Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели принятия решений
Термин «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается: • представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности; • образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»; • устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале; • образец, служащий эталоном. Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны для исследования. В управлении модели используются для обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие средства, задание направления для выбора наиболее эффективного варианта решения. Число всевозможных конкретных моделей также велико, как и число проблем для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам. 1.По общему целевому назначению модели делятся на: • теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов; • прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления. 2.По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на: • макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого; • микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы. 3.По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения, выделяются модели: • балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования; • трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы; • оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления; • имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов. 4.По учету фактора времени модели подразделяются на: • статические, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени; • динамические, описывающие экономические системы в развитии. 5.По учету фактора неопределенности модели распадаются на: • детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями; • стохастические (вероятностные), если при задании на входе моде- ли определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора. 6.По характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д. 7. По типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам выделяют модели: • дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений; • нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях. Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации.
|