Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация управленческих решений






Классификация УР необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что по- зволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе при- нятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в ка- ких условиях, для кого принимает решение, форма представления и пере- дачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По продолжительности действия: • оперативные; • тактические; • стратегические.

2. По числу альтернатив: • бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или «нет»); • малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор аль- тернатив); • многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив); • непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний не- прерывно изменяющихся управляемых величин).

3. По субъекту, принимающему решения: • индивидуальные; • групповые.

4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и др.). 5. По степени неопределенности (полноты информации): • решения в условиях определенности; • решения в условиях риска (вероятностной определенности); • решения в условиях неопределенности.

6. По степени сложности подготовки управленческого решения: • стандартные или программируемые; • нестандартные или непрограммируемые.

7. По степени уникальности: • новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это ко- гда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать; • рутинные.

8. По подходу к принятию решения: • интуитивные; • основанные на суждении; • основанные на рациональности.

9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).

10. По типу личности менеджера, принимающего решения: • импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые раз- нообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»; • рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей; • инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство; • осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью; • уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

11. По степени достижения целей: • допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим; • оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; • эффективное – характеризуется степенью достижения целей к за- тратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал