Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации финансов страховых компаний. 4 страница
Бюджетный кодекс РФ определяет внутренний долг как обязательства, выраженные в российской валюте, а внешний - как обязательства, выраженные в валюте других стран. Согласно существующим уровням власти различают государственный долг федеральный и региональный, мунципальный долг. Государственные и муниципальные финансовые активы представляют собой результат на определенную дату взаимосвязей органов власти с организациями- резидентами, органами власти других уровней, иностранными государствами и их юридическими лицами, международными организациями по поводу использования бюджетных средств на возвратной основе. Финансовые активы могут быть внутренними и внешними, а по уровням власти - федеральными, региональными и муниципальными. Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных и муниципальных заимствований, определению условий и представлению государственных и муниципальных гарантий и кредитов и контролю за их целевым использованием. Управляя своим долгом, государственные органы и органы местного самоуправления определяют соотношение: 1) между различными видами долговой деятельности (государственными и муниципальными заимствованиями, гарантиями и кредитами), 2) структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, 3) механизм построения конкретных займов, гарантии и кредитов, 4) порядок выпуска и обращения займов, 5) порядок предоставления гарантий и кредитов и 6) выполнения финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного и муниципального долга. В процессе управления государственным и муниципальным долгом решается следующие задачи: 1. удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти соответствующего уровня взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально- экономического развития; 2. поддержание у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами; 3. минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов; 4. поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного и муниципального долга; 5. обеспечение эффективного и целевого использования заимствованных средств, гарантированных займов, государственных и муниципальных кредитов; 6. обеспечение современного возврата государственных и муниципальных кредитов и уплаты кредитов и уплаты процентов по ним; 7. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, срокам выплаты доходов и другим параметрам для удов- /Летворения потребностей различных групп инвесторов; 8. координация действии федеральных органов, органов субъектов РФ и местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление государственным и муниципальным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития долга находятся в компетенции Федерального собрания, президента и правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерации и местного самоуправления. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных 'законов, решений местного самоуправления; Федеральное собрание РФ и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и местного самоуправления их принимают, а президент РФ, главы региональных и местных администраций их отклоняют или подписывают. Оперативное управление долгом является функцией исполнительной власти. Активное участие в нем принимают Министерство финансов РФ, финорганы субъектов РФ и местного самоуправления. Первым и определяющим моментом в управлении государственным и муниципальным долгом является регулирование уровня внутренней и внешней задолженности и удержание ее на приемлемом уровне. Это достигается на основе установления законодательных ограничений по долговым обязательствам федеральных, региональных и муниципальных органов. Бюджетное право и закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливают а) предельные объемы госуддрственного и муниципального долга, б) предельные объемы государственных и мунщипалъных заимствований в) предельныеобъемы расходов на обслуживание и погашение долгов, г) необходимость разработки и утверждение программ внутренних и внешних заимствований. Результативность долговой политики во многом определяется условиями и порядком осуществления новых заимствований. Имеет значение все - номинальная стоимость, порядок вторичного обращения, частота и порядок выплаты доходов, и порядок погашения и многие другие обстоятельства. Однако определяющее значение для инвестора и заемщика имеют сроки и доходность заимствований Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние года вынуждали властью структуры постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращения доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения. В советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии й консолидации. В централизованной плановой политике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличение сроков функционирования выпущенных займов. В рыночной экономике реструктуризация долга осуществляется на основе использования механизмов финансового рынка. В сфере заимствований реструктуризация долга проводится на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. С конца 1998 г. государственный и муниципальный долг функционирует под знаком новации по государственным ценным бумагам. Новация - это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми, с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения
Лекция 25 Тема 24. Воздействие финансов на экономику 1. Основные направления финансового воздействия на экономику 2. Финансовое обеспечение и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. З. Особенности финансирования HHOKP Литература: 1. Андреев С.А. Финансово-экономические рычаги управления инвестиционной деятельностью. СП6.: С. - Петерб.гос. ун-т экономики и финансов, 2001. 2. Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка ин-вестиций. М.: Финансы и статистика, 1993. 3. Привлечение инвестиций в экономику субъектов РФ / Под общ. ред. В.Ф.Уколова. 4. Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике. М.: ИЯГ4ОН РАН, 1998. ГЛ.З, 5. 5. Финансы: Учебник / Под Ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. Гл. 20. 6. Формирование системы государственного регулирования экономики и социальной сферы: Сб. науч. работ / Науч. ред. А.И. Архипов. М.: Ин-т экономики РАН, 2001. 7. Шургин И.С.. Целевое финансирование (гранты) и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: Метод. пособие. Новосибирск, 2001.
1. Основные направления финансового воздействия на экономику Финансовое воздействие на экономику в первую очередь связано с деятельностью государства. Цель экономической политики государства состоит в обеспечении стабильности экономического развития. Основные направления государственного регулирования связаны с предотвращением и сглаживанием негативных проявлений экономических циклов, оптимизацией воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, созданием условий накопления капитала и др. В условиях рыночной экономики использование административных методов воздействия на деятельность отдельных ее субъектов ограничено, большее значение приобретают экономические инструменты воздействия, в том числе финансовые. С помощью финансов решаются следующие основные задачи экономики: 1. Основные направлении финансового воздействия на экономику регулирование общего уровня финансовых ресурсов, аккумулируемых у хозяйствующих субъектов; 2. экономическое ограничение монопольной деятельности в производственной сфере; 3. регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий; 4. обеспечение соблюдения предприятиями финансовой дисциплины; 5. регулирование инвестиционных и инновационных процессов в масштабах страны, региона, отрасли, предприятия, в первую очередь в реальном секторе экономики. Для стран с переходной экономикой, какой является РФ, важной задачей финансовой политики является обеспечение не просто поступательного развития, а создание качественно новой отраслевой структуры экономики, ориентированной на передовые производства. Такое достижение качественно нового уровня развития может быть обеспечено на основе привлечения инвестиций в наукоемкие и высоко технологичные производства, финансирования научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ.
2. Финансовое обеспечение и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, другое имущество или имущественные права, лицензии, кредиты, интеллектуальные ценности, вклады в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения ‚социального эффекта. В зависимости от объекта инвестиции различают инвестиции в основные средства (капитальные вложения), ценные бумаги (финансовые инвестиции), интеллектуальные ценности (интеллектуальные инвестиции) Инвестиции в основные средства, связанные с производственной деятельностью, принято называть инвестициями в реальный сектор экономи-ки. Не менее важной с точки зрения возможности инвестора участвовать в управлении объектом инвестиций является группировка инвестиций на пря-мые и портфельные. Источники инвестиций: 1. собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые страховщиками, и др.); 2. заемные средства инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные и безоблигационные займы); 3. привлеченные средства инвестора (средства от продажи акций, паев, взнос юридических и физических лиц); 4. средства бюджетов и внебюджетные фондов; 5. иностранные инвестиции. В структуре источников капитальных вложений в РФ наибольший удельный вес занимают собственные средства предприятий и организаций. В зарубежных странах основным источником инвестиций выступают сбережения населения, в том числе организованные такими институциональными инвесторами, как страховые компании ионные фонды. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности государством может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льгот для негосударственных инвесторов, нередко государство сочетает эти стимулы. Основные методы финансового стимулирования инвестиций: 1) налоговые льготы по операциям, связанным с осуществлением инвестиций, и доходам, направляемым на капитальные вложение, или по объектам капитальных вложений; 2)инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации, осуществляющей инвестиционную деятельность, разрешается уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой процентов и налогов; 3) ускоренная амортизация, возможность выбора метода начисления амортизации; 4) бюджетные кредиты, государственные инвестиции, государственные гарантии; в составе расходов бюджета может быть предусмотрен бюджет развития - составная часть расходов бюджета, используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов; 5) страхование с участием бюджетных средств имущества предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность; 6) участие бюджетных средств в лизинговых соглашениях организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность Методы финансового стимулирования инвестиций могут применяться государством как на федеральном, так и на региональном уровне. Практика показывает, что в тех субъектах РФ, где используются в сочетании все финансовые стимулы, объем инвестиций, в том числе иностранных, выше, чем в среднем по стране. Кроме финансовых методов воздействия непосредственно на инвестиционную деятельность большое значение имеет совершенствование земельного, налогового законодательства, эффективное регулирование финансового рынка, обеспечивающее перелив финансовых ресурсов с рынка краткосрочных вложений в реальный сектор экономики.
З. Особенности финансирования НИОКР Обеспечение эффективности общественного воспроизводства и повышения уровня жизни населения полностью зависит от развития науки и внедрения результатов научных исследований. Роль финансов в решении задач научно - технической политики проявляется в обеспечении финансирования и стимулировании научно - технических разработок. Традиционно в России развитие науки тесно связано с деятельностью государства. Организация научных исследований в нашей стране, в отличие от зарубежной «университетской науки», была тесно связана с деятельностью государственных учреждений (Российская академия наук, отраслевые академии, их институты, научно - исследовательские институты министерств и ведомств). В советский период это также определялось ориентацией отечественной науки на потребности военно-промышленного комплекса. В целом большая роль прямого государственного финансирования науки (не только в нашей стране, но и зарубежом) объясняется некоммерческим характером научной деятельности, риском неокупаемости, долгосрочным периодом получения и оценки результатов. Источники финансирования НИОКР могут различаться в зависимости от видов научных исследований: фундаментальных, прикладных, опытно - конструкторских, а также от формы их организации (государственные и негосударственные научно - исследовательские институты, центры, фонды, научные исследования высших учебных заведений, научно - технические исследования подразделения коммерческих организаций и т.д.). Федеральный закон «О науке и государственной научно - технической политике» от 23.08.96 г. N127-ФЗ так определяет основные направления научных исследований: 1) фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
2) прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ утверждает целевые федеральные научно-технические программы, определяет приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности (например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд технологического развития) и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения. Основные источники финансирования HHOKP: - средства бюджетов разных уровней бюджетной системы; средства специальных, в том числе отраслевых и межотраслевых фондов; - собственные средства исполнителей и негосударственных заказчиков ННОКР; - средства физических и юридических лиц, в том числе международных фондов поддержки научных исследований; - кредиты международных финансово-кредитных организаций и др. Бюджетное финансирование НОКР осуществляется в различных формах бюджетных расходов: сметное финансирование государственных научно - исследовательских организаций, субсидии и субвенции, бюджетный кредит, оплата государственного и муниципального заказа. Законом N2 127-ФЗ предусмотрено, что «средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета». Как и в большинстве стран мира, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности (например, Российский фонд фундаментальных исследований). Главным распорядителем средств федерального бюджета по разделу ((Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому процессу» в большинстве случаев выступает Министерство промышленности, науки и технологий РФ. К правам этого министерства относятся: * формирование резерва средств в размере до 2% ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу», для финансирования фундаментальных и поисковых научно - исследовательских работ, важнейших прикладных RОКР и мероприятий по обеспечению научно - технического прогресса, необходимость выполнения которых возникает в течение года (средства из резерва выделя-ются в виде субвенций); * направление в виде субвенций до 0, 5% средств федерального бюджета, выделяемых министерству на финансирование приоритетных направлений научно - технического прогресса, для финансирования мероприятий в области международного научно-технического сотрудничества; * направление ассигнований, выделяемых министерству, на финансирование приоритетных направлений научно - технического прогресса, для закупки образцов приборов, оборудования и комплектующих изделий, научно - технической литературы, лицензий, поддержки патентования отечественных изобретений, организации научных конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий, содействующих проведению научных исследований и разработок. Средства территориальных бюджетов направляются на финансирование научных работ регионального значения, результаты которых могут быть использованы в других регионах. В соответствие с законом N2127-ФЗ в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов РФ могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Порядок образования и использования таких фондов определен Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. М115б. Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок: Российский фонд технологического развития (Министерство промышленности, науки и технологий РФ); фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок коммерческих организаций. Фонды НИОКР федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Суммы отчисленных средств в размере до 1, 5% себестоимости производимой продукции, работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции. Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством промышленности, науки и технологий РФ ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их фонды НИОКР. Прикладные научные разработки могут осуществляться непосредственно за счет средств предприятий и организаций, выступающих заказчиками таких работ, а также нередко и их исполнителями. Основной источник финансирования - прибыль предприятий и организаций. Государство стимулирует использование финансовых ресурсов предприятий и организаций на НИОКР через механизм льготного налогообложения, ускоренной амортизации, долевого участия в финансировании научно - исследовательских работ. Источником финансирования научно - технической деятельности могут выступать средства физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Основная форма финансирования - гранты. Под грантом понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ и на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Постановлением Правительства РФ от 5.03.01 г. N2165 утвержден перечень международных и иностранных организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленны для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению.
Лекция 26 Тема № 25. Использование финансов для решения социальных проблем 1 Роль финансов в решении социальных проблем. 2 Финансовый механизм социальных гарантий. Литература: 9. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие по спец. «Гос. и муниципал. Управление» / Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пикулькина. М.: Финстатинформ, 1997. 10. Пенсионная реформа / Под ред. М.Ю. Зурабова. М.: Сорем. Экономика и право, 2001. 11. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути и совершенствования. М.: Институт труда, 1994. 12. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др., Под. Ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. Гл.21. 13. Хансенн М. Социальное страхование и социальная защита. Женева: Международная организация труда, 1993. 14. Экономика общественного сектора / Под ред. Е.А. Жильцова и Ж.-Д. Лафея. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 1998. 15. Экономические и социальные процессы в странах Европы / Под ред. В.А. Шенаев. М.: 1999. 16. Юрганова Л.А. Проблемы бюджетного финансировния отраслей социальной сферы. Екатеринбург, 1997. 1. Роль финансов в решении социальных проблем Основная цель экономического развития - обеспечение благосостояния граждан. В условиях рынка повышается личная ответственность граждан за собственное и семейное благополучие. Вместе с тем социальная стабильность выступает одним их условий экономического развития, поэтому обеспечение минимальных социальных гарантий - неотъемлемая функция современного государства. Финансовыми методами воздействия на социальные процессы в РФ можно назвать следующие: 1) прямые денежные выплату гражданам, гарантированные государством (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь); 2) льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг; налоговое регулирование (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы); 3) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание); 4) государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг; 5) развитие финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей. Этими методами обеспечиваются реализация конституционно закрепленных социальных гарантий (право на труд и зашита от безработицы; право на государственную защиту материнства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование); нивелируется разрыв в доходах граждан. Общая оценка эффективности всех в совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов граждан, социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности). Следует иметь в виду, что не все социальные гарантии предполагают государственное финансирование для их реализации (например, гарантии в области минимальной заработной платы для работников негосударственных предприятий и организаций). 2. Финансовый механизм социальных гарантий С точки зрения финансового механизма реализации социальных гарантий можно выделить две основные модели социальной защиты: бевериджская модель, в которой наибольший удельный вес занимает социальная помощь; бисмарковская модель, в которой наибольший удельный вес занимает социальное страхование. Первая модель основана преимущественно на бюджетном механизме, когда социальные выплаты осуществляются за счет общих налоговых поступлений из бюджета, вторая — на страховом, предполагающем создание организационно обособленных фондов денежных средств, формируемых за счет страховых взносов и используемых при наступлении оговоренных событий. Если социальная помощь ориентирована преимущественно на малообеспеченных граждан и критерием ее предоставления является более низкий по сравнению с прожиточным минимумо уровень семейных доходов, то социальное страхование построено на принципах зависимости страховых выплат от продолжительности и величины взносов в фонды социального страхования. Страховой механизм, в свою очередь, может предполагать перераспределение средств (при котором выплаты осуществляются за счет текущих поступлений) и полную капитализацию (накопительный метод, при котором предполагается накопление средств на лицевых счетах трудящихся в течение определенного срока до момента наступления, например, пенсионного возраста). Российское законодательство определяет две основные сферы социального обеспечения: — обязательное социальное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно- курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию; — государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. В РФ социальная защита представлена и социальной помощью, и социальным страхованием. Основными источниками их финансирования являются бюджеты разных уровней и государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, до 2001 г. — Государственный фонд занятости населения РФ). Введение единого социального налога, поступления которого с 2001 г. выступают основным источником доходов социальных внебюджетных фондов, не позволяет четко разграничить бюджетный и страховой механизм обеспечения социальных гарантий. В современных условиях придается большое значение дополнительным механизмам обеспечения в случае наступления неблагоприятных жизненных событий, влекущих за собой потерю доходов (негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование), развитию платных услуг учреждений социальной сферы. Предусмотрены налоговые льготы по взносам и выплатам из негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, заключающих договоры дополнительного пенсионного страхования, добровольного медицинского страхования. С 2001 г. законодательно введены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц при оплате гражданами медицинских и образовательных услуг. Вместе с тем низкий уровень доходов граждан, отсутствие четкого механизма государственных гарантий индивидуальных форм защиты граждан на финансовом рынке, ориентация профессиональных участников финансового рынка на работу с юридическими, а не физическими лицами определяют наибольшее значение государственных социальных услуг и выплат.
|