Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса






Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покры­тие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумули­руемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы это денежные средства, формирующихся в распоряжение государства, субъ­ектов федерации, муниципалитета, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости внп.

Формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важ­нейшим денежным источником расширения производства. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных эконо­мических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвести­ций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потреб­ления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально - вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и «расстыковкам».

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масшта­бы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. - В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производст­во, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, форми­руются возможности обеспечения производства дополнительными мощно­стями. А это приводит к повышению технического уровня производства, соз­данию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях экономики.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стои­мости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая пред­ставлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его фи­нансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешне­экономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее орга­низации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части националь­ного богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года; ре­зервные фонды страховых организаций; средства от продажи золотого запаса страны; выручка от реализации излишнего имущества и др.). Для формиро­вания финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства (кредиты банка; кредиторская задолженность; средства, полученные от выпуска акций и облигаций и др.).

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обуславливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные вида налогов и сборов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяется не только общими размерами валового внутреннего про­дукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйство­вания. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально - культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на содержание и приобретение основных и оборотных средств, оплату труда, выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений, фи­нансирование научно - технических достижений, проведение природоохра­нительных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера, благотворительные нужды; возврат долгов и выплату процентов по ним, об­разование резервов и т.п. Осуществление названных затрат за счет использо­вания финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечи­ваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их ис­пользования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства кото­рых направляются на развитие экономики, финансирование социально - культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

В последние годы состояние финансовых ресурсов страны характери­зовалось не только высокой степенью их централизации, но и острой нехват­кой как на макро-, так и микроуровне. В связи с этим необычайную остроту приобрела проблема изыскания реальных резервов роста финансовых ресур­сов. Систематически возраставшие потребности предприятий (организаций) и государства требовали все большей их величины, между тем их мобилиза­ция становилась все более проблематичной из - за нараставших кризисных явлений в экономике, низкой эффективности производства, ухудшения фи­нансовых результатов внешнеэкономической деятельности и других причин.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводствен­ных затрат большое значение имеют финансовые резервы. Финансовые ре­зервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общест­венном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или на­ступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресур­сов (самострахования), их управленческими структурами (на основе норма­тивных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целе­сообразным является формирование резервов бюджетным методом и мето­дом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

3 Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении фи­нансовых ресурсов

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эф­фективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечива­ется с помощью финансового рынка. Он представляет собой особую форму организации движения денежных средств экономики и функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Для ак­кумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назна­чение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапли­вающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений либо непосредст­венно (индивидуальным образом), либо через пенсионные фонды, страховые организации и другие финансово - кредитные институты аккумулирования индивидуальных сбережений. Пользователи (инвесторы) - это субъекты хо­зяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое - либо предприятие, дело (расширение производства и ока­зание услуг, покрытие государственных расходов и т.п.).

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестиро­вание в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, осуществляю­щий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать предусмотренные законом реквизи­ты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фис­кальный режим и т.д.

Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру под­разделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязатель­ством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в буду­щем. Классическим видом этой ценной бумаги являются облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предпри­ятия.

На основе двух названных типов ценных бумаг может быть образовано

значительное число производных или так называемых «гибридных» финан­совых документов. Наряду с акциями и облигациями к ценным бумагам относятся также казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертифи­каты и другие документы. Они могут быть предъявительскими и именными. Порядок и условия выпуска обращения ценных бумаг определяется законо­дательством страны.

Организации, ответственные за практическое выполнение этих законо­дательных актов, как правило, подотчетны парламенту страны.

Финансовые рынки можно подразделить на первичные, связанные с выпуском новых ценных бумаг, и вторичные, осуществляющие перепродажу ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что первоначаль­ный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бу­магами и может перепродать их другому инвеститору.

Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегательны­ми и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в за­траты по расширению производства, обновлению его материально - техни­ческой базы, а, с другой - органы государственной власти различного уров­ня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. По­среднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специ­альные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы. Таким образом, состав участников первичных и вторичных финансовых рынков очень широк и разнообразен. В операциях с ценными бумагами участвуют: эмитенты цен­ных бумаг; сберегатели - индивидуальные вкладчики; население, владеющие титулами собственности на активы разнообразных компаний (предприятий, фирм, корпораций); институциональные инвесторы (пенсионный фонд, заемно-сберегательные фонды, страховые компании и т.д.); различные брокер­ские и дилерские фирмы.

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополни­тельных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в произ­водство и другие виды затрат. Если вкладчики оптимистично оценивают будущее эмитента, то они быстро раскупят выпущенные ценные бумаги. Это позволит предприятию мобилизовать дополнительный капитал для различ­ных целей, включая научные исследования и разработки, развитие новых производств и реконструкцию старых и т.д. Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в со­ответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуж­дами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив ка­питалов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно - технических и социальных про­грамм. Первичные и вторичные финансовые рынки тесно взаимосвязаны ме­жду собой.

Сравнение финансового рынка с методами финансового обеспечения воспроизводственного процесса, характерными для административно - ко­мандной системы управления экономикой, позволяет увидеть две важные особенности, выгодно отличающие финансовый рынок. Во-первых, в усло­виях функционирования финансового рынка требуется гораздо меньше вре­мени для удовлетворения финансовых потребностей субъектов хозяйствова­ния и других пользователей, испытывающих потребность в привлечении до­полнительных финансовых ресурсов. И, во - вторых, посредством обращения ценных бумаг обеспечивается высокая степень и качество удовлетворения потребностей предприятий, организаций и других пользователей в финансо­вых ресурсах.

Формирование финансового рынка - очень сложный процесс. Обяза­тельной предпосылкой реального функционирования финансового рынка яв­ляется многообразие форм собственности, твердая денежная единица, сво­бодные цены и другие компоненты полноценной рыночной экономики.

Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые ком­пании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоян ное функционирование которых оказывает существенное влияние не только на сферу финансово - кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны. Несмотря на то, что биржи значительно уступают по объему совершаемых сделок внебиржевому обороту ценных бумаг (на долю бирж приходится примерно 1 /3 всего оборо­та), они, тем не менее, играют огромную роль в перераспределении финансо­вых ресурсов и эффективном их использовании.

Существуют, три вида бирж: 1.замкнутая биржа, в торгах на которой мо­гут принимать участие лишь члены биржи: 2.биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляют только маклеры (т.е. посредники);

3. биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов. Основными функциями бирж являются:

1.активные операции по продаже и покупке ценных бумаг, где последние выступают как специфический товар, цена которого находится под воздейст­вием спроса и предложения;

2.предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов для осуществления неотложных нужд;

3.перераспределение финансовых ресурсов, позволяющее изменять структуру общественного производства;

4.предоставление сберегателям возможностей использовать с наиболь­шей выгодой для себя накопления денежных средств.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народное зна­чение. Во-первых, благодаря им становится возможным инвестирование де­нежных средств в производство, что позволяет увеличивать производствен­ные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. Во-вторых, с по­мощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам. В-третьих, перелив капиталов, осуществляемых на финансовых рынках, способствует ускорению научно - технического процесса, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все перечисленное содействует наиболее быстрому дви жению и эффективному использованию финансовых ресурсов. И, наконец, финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюд­жетный дефицит, ибо именно на финансовом рынке изыскиваются свобод­ные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

4 Использование финансов для регулирования экономики

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно.

Эффективное функционирование такой системы достигается при взаи­моувязанное™ ее отдельных элементов (органов, подразделений) и при оп­ределенных их пропорциях.

Согласованное функционирование разных частей экономики достига­ется путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить про­изводство в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регу­лирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Методы регулирования известны и апробированы в реальной жизни на протяжении десятилетий.

Один из методов - саморегулирование. При этом формирование базы осуществляется участниками производства на основе выбранных ими спосо­бов, подходов.

Саморегулирование основывается на самостоятельности субъектов хо­зяйствования (участников воспроизводственного процесса), свободе выбора партнеров и форм взаимоотношений между собой. Но свобода предпринима­телей не безгранична. Она регулируется различными организационными структурами (союзы предпринимателей, ассоциаций).

В ряде случаев свободное рыночное регулирование не может стабили­зировать экономику. Этому препятствуют монополии, несоответствие рыночной и социальной оценки результатов хозяйствования, невозможность перераспределения доходов в соответствии с целями демократического об­щества. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном меха­низме регулирования экономики, что достигается государственным вмеша­тельством в экономику. При этом решаются такие вопросы, как структурные сдвиги производства, развитие приоритетных направлений, совершенствова­ние объектов социальной сферы др. Здесь уместны слова лауреата Нобелев­ской премии В.Леонтьева «Чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии».

Вмешательство государства основано на использовании законодатель­ными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздейст­вия на процессы общественного развития, например, с помощью налоговой, бюджетной и амортизационной политики, государственных инвестиций (ка­питаловложений). Так, предоставление налоговых льгот, налогообложение, выделение субсидий и другие меры, осуществляемые государством, побуж­дают развивать необходимые для общества варианты развития. В настоящее время наша страна очень нуждается в таком подходе. В регулировании эко­номики принимают участие разные звенья финансовой системы (финансы предприятий, госбюджет, страхование).

Широкое использование финансов в регулировании экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Воспроизводственная пропорция регулируется в основном финансами предприятий. С их помощью осуществляется обновление продукции, воздей­ствие на трудовые ресурсы, устанавливается соотношение между накоплени­ем и потреблением. При этом могут быть использованы: кредит, страховые фонды, бюджетные субсидии.

Для регулирования отраслевых пропорций используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ре­сурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предпри­ятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структу­ру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предос­тавления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и ис­пользования территориальных фондов регулирования, различных форм госу­дарственного кредита и т.п.

Одна из важнейших задач современного этапа развития экономики со­стоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных про­порций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует доби­ваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта за­дача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быст­рейшего решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регулято­ров, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирование государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.

 

Лекция 10

Тема 9 Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица

1. Особенности финансовых отношений субъектов хозяйствования без образования юридического лица

2. Особенности налогообложения субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ.-М.: 1997 2. Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 26.2, 26.3.-М.: Омега-Л, 2003.-418-436с. 3. 0 внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах: ФЗ от 24.О7.2ОО2.-N 104-ФЗ. 4. Финансы: Учебное пособие.-М.: Издательский дом «Специальные отно-шения», 2003.-109-114с.

1. Особенности финансовых отношений субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерский, аудиторских), некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

 

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица - это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие финансов индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности), государством, банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережении, реже - за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используют на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, Благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование ЛИЧНЫХ сбережений и личное потребление.

 

2. Особенности налогообложения субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Специфика формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования без образования юридического лица определяют особенности уплаты и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Основным объектом налогообложения предпринимателя, действующего без образования юридического лица, являются полученные ДОХОДЫ (не только от предпринимательской деятельности). В отличие от большинства юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, физические лица - Предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц. С 2001 г. налоговая ставка по этому налогу установлена в размер)

Объектом налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности, занятиях частной практикой установленном действующим законодательством порядке являются доходы, полученные от этой деятельности. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных). Индивидуальным предпринимателям налоговые вычеты (профессиональные, стандартных, социальных, имущественных) предоставляются на основаниях письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Если сумма налоговых вычетов в отчетном налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот налоговый период, то применительно к данному налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов отчетного налогового периода и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится на следующий налоговый период, за исключением отдельных случаев (например, в соответствии с п. 1 ст.220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вы чет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования).

 

Предприниматели имеют право на получениё профессиональных налоговых вы четов в сумме фактически проведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям), отраженным в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход и убыток. К профессиональным вычетам относятся также суммы уплаченных налогов (кроме налога на доходы физических лиц), если уплата налогов связана с осуществлением предпринимательской деятельностью (НДС, акцизов, налога с продаж, налога на имущества, земельного налога и др.). Так, сумма уплаченного налог на имущество подлежит вычету, если данное имущество использовалось в производственной деятельности. Если налогоплательщики в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производиться в размере 20% от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности. Расходы, подтвержденные документально могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

С 2001 г. индивидуальные предприниматели платят единый социальный налог. При этом индивидуальные предприниматели-работодатели производят плату налога, поступления от которого зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования; одновременно с этим уплачиваются дифференцированные страховые взносы в Фонд социального страхования РФ по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, действующие без образования юридического лица, уплачивают единый социальный налог, поступлёния от которого зачисляются только в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

В субъектах РФ может быть введен единый налог на вмененный доход по одному или нескольким из данных видов деятельности:

 

1) оказание бытовых услуг (ремонт обуви и изделий из меха; ремонт металлоизделий; ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуг прачечных, химчисток и фотоателье; услуг по чистке обуви; оказания парикмахерских услуг и др.);

2)оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Таким образом, оценивается не реальная, а потенциальная величина дохода предпринимателя.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц и единого социального налога, а также НДС.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Субъекты хозяйствования, действующие без образования юридического лица, могут перейти добровольно на упрощенную систему налогообложения. Она предусматривает заме уплаты налога доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество, НДС и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных) вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц уплаты единого налога.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за отчетный период превышает 100 человек

 

Объектами налогообложения признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

При определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

Лекция 12

Тема 10: Финансы некоммерческих организаций

1) Особенности организации финансов некоммерческих организаций

2)Финансовый механизм бюджетных учреждений

3) Особенности финансового механизма для разных видов некоммерческой деятельности

Литература:

1) Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7- ФЗ (в ред. 23.12.2003 № 179-ФЗ).

2) Финансы. Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. - 243 с.

1. Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Некоммерческой признается деятельность, не предусматривающая извлечение прибыли и ее распределения между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы). Некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.п. К некоммерческой деятельности относится также обеспечение товарами членов потребительских кооперативов, заготовка сельскохозяйственного, лекарственного сырья, производство и реализация продовольственных и непродовольственных товаров, оказание услуг организациями потребкооперации.

Некоммерческие организации могут оказывать: 1.платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность (выступать учредителями коммерческих организаций, размещать финансовые ресурсы в различные виды активов); 2.организовывать филиалы и представительства.

1. С точки зрения источников финансирования некоммерческих организаций последние можно разделить натри группы:

1. некоммерческие организации, которые должны финансироваться только из -бюджета (оборона, правоохранительная деятельность и управление);

2. получающие бюджетное финансирование и имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность;

3. действующие главным образом на основе самофинансирования и самоокупаемости (большинство некоммерческих организаций, созданных в иных, чем учреждения, организационно-правовых формах, некоторые учреждения культуры, здравоохранения и т.д.).

2. Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются: 1.общественные организации (политические партии, профсоюзные и религиозные организации); 2.фонды (например, благотворительные фонды, негосударственные " пенсионные фонды); 3.учреждения (государственные учреждения, учреждения общественных организаций) 4.некоммерческие партнерства (например, фондовые биржи); 5.автономные некоммерческие организации (например, некоторые научно- исследовательские центры); 6.союзы и ассоциации (например, Ассоциация российских банков, Союз российских страховщиков и т.д.); 7. потребительские кооперативы.

