Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдум.






Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — это институт прямой демократии, заключающийся в непосредственном обращении к избирателям страны для решения законодательного или иного жизненно важного вопроса государственной жизни. Хотя референдум имеет общие черты с выборами (тех же участников — взрослое население страны, избирательные комиссии, институт наблюдателей, а нередко и общую процедуру голосования), главное отличие его от выборов состоит в том, что его цель — решение коренных вопросов функционирования общества, а не избрание лиц, которые будут этим обществом управлять.

Во многих странах предусмотрены различные виды референдумов и формы их проведения. В конституциях многих государств специально выделяются вопросы, по которым проведение референдума строго обязательно. Это чаще всего принятие новой конституции или поправок к существующей.

Референдумы обычно сопровождают периоды крупных политических изменений. Так, ратификация Маастрихтского договора и вступление в Европейский союз в ряде стран были подтверждены на референдумах. Референдумы происходили и во многих странах Восточной Европы в период радикальных политических преобразований в начале 1990-х гг.

Обычно вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован в альтернативной форме таким образом, чтобы избиратель мог дать на него однозначный ответ «да» или «нет»; в противном случае возможна неоднозначная трактовка результатов референдума.

Конституция Российской Федерации характеризует референдум как высшее непосредственное выражение власти народа наряду со свободными выборами (ч. 3, ст. 3). В отличие от широкомасштабных опросов населения референдумы охватывают всех избирателей страны (на федеральном уровне) или субъекта федерации (на региональном). Это также предусмотрено Конституцией России.

Референдумы в настоящее время почти полностью вытеснили такое ранее распространенное явление, как плебисцит. Родиной современных референдумов является Швейцария. Уже в XV в. в Берне был проведен первый референдум в современном понимании этого термина. С тех пор в этой стране состоялось свыше 250 референдумов. В настоящее время они часто проводятся во многих европейских странах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия и др.). Исключение из европейских стран составляют лишь Великобритания и Германия, в которых референдумы проходят крайне редко. Сейчас даже авторитарные и диктаторские режимы пытаются использовать референдум для легитимизации своей власти.

Проведение референдумов может инициироваться гражданами страны (например, в Швейцарии), парламентом или президентом. Любой законопроект, касающийся увеличения налогов граждан Швейцарии, утверждается на референдуме. В Российской Федерации первый закон о референдуме был принят в 1990 г. Согласно новому закону «О референдуме Российской Федерации» (принятому в октябре 1995 г.) инициатива его проведения принадлежит гражданам страны, однако для этого необходимо собрать не менее 2 млн. подписей избирателей различных субъектов федерации. Только после этого Президент России, с согласия Конституционного Суда Российской Федерации, назначает дату референдума. Однако референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также если страна находится на чрезвычайном или военном положении.

Референдумы могут иметь как рекомендательный, так и обязательный характер. Например, референдум о продолжении существования СССР в 1991 г. имел рекомендательный характер, а референдум об утверждении Конституции в России в 1993 г. имел силу закона. Обычно решение считается принятым, если в референдуме участвовало не менее половины зарегистрированных избирателей, большинство из которых высказались за (или против) данного решения вопроса. Например, 12 декабря 1993 г. на общефедеральном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации. В референдуме приняло участие 54, 8% избирателей, из которых большинство (58, 6%) проголосовали за новую конституцию.

При обязательном характере решений референдума в отдельных странах предусмотрена последующая их ратификация всем избирательным корпусом. Так, в США проект поправки к Конституции страны должен быть одобрен во всех 50 штатах. Что же касается региональных референдумов, то инициатива их проведения может исходить как от избирательного корпуса (например, в Италии), так и от отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы, конечно, не могут решить всех даже важнейших вопросов. Поэтому в конституциях многих стран определен не только круг проблем, по которым могут проводиться референдумы, но сформулированы также вопросы, по которым референдумы проводиться не должны (например, изменение статуса субъектов федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий президента и палат Федерального Собрания; принятие и изменение федерального бюджета; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования).

Конечно, вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать, а уж тем более отменять признанные в современном мире права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.

Выборы

Существует две крайние точки зрения на выборы. Одна исходит из того, что каждый депутат представляет народ в целом, другая — из того, что каждый депутат является представителем граждан лишь своего округа. Первая абсолютизирует ситуацию, складывающуюся при голосовании за общенациональные партийные списки, когда отдельные депутаты скрываются за названием партии, вторая — при выборах по одномандатным округам, когда личность депутата имеет нередко большее значение, чем репутация партии.

Результаты выборов во многом зависят от того, каким образом сформированы избирательные округа. Возьмем простой пример с одномандатными округами и двумя конкурирующими партиями: демократами (Д) и республиканцами (Р). Предпочтения избирателей отражены в табл. 5.1.

Предположим, что возможны два типа формирования избирательных участков: по горизонтали и по вертикали. Если избирательные участки сформированы по первому принципу, то победит демократ, если по второму — то республиканец. Горизонтальный принцип образования округов приводит к тому, что в первом и во втором округах победят демократы, а в третьем — республиканцы. Вертикальный принцип обеспечит, наоборот, победу республиканцам, так как в первом и во втором округах преобладают их сторонники.

Классическим примером манипулирования выборами в одномандатных округах может служить голосование в послевоенной Японии. Из-за боязни, что к власти придут коммунисты (а в индустриальных округах они тогда действительно доминировали), избирательные округа были сформированы таким образом, чтобы объединить индустриальные районы с сельскими, в которых были популярны представители консервативных партий. Выборы, проведенные в таких условиях, обеспечили преобладание консервативных депутатов в японском парламенте.

Проанализируем теперь эффективность участия в выборах, т.е. попытаемся ответить на вопрос, как могут повлиять предпочтения отдельного избирателя на исход голосования. Рассмотрим сначала простую ситуацию с двумя кандидатами (Андреевым и Борисовым) и тремя избирателями. Распределение их предпочтений представлено в табл.5.2.

Если выбор осуществляется по правилу простого большинства, то у третьего избирателя появляется возможность повлиять на результаты голосования. Это реально лишь в том случае, когда мнения первого и второго избирателей диаметрально противоположны. Тогда с вероятностью в 50% голос третьего избирателя может стать решающим.

Пусть теперь за наших кандидатов голосует пять избирателей. В этом случае только в 6 вариантах из 16 голос пятого избирателя решает исход выборов (табл. 5.3). То есть возможность повлиять на результаты голосования понижается с 50% (как было в предыдущем примере) до 37, 5%. Читатель может продолжить эксперимент, однако уже сейчас можно сделать однозначный вывод: с увеличением числа избирателей значимость каждого отдельного избирателя снижается.

Увеличение общего числа лиц, участвующих в голосовании, уменьшает шансы каждого отдельного избирателя повлиять на результаты выборов. Возможность любого гражданина оказать влияние на результат возрастает лишь в том случае, если ему безразлично, какого именно из кандидатов следует поддерживать. Неудивительно, что с увеличением числа кандидатов его шансы повлиять на выборы уменьшаются (конечно, при естественном условии, что ему не безразлично, за кого голосовать).

В Российской Федерации размер одного избирательного округа достигает полумиллиона избирателей, а число партий и предвыборных блоков в 1993 г. составило 13. В этом случае влияние одного избирателя на результат оценивалось в 0, 0011%.

Неудивительно, что в России в 1990-е гг. наблюдалось увеличение числа избирателей, не пришедших голосовать. Поэтому во многих субъектах федерации уже приняты законы о том, что выборы считаются действительными, если к избирательным урнам пришло более 25% избирателей. Кроме того, возникает естественный вопрос, почему избиратели, обладая столь скромным воздействием на результаты выборов, вообще приходят голосовать?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал