты. 2.2.3 Другие кредитные институты. 2.3 Страховые предприятия. 2.4 Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства 2.5 Домашние хозяйства
Такая структура системы финансов страны, на наш взгляд, позволяет наиболее полно представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики. Существует еще понятие финансовой системы как инфраструктуры различных финансовых институтов, являющихся субъектами управления финансами.
Лекция № 4 Тема №3 Использование финансов в общественном воспроизводстве 5. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве 6. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса 7. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов 8. Использование финансов для регулирования экономики 9. Финансы как инструмент экономического стимулирования 1 Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве Финансы - объективная категория. Но в практике они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. (Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории. Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений. Вторая отражает использование финансовых ресурсов. Реализация объективных предпосылок использования финансов в общественном воспроизводстве зависит от того, в каких конкретных организационно - правовых формах происходит функционирование финансовых отношений. Именно благодаря организационным формам потенциальная возможность активного использования финансов превращается в реальную действительность. В практике важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, многообразные виды которых устанавливаются государством.
Благодаря организационным формам становится возможным использовать финансы в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой. Этот инструмент несет два начала: с одной стороны, он детерминирован объективно существующими финансовыми отношениями, а с другой - выступает орудием реализации целенаправленной финансовой политики государства. Экономическая природа финансов, их общественное назначение обусловливают и те границы, в которых финансы принимаются в качестве инструмента воздействия на общественное производство. Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействие финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. Возможности количественного воздействия на общественное производство определяются объемом мобилизуемых и распределенных финансовых ресурсов. Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливая направления наиболее эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с объявленными приоритетами, общество может воздействовать на развитие производства в желаемом направлении. Качественное воздействие финансов зависит от тех возможностей влияния на материальные интересы участников воспроизводственного процесса, которыми обладает та или иная конкретная форма финансовых отношений. При качественном воздействии важна не сама по себе величина финансовых ресурсов, а то, каким образом они формируются, в каких формах и на каких условиях происходит их движение и использование. Качественное воздействие связано с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение происходит в том случае, если порядок формирования финансовых ресурсов, условия, принципы и методы образования денежных фондов, направления их использования удается органически увязать с экономическими интересами разных субъектов хозяйствования. До недавнего времени возможности как количественного, так и качественного воздействия финансов на общественное производство использовались недостаточно полно. В условиях административно - командной системы управления хозяйством финансовые ресурсы изымались и перераспределялись в соответствии с государственным планом экономического и социального развития, в заданиях которого не учитывалась эффективность хозяйствования на конкретных предприятиях. Форма финансовых отношений во всех сферах и звеньях финансовой системы не подвергалась принципиальным изменениям в течении многих десятилетий. Так, платежи в бюджет носили в основном фискальный характер, система распределения прибыли и формирование фондов экономического стимулирования почти не влияла на заинтересованность в достижении лучших результатов хозяйствования, бюджетное финансирование культивировало иждивенчество и безответственность в использовании финансовых ресурсов. Возникла задача перестройки всей системы финансовых отношений в экономике. Радикальные преобразования призваны обеспечить переход на такие формы финансовых взаимосвязей, которые отвечают функционированию экономики на принципах социально - ориентированного рыночного хозяйства, способствуют эффективному использованию финансовых ресурсов, создают основу для их роста. Успех в проведении финансовых преобразований во многом будет зависеть от того, удастся ли обеспечить экономический простор воздействию финансов на общественное производство. Потенциально финансы обладают большими возможностями влияния на экономику. Связано это с двумя обстоятельствами. Во-первых, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом; сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства. Во - вторых, финансы обладают потенциальным свойством катализатора экономических процессов, вытекающим из распределительной их природы. В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве можно выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития: 1.финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства; 2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.
|