 

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций это денежные доходы, поступления, накопления некоммерческой организации, Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации определяют специфику формирования и использования ее финансовых ресурсов. Так, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как 1.общественные организации, некоммерческие партнерства, союзы и ассоциации, потребительские кооперативы, одним из источников финансовых ресурсов являются членские взносы этих организаций; другие организационно-правовые формы некоммерческих организацией не предусматривают членства. Для таких некоммерческих организаций, как 2.политические партий в качестве источника финансовых ресурсов запрещены поступления от иностранных физических и юридических лиц. 3.Финансовые ресурсы государственных и муниципальных учреждений и фондов, государственных корпораций формируются за счет бюджетного финансирования. Бюджетные средства также могут быть источником финансовых ресурсов негосударственных некоммерческих организаций, если одним из их учредителей выступают муниципальные образования, органы исполнительной власти РФ или субъекта РФ, или если некоммерческая организация выполняет работы по государственному (муниципальному) заказу. Некоммерческие организации могут пользоваться заемными источниками при формировании финансовых ресурсов (негосударственные и муниципальные учреждения не вправе брать банковский кредит), но основным источником доходов таких организаций преимущественно выступают доходы от оказания платных услуг и доходы от предпринимательской деятельности (в разрешенных пределах).

Таким образом, основными видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций являются:

1.доходы от оказания платных услуг;

2.доходы от сдачи имущества в аренду;

3..доходы от предпринимательской деятельности (в том числе размещение средств в кредитных организациях, доходы по цённым бумагам, доходы от проведения лотерей и т.д.);

4. бюджетные средства;

5. безвозмездное перечисление физических и юридических лиц;

6.взносы учредителей и членские вносы.

Для некоммерческих организаций не предусмотрено формирование амортизационного фонда, (исключение составляет имущество, используемое для предпринимательской деятельности).

Финансовые ресурсы некоммерческой организации предназначены для реализации основной цели ее создания. Это могу быть расходы, связанные с: 1.эксплуатацией помещения; 2.с выплатой арендной платы; 3.заработной платы служащим; 4.платежи в бюджет и внебюджетные фонды и (Г т.д. (некоммерческие организации уплачивают те же налоги, что и коммерческие организации, но с учетом налоговых льгот для некоммерческих организаций). Полученные доходы от платных услуг и другие виды доходов не распределяются между учредителями (членами) некоммерческих организаций, исключение составляют потребительские кооперативы, для которых предусмотрено распределение до 20% предпринимательского дохода между пайщиками. Имущество (в том числе денежные доходы не передаются учредителям и не распределяется между членами после ликвидации некоммерческой организации (исключение составляют учреждения, некоммерческие партнерства и потребительские кооперативы)

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций влияют и на степень ответственности членов (если данная организационно-правовая форма предусматривает членство). Так, в союзах и ассоциациях ответственность члена может наступать до вступления в эту некоммерческую организацию и после выхода из нее.

2. Финансовый механизм бюджетных учреждений

Значительную долю среди некоммерческих организаций (в первую очередь по объему предоставляемых услуг населению) занимают государственные и муниципальные учреждения. За последние десять лет коренным образом изменился финансовый механизм этих учреждений.

 

До конца 1980-х гг. деятельность государственных учреждений осуществлялась главным образом на основе сметного финансирования из бюджета, в конце 80-х - начале 90х гг. они получили право оказывать платные услуги, иметь другие внебюджетные доходы. В то время финансовый механизм (в разных вариациях) предусматривал обезличивание бюджетных и внебюджетных источников финансовых ресурсов на одном банковском счете и их совместное использование для осуществления расходов учреждения. С переходом на казначейскую систему исполнения бюджета происходит разграничение бюджетных и внебюджетных средств. Казначейская система исполнения бюджета предусматривает финансирование и расходование средств в строгом соответствии с расходными статьями сметы учреждения (например, бюджетные средства, предназначенные для выплаты зарплаты, стипендий, пенсий, пособий, нельзя использовать для капитального ремонта или приобретения медикаментов, и наоборот).

1. В 2000г. Вступил в действие Бюджетный кодекс РФ, который законодательно закрепил переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Кроме того, в соответствии со ст. 41 и ст. 254 Кодекса доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности рассматриваются не как внебюджетные средства, а как неналоговые доходы бюджета соответствующего уровня. Эти средства предусмотрены к зачислению на единый счет бюджета, с последующим перечислением на лицевой счет учреждения в казначейском органе в качестве дополнительного бюджетного финансирования и подлежат отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Следовательно, фактически законодательно все доходы учреждения являются бюджетными средствами.

 

Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работников;

5) оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Средства бюджетного финансирования по вышеперечисленным, направлениям расходуются по заданиям органов исполнительной власти. При недостатке средств могут привлекаться доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности и использования государственного имущества. Сумма фактически полученных средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, сверх отраженных в смете доходов и расходов, остается в распоряжении учреждения.

3. Особенности финансового механизма для разных видов некоммерческой деятельности

Различные виды некоммерческой деятельности могут иметь особенности в финансовом механизме даже одной организационно- правовой формы. В данном вопросе рассматривается деятельность в сфере образования и здравоохранения.

К образовательным Относится следующие учреждения:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) начального профессионального, среднего

профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) дополнительного образования детей;

8) другие, осуществляющие образовательный процесс.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения

финансируются из бюджета (как правило, высшие учебные заведения - из федерального бюджета, средние и дошкольные - из территориальных бюджетов). Законодательство предусматривает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное или муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных образовательных программ. В настоящее время действует механизм сметного бюджетного финансирования.

Другим источником финансовых ресурсов образовательных учреждений являются доходы от оказания платных услуг, которые в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не относится к предпринимательской деятельности. Доходы от оказания платных образовательных услуг не облагаются налогами, в том числе налогом на землю. В свою очередь, к предпринимательской деятельности образовательного учреждения законодательство относит: 1.реализацию и сдачу в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; 2.торговлю покупными товарами, оборудованием; 3.оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждении(в том числе образовательных) и организаций; 4.приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; 5.ведение приносящих доходы иных внереализационных операций; непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Источником финансовых ресурсов высших образовательных учреждений могут также выступать: 1.гранты (безвозмездные перечисления физических и юридических лиц), 2.бюджетные средства в рамках оплаты государственного и муниципального заказа, на оплату научных разработок, независимо от финансирования образовательной деятельности. В рамках реформирования системы образования предлагается от действующего механизма сметного бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений перейти к нормативному финансированию в расчете на одного студента, с одновременным выделением субсидий для реализации социальных (поддержка учащихся из малодоходных групп населения, поддержка территориальной мобильности) и стратегических (поддержка перспективных направлений подготовки специалистов, по которым отстает формирование платежеспособного спроса) задач государства, дифференцированному бюджетному финансированию в системе среднего и высшего профессионального образования на основе государственных именных финансовых обязательств. Для расширения платных образовательных услуг предусмотрены налоговые вычеты при налогообложении доходов физических лиц, а также введение социального образовательного кредита.

Особенности финансового механизма учреждений(здравоохранения связаны с медицинским страхованием. К источникам финансовых ресурсов медицинских учреждений, кроме бюджетного финансирования и доходов оказания платных услуг, относятся поступления по обязательному и добровольному медицинскому страхованию. Таким образом, государственное финансирование медицинских учреждений, включенных в программу обязательного страхования, предусматривает многоканальное поступление.

За счет бюджетного финансирования в учреждениях здравоохранения осуществляются: 1.мероприятия по разработке и реализации целевых программ; 2.профессиональная подготовка кадров; 3.научные исследования; 4.развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения; субсидирование конкретных территорий в целях выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи; финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др. Оказание амбулаторно-поликлинической стационарной помощи в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с нормативами базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, одни виды расходов сметы медицинского учреждения осуществляются за счет бюджетных средств, а другие - за счет средств ОМС. Медицинские услуги, не предусмотренные государственными гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи, оплачиваются непосредственно гражданами (налоговым законодательством также предусмотрены налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц на сумму оплаченных услуг по лечению не более 38000 руб.) или за счет средств добровольного медицинского страхования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал