Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опричнина и ее последствия.






Период с конца 40-х до конца 50-х годов был удачным для России еще и потому, что, по выражению В. О. Ключевского, в это время наряду с " широкими и хорошо обдуманными планами внутренних преобразований" осуществлялись " смелые внешние предприятия". Наиболее важными из внешнеполитических предприятий были присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556), а также успешное начало Ливонской войны (1558-1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный этап ее был удачным. В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. Но этот год одновременно стал вехой как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавший начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. начинается полоса военных неудач России. В 1560 г. скончалась жена Ивана IV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 с половиной лет и которая благотворно влияла на него. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с " Избранной радой", члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на: 1) византийскую имперскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно — неограниченные функции; 2) идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г.; 3) идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире; 4) идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти.

Все эти постулаты нашли отражение в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые получили распространение в конце XV-XVI в. Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была изложена им в переписке с князем Андреем Курбским, начавшейся после бегства последнего в Литву и продолжавшейся с перерывами в 1564-1579 гг. В 1564 г. А. Курбский направляет из Литвы послание Ивану, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет царя в измене идеалу Московского царства — Третьему Риму, в союзе с Антихристом, в гонениях на бояр, в забвении своего долга и обязанностей перед подданными. В ответном послании Иван Грозный излагает своё представление о самодержавной власти царя как " не стесненной, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом". Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван IV воплотил в опричнине.

В начале января 1565 г. из Александровской слободы, где обосновался Иван со своими приближенными, в Москву прибыл гонец, доставивший митрополиту Афанасию два письма. В первом из них Иван Грозный излагал свои претензии к боярам, приказным и духовенству. Письмо заканчивалось словами о том, что царь, не желая больше терпеть преступлений боярства, покидает престол. Второе письмо было адресовано посадским людям. В нем говорилось, что на них государь " гневу и опалы не держит", ни в чем их не обвиняет, а виновниками всех беззаконий, творящихся в государстве, считает бояр и приказных. При известии об отречении государя от престола москвичи потребовали направить к нему делегацию, которая будет просить Ивана вернуться, впредь править так, как ему будет угодно, а в искоренении крамолы рассчитывать на их помощь и поддержку. Приняв делегацию, царь согласился вернуться при условии, что ему будет предоставлена полная свобода в борьбе с государственной изменой. Это означало, что он получал неограниченную власть и без совета с Боярской думой мог " класть опалы", казнить, отбирать имущество казненных и опальных в казну. Царь обещал, что бояре и приказные будут управлять страной, как и прежде. Для охранения же своей жизни Иван решил " учредить на своем государстве опришнину".

Территория государства была разделена на опричнину и земщину. Земщиной должны были управлять бояре посредством прежних институтов и обычаев. Опричнина же представляла собой как бы государев удел. В Московском государстве опричниной именовались земельные владения, которые предоставлялись вдовым княгиням наряду с прожитками (содержанием). Прожитками княжны могли пользоваться на протяжении своей жизни, но они не подлежали передаче по наследству. Опричнина же являлась наследственным земельным владением. Создавая опричнину, Иван Грозный тем самым выделял удел самому себе, в котором являлся полновластным хозяином.

Таким образом, опричнина Ивана IV — это особая территория в составе государства. В нее царь отобрал земли из разных регионов, всего — 20 городов с уездами. Стремясь сосредоточить в своих руках рычаги экономического контроля, Иван забирал в опричнину в первую очередь благополучные в хозяйственном отношении территории, а также те, где имелись источники ценных ископаемых, по которым пролегали важнейшие пути сообщения. Была разделена на опричнину и земщину и Москва. Здесь граница между ними проходила по Большой Никитской улице: Сивцев Вражек, Арбат, Воздвиженка входили в опричнину, а территория по другую сторону Большой Никитской — в земщину. Одной из ипостасей опричнины стал особый царский двор, созданный после ее учреждения. Было создано также опричное войско, насчитывавшее поначалу 1 тыс. человек, а затем доведенное до 6 тыс. Управление опричниной осуществлялось с помощью созданной здесь Думы и приказов.

Однако, в первую очередь опричнина являлась особой политикой Ивана Грозного, осуществляемой террористическими методами и направленной на усиление его самодержавной власти. Вернувшись в феврале 1565 г. в Москву, Иван, опираясь на опричный аппарат, приступает к искоренению крамолы. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискации имущества становятся повседневным явлением. Нередко государь лично участвовал в экзекуциях. Тогда же начались переселения. Стремясь подорвать экономическую силу своих противников и ликвидировать их политическую опору в лице подвластного населения, Иван IV отбирает вотчины у бояр, а их владельцев переселяет в другие регионы. Там им предоставляются земельные владения, но уже в качестве поместья, а не вотчины. Из конфискованных вотчин выделяются поместья опричникам. Таким образом, Иван Грозный пытался ввести единый порядок владения землей. Переселения происходили в сжатые сроки, на сборы отводилось минимальное время. Переселенцы должны были следовать к новым местам обитания без остановки, по пути следования никто не имел права предоставлять им приют.

Апогей опричного террора пришелся на 1567-1570 гг. Только за этот период по далеко неполным данным было казнено около 3, 3 тыс. человек (при общей численности населения России в 5-7 млн. человек). Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности Новгород. Несмотря на жестокие погромы, которые периодически учиняли здесь московские князья, Новгородская земля все еще не лишилась своих богатств, привлекавших царя и его опричников. Сохранялась здесь и память о временах, когда Новгород был вольным городом, а потому сильнейшим желанием царя было покончить раз и навсегда с этим республиканским духом. Кроме того, Новгород с прилегавшими к нему территориями традиционно являлся регионом политической поддержки князей Старицких. Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана IV, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя являлся политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Дабы избавиться от этой опасности Иван сначала лишил Владимира Старицкого его вотчины, а затем уничтожил самого князя, его семью, а также его мать, княгиню Ефросинью Старицкую. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Клин, Тверь, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп.

Митрополит Филипп (1507—1569)— боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Усиенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.

В начале января 1570 г. каратели дошли до Новгорода и здесь разразилась страшная вакханалия убийств и грабежей, продолжавшаяся несколько недель. Половина разоренного города и две новгородские пятины (области) были взяты в опричнину. Покидая Новгород, опричники увозили возы награбленного добра. Все, что не смогли увезти с собой, опричники сжигали. Из Новгорода кровавый след экспедиции потянулся дальше — в Нарву, Иван-город, Псков.

В 1572 г. опричнина была отменена. Поводом к ликвидации опричнины, по мнению многих историков, послужила небоеспособность опричного войска, обнаружившаяся при набеге на Русь крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Опричники не смогли остановить хана, который сумел дойти до Москвы и поджечь город. В пожаре погибло огромное количество жителей. Во время повторного похода Девлет-Гирея, предпринятого в 1572 г., на его пути встало уже объединенное земско-опричное войско под командованием некогда опального князя Михаила Воротынского (спустя год он будет казнен). В битве у села Молоди оно нанесло поражение войску хана.

Чего добивался Иван Грозный, учреждая опричнину? В чем заключался ее политический смысл и против кого было направлено острие опричного террора? Здесь мнения историков расходятся. Академик С. Ф. Платонов, чья концепция многие годы превалировала в историографии, считал, что опричнина призвана была окончательно сломать старые порядки, препятствовавшие централизации, а, следовательно, ее террор был направлен против боярской аристократии, против боярства как клана, сопротивлявшегося централизаторской политике и тянувшего к удельным временам. Успех политики Ивана Грозного состоял, по мнению С. Ф. Платонова, в том, что опричнина покончила с политическим господством боярства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал