Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод теории общественного выбора.






Ответы к зачету

по дисциплине «Теория общественного выбора»

 

1. Предмет и метод теории общественного выбора. 2

2. Становление и основные этапы развития новой политической экономии. 5

3. Роль классического либерализма в становлении и развитии теории общественного выбора. 5

4. Предшественники современной теории общественного выбора (Ж.А.Кондорсэ, Т.А.Лаплас, Ч.Доджсон). 5

5. Роль политической философии (Т.Гоббс, Б.Спиноза) и политических исследований (Дж.Медисон, А. де Токвиль) в становлении теории. 5

6. Полемика между К.Эрроу и Дж.Бьюкененом. 7

7. Теории рационального выбора - общее и особенное. Соотношение теорий коллективного, социального и общественного выбора. 10

8. Деятельность групп и эффективность распределения. Общественные блага и дилемма заключенного. 11

9. Концепция " экономического человека". 15

10. Особенности моделирования в теории общественного выбора. Роль теории игр. 15

11. Характерные черты прямой демократии. 17

12. Общая экономическая теория конституционного выбора. 18

13. Выборы и референдумы. Российские референдумы. 19

14. Манипулирование повесткой дня. Пакетное голосование. 22

15. Информированность избирателей. Рациональное неведение. Эффект порога. 24

16. Парадокс голосования Кондорсе. Парадокс Эрроу. 26

17. Системы принятия решений (европейская и англо-американская). Значение манипулирования. 30

18. Процедуры голосования, используемые на выборах. Простое большинство. Относительное большинство. 33

19. Коалиционное правило Парето. Выбор по максимальному значению. Логроллинг. " Голосование ногами". 37

20. Значение и ограниченность прямой демократии. 38

21. Особенности выбора при представительной демократии. 38

22. Избирательные кампании. Способы финансирования партий. 40

23. Выборы: одномандатные и многомандатные. 42

24. Основные типы политических партий. Анализ выборов в Государственную Думу. 44

25. Партийные системы. Факторы, оказывающие влияние на тип партийной структуры. Платформы партий. 46

26. Лоббизм: содержание и понятие. 47

27. Правительства и коалиции в парламенте. 49

28. Процедуры избрания членов парламента. 52

29. Процедуры избрания президента. Эффективное число партий (кандидатов). 54

30. Президентские системы, парламентские системы: их единство и различие. 55

31. Российская политическая система в сравнении политическими системами других стран Восточной и Центральной Европы. 56

32. Российская президентская республика. История становления и аналоги за рубежом. 60

33. Государство и общество. Позитивная теория государства. 64

34. " Государство защищающее" и " государство производящее". Фискальная политика. Экономика благосостояния. 65

35. Ограниченная и неограниченная власть. Бюрократия как экономическое явление. 68

36. Родовые и видовые признаки бюрократии. 70

37. Модель бюрократии У. Нисканена. Роль бюрократии в современном обществе. 74

38. Плюсы и минусы современной бюрократии. Бюрократия и неэффективность. 76

39. Понятие политической ренты. Монопольная и политическая рента: единство и различие. 78

40. Сходство и различие между государственными учреждениями и фирмами. 79

41. Личные интересы бюрократии. 81

42. Меры борьбы с бюрократией. 83

43. Закон как общественный капитал. Закон и общественное благо. 84

44. Правовая система как общественный капитал. 86

45. Общественный выбор общих правил. 88

 

 

 

Предмет и метод теории общественного выбора.

Теория общественного выбора сформировалась как самостоятельное направление в конце 60-х годов XX века.

Родоначальниками направления косвенно могут считаться классики экономической науки — А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, рассматривавшие проблемы экономики во взаимосвязи с политическими проблемами. Экономическая наука в то время называлась «политической экономией». Современную теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Представители этой теории проводят исследования в областях, традиционно считавшихся полем деятельности социологов, политологов, юристов (такое вмешательство получило название «экономического империализма»).

Джеймс Бьюкенен— один из основоположников теории общественного выбора, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 г. «За исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». В 1962 году совместно с Гордоном Таллоком он опубликовал работу «Расчет согласия», в которой анализируется процесс принятия экономических решений с использованием методов как экономической, так и политической наук.

Между неоинституциональной теорией общественного выбора и «старым» институционализмом (Т. Веблен, Дж. Коммонс), предмет анализа которого также находился на границах экономической и других наук (социология, право, политология), есть следующие отличия:

1) «старые» институционалисты пытались объяснить экономические процессы и явления с помощью методов других общественных наук, «новые» институционалисты идут совершенно противоположным путем: объясняют проблемы политологии, права с применением методов неоклассической экономической теории, в том числе и методов современной теории игр;

2) традиционный институционализм использовал преимущественно индуктивный метод, от частных случаев шел к обобщениям, «новый» институционализм применяет дедуктивный метод: конкретные явления экономики объясняются с помощью общих принципов неоклассической экономической теории;

3) «старый» институционализм исследовал действия коллективов (профсоюзов, правительства) по защите интересов индивида; «новый» институционализм рассматривает действия независимого индивида, который в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Основные сферы анализа — избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, расходование государственных финансов, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке, помимо Бьюкенена, важную роль сыграли Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф. А. Хайеки другие ученые.

Основные методологические предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека», анализ политики как процесса обмена.

Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Теория общественного выбора исходит из того, что в демократическом обществе используется специфический механизм распределения ресурсов для производства общественных благ — механизм общественного выбора. Он представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений потребителей в отношении количества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решений в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с рынком товарным. На товарном рынке уровень производства частных благ определяется с помощью механизма ценообразования. Система цен создает стимулы для производства тех частных благ, которые ценятся потребителями, и она же обеспечивает основу для распределения созданных благ среди различных потребителей. Равновесие на частных рынках достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Когда по той или иной причине спрос на некоторое благо увеличивается, кривая спроса сдвигается вверх, цена растет, и это стимулирует фирму производить больше. Таким образом, информация об изменениях во вкусах индивидуумов передается посредством системы цен к фирмам. Аналогично, когда по той или иной причине производство того или иного блага удешевляется, кривая его предложения сдвигается вниз, цена падает, и люди получают стимулы потреблять больше того блага, которое стало теперь дешевле. Снова система цен передает информацию о технологических изменениях от фирмы к потребителям.

Решения о распределении ресурсов в общественном секторе принимаются совершенно иным образом. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы. Так называемые «рациональные политики» поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на выборах. Таким образом, неоинституционалисты распространяют принцип индивидуализма и на государственную деятельность. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Таким образом, имеется существенное различие между тем, как индивидуум решает потратить свои собственные деньги, и тем, как, например, конгресс решает потратить государственные деньги.

Разница между рыночным и политическим обменом также в том, что его участники имеют разные цели. На рынке происходит взаимовыгодный обмен. В политике существуют разные взгляды и убеждения, а государственные чины не всегда руководствуются соображениями общественного блага. Как и обычный потребитель или предприниматель, они стремятся максимизировать собственную выгоду. Поэтому в политике не существует взаимовыгодного обмена. В этой сфере существует неравенство, обусловленное экономическими причинами.

Механизм общественного выбора имеет еще ряд отличительных особенностей:

-во-первых, если рыночный механизм допускает социально-экономическое неравенство членов общества, концентрацию экономической власти у небольшой группы людей и, следовательно, характеризуется значительными различиями людей по их экономической роли в так называемом «голосовании долларами», то основополагающим принципом политического механизма демократического общества является принцип «один избиратель — один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике, в управлении государством и принимать политические решения;

-во-вторых, механизм общественного выбора базируется на коллективном принятии решений, реализуемом с помощью прямой или представительной демократии. В основе же рыночного механизма лежит индивидуальный потребительский выбор, индивидуальное принятие решений в отношении экономической сделки;

-в-третьих, механизм как прямой демократии (референдум), так и представительной (через избрание своих представителей в соответствующие органы управления) ориентируется на голосование по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам текущей политики. В этом случае рыночный механизм является более эффективным при принятии решений, так как через механизм свободного ценообразования учитываются индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении конкретных сторон сделки;

-в-четвертых, механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства и членов общества (например, налоги), в то время как функционирование рыночной системы базируется на гарантиях экономической свободы;

-в-пятых, принцип обратной связи в политической системе действует намного слабее, чем в рыночной;

-в-шестых, механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности и используют бюрократический аппарат, в то время как система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности.

Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести в качестве первой и основной предпосылки принцип методологического индивидуализма, распространив его на все виды деятельности, включая государственную службу.

Данный принцип предполагает, что все явления рассматриваются через призму индивидуального поведения. Индивид является основной единицей анализа. Всё происходящее оценивается через влияние на конкретного человека, и всё происходящее есть результат целенаправленной деятельности индивида. В явном виде такой принцип был сформулирован Йозефом Шумпетером, однако основные его черты уже были определены в XIX веке ещё Карлом Менгером. Они восходят к работам Эдварда Кока, Дж. Локка, Адама Смита и Вильяма Блэкстоуна, которые внесли значительный вклад в формирование концепции методологического индивидуализма.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция " экономического человека" (homo oeconomicus). Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений):

МВ ≥ МС,

где MB — предельные выгоды (marginal benefit); МС — предельные издержки (marginal cost).

Индивидуальные действия, выгоды и затраты для конкретного индивида являются основой рассмотрения всех происходящих процессов. Решения принимаются на основе сравнения индивидуальных выгод и индивидуальных затрат. При этом если мы хотим рассматривать последствия от принятия кого-либо решения на общество в целом, мы должны рассмотреть его через воздействие на конкретного индивида.. Однако не предполагается, что индивид изолирован от общества, его влияние отражается в формировании функции полезности

Модель человека напрямую связана с проблемами доступности информации. В классической экономической теории в условиях полной информации, естественным образом вытекает модель человека с неограниченными аналитическими возможностями человека. В теории общественного выбора эта предпосылка в ряде случаев снимается, что позволяет объяснить поведение реального субъекта в реальной экономике и политическом процессе (рациональное неведение и т.д.).

Третьей предпосылкой является трактовка политики как процесса обмена. Характеристика политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля " Исследования по теории финансов" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена, получившего в 1986 г, за исследования в области теории общественного выбора Нобелевскую премию.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал