Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плюсы и минусы современной бюрократии. Бюрократия и неэффективность.






Существует мнение, что, стремясь привлечь избирателей, политические деятели не будут, руководствуясь требованиями экономической рациональности, объективно взвешивать все выгоды и издержки от различных программ, принимая решение, какую из них отклонить, а какую поддержать.

Четырехлетний политический цикл диктует людям, находящимся у власти и нуждающимся в периодической поддержке избирателей, продвигать программы, которые принесут немедленные ощутимые выгоды. С другой стороны, за такими программами стоят с трудом определяемые, неясные или отложенные издержки. В то же время, с гораздо меньшим энтузиазмом политические деятели отнесутся к программам, издержки которых определяются легко и немедленно, а будущие выгоды весьма туманны и расплывчаты.

Такие пристрастия в сфере государственного выбора могут привести политиков к отклонению экономически оправданных программ, и принятию нерациональных с экономической точки зрения программ. Например, предложение построить и расширить транспортную систему для транзитных перевозок в зоне больших городов можно считать экономически рациональным (при объективном анализе издержек и выгод).

Рассмотрим этот вопрос с учетом следующих положений: 1). Финансирование программы нужно начать немедленно, и совершенно очевидно, что это произойдет за счет повышения налогов; 2) Выгоды появятся только через 10 лет после завершения программы.

При таких условиях, политическому деятелю, заинтересованному в поддержке избирателей, более выгодно проголосовать против программы.

Так же может существовать какое угодно количество программ, не оправданных с точки зрения объективного анализа издержек и выгод. Например, программа федеральной помощи местным пожарным.

Но если издержки скрыты или отложены, благодаря дефицитному финансированию, это может привести к тому, что весьма незначительные выгоды от этой программы могут быть значительно преувеличены. В свою очередь, такое раздувание выгод, скорее всего, приведет к тому, что такая программа будет принята.

Таким образом, политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

Бюрократия и неэффективность

Государственная форма управления является гораздо менее эффективной, чем частная, в основном из-за того, что рыночная система создает стимулы для повышения эффективности деятельности, что отсутствует в государственном секторе. Другими словами, у работника частного предприятия существует мощный личный стимул повышать эффективность - увеличение дохода. Снижение издержек, благодаря эффективному управлению, независимо от того, работает частное предприятие в условиях монополии или конкуренции, в любом случае способствует увеличению прибылей. Ситуация в государственном секторе прямо противоположная: чиновник, который повышает эффективность в своем ведомстве, не имеет возможности получать личную выгоду, то есть часть прибыли.

В государственном секторе меньше стимулов для того, что бы заботиться о снижении издержек. В более широком смысле в рыночной системе заложен четкий критерий эффективности частной фирмы - прибыли и убытки. Эффективная фирма рентабельна, поэтому она преуспевает и развивается. Неэффективное предприятие не рентабельно и не преуспевает, оно деградирует, через некоторое время терпит банкротство и перестает существовать. Но нет такого же точно теста, с помощью которого можно оценить эффективность или неэффективность государственного ведомства.

Неэффективность и материальные потери в частном секторе ведут к прекращению производства определенных видов товаров и услуг. Государство же, как правило, редко отказывается от той деятельности, в которой потерпело неудачу, и, наоборот, для повышения эффективности увеличивает штаты и финансирование.

Согласно общепринятому определению, бюрократия - господство канцелярии (от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. krбtos - сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.). Существо бюрократии заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком бюрократии является существование и рост слоя бюрократов - привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Из рассмотренного выше понятия политической ренты следует вывод, что государственные программы способствуют увеличению числа бюрократов, и тех, кто получает выгоду из этих программ. В результате политической деятельности бюрократов, такие программы продолжают расширяться и развиваться даже в тех случаях, когда доказали свою несостоятельность и не выполнили своего назначения или наоборот уже давно достигли своих целей.

Многим государственным чиновникам свойственно создавать подробные, дорогостоящие, а порой и нелепые инструкции и методики, которые не только повышают расходы внутри государственного учреждения и для субъектов, но и значительно увеличивают срок для принятия решения, вынесения постановления, что явно тормозит работу ведомства.

Отношение населения к тому или иному общественному или государственному институту во многом определяется тем, насколько эффективна в глазах общества его деятельность, справляется ли он, по мнению граждан, с возложенными на него задачами и функциями или нет. В России бюрократия всегда «славилась» нерасторопностью и формальным подходом к любому делу, а в советское время само понятие «бюрократ» официально определялось как «должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу». И никакие реформы, начиная от петровских преобразований и заканчивая борьбой с бюрократизмом последнего времени, не смогли изменить или хотя бы поколебать сложившийся в массовом сознании образ бюрократа-волокитчика.

Согласно данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, большинство опрошенных респондентов, представляющих население в целом, считают деятельность российской бюрократии неэффективной (57, 1%). Половина из тех, кто дал такую негативную оценку, считают эту деятельность совершенно неэффективной (24, 5%). И только каждый десятый оценивает деятельность российской бюрократии более или менее положительно (9, 6%).

Необходимо так же помнить, что помимо неэффективного расходования средств, времени и сил, бюрократия является одной из причин, порождающих коррупцию

Таким образом, несостоятельность государственного сектора можно объяснить погоней за рентой, недальновидностью политических деятелей, теневым лоббированием и неэффективной работой чиновников.

 

39. Понятие политической ренты. Монопольная и политическая рента: единство и различие.

Целью участия экономических субъектов в политической деятельности может являться получение специфических преимуществ, обеспечивающих им рентные (т.е. превышающие конкурентный уровень) доходы на находящиеся в их распоряжении факторы. Эти доходы есть «политическая рента», а деятельность, направленная на их получение, называется «изыскание политической ренты». Политическая рента — это экономическая рента (или материальные выгоды), полученные с помощью политического процесса за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

Предполагается, что хозяйствующие субъекты часть своих ресурсов инвестируют в хозяйственную деятельность — «деятельность по созданию прибыли». Другая часть направляется в деятельность на политическом рынке. Это деятельность по изысканию политической ренты. Основным критерием эффективности распределения ресурсов в данном случае выступает правило: чтобы предельная эффективность их использования в обеих сферах была одинакова. Наиболее характерные примеры изыскания политической ренты — борьба экономических субъектов за получение монопольных прав, ограничение конкуренции на рынке, или законодательное фиксирование благоприятного для производителя уровня цен. Чиновники, проводящие государственную политику для достижения личных выгод, могут повлиять на законодательный процесс. Своей цели они могут добиться благодаря возможности более легкого доступа к информации или участию в разработке законодательных актов. Производитель, имеющий возможность получить от государства через чиновников монопольные права, будет заинтересован направить на лоббирование средства в таком объеме, чтобы предельные расходы были равны предельным ожидаемым доходам, связанным с увеличением вероятности установления монополии. Государственное регулирование цен и объемов выпуска — характерный пример той сферы, где происходит соискание ренты. Следовательно, государство рассматривается основным фактором, воздействующим на цикл.

Монопольная рента — особая форма капиталистической земельной ренты, часть прибавочной стоимости, создаваемой наемным трудом, присваиваемая собственниками земли. Образуется при продаже товаров по монопольной цене, превышающей их стоимость.

Существует в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности и на городских земельных участках. В сельском хозяйстве монопольная рента появляется на участках земли, обладающих исключительными свойствами, которые позволяют производить редкие культуры или особые сорта продукции, спрос на которые гораздо выше возможности их производства.

Например, производство особых сортов винограда для получения редких вин. В добывающей промышленности монопольная рента образуется на тех участках, где добываются редкие металлы, минералы или другие ископаемые, спрос на которые на рынке значительно превышает возможности их добычи, вследствие чего рыночные цены на них устойчиво держатся выше стоимости. Во всех этих случаях капиталист, арендующий землю, вынужден платить собственнику необычайно высокую арендную плату, которая кроме абсолютной ренты и дифференциальной ренты (см. Дифференциальная рента при капитализме) включает в себя и монопольную ренту.

С развитием крупных городов возникает и начинает расти монопольная рента на городских участках, имеющих исключительное положение с точки зрения постройки промышленных и торговых центров, крупных коммерческих зданий и доходных жилых домов. В этом случае она выступает в форме чрезмерно высокой платы за аренду помещений или очень высокой квартирной платы. Изменение спроса на редкие продукты, истощение запасов полезных ископаемых, влияние научно-технической революции приводят к тому, что те или иные участки теряют свою исключительность, а другие участки приобретают ее. Это ведет к уничтожению монопольной ренты на одних участках и появлению ее на других. В целом же с ростом ограниченности редких участков наблюдается тенденция к увеличению монопольной ренты.

Политическая рента - это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью экономического процесса. Под рентоориетирующим поведением понимают попытку индивидов увеличить своё благосостояние, нанося при этом ущерб благосостоянию всего общества. В рамках данного процесса изучается формирование бюрократии, взятничества, неконкурентного поведения между фирмами. Мероприятия экономической политики, создающей политическую ренту для одних экономических субъектов, обуславливает возникновение негативной политической ренты для других. Например, введение импортного тарифа на уголь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал