Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и общество. Позитивная теория государства.






В гуманитарной науке феномен общества рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае под обществом понимают совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество в узком смысле слова есть исторически конкретный тип социальной системы.

В структуре общества можно выделить следующие основные элементы:

Во-первых, субъектный элемент, который предполагает, что основу всякого общества образуют люди;

Во-вторых, институциональный элемент, который представляет собой систему сложившихся в конкретном обществе институтов, таких как государство, право, семья, церковь, предпринимательство, наука, средства массовой информации;

В-третьих, нормативный элемент – это совокупность «правил игры», которым следует общество;

В-четвертых, коммуникативный элемент, представляющий собой систему реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения;

В-пятых, интеллектуально-информационный элемент, который образует совокупность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта;

В-шестых, духовно-ценностный элемент – система основополагающих национально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:

Общество – это целостный социальный организм, состоящий из со­вокупности социальных индивидуальных и коллективных субъектов, рас­положенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих свою принадлежность к единой общности, включённых и сознательно выполняющих общепризнан­ные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся соци­альных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

Проблема соотношения общества и государства многогранна и неисчерпаема, поскольку государство и общество обладают весьма сложной природой. При этом наиболее существенными моментами в соотношении этих явлений выступают два аспекта: различия и механизмы взаимодействия.

Различать общество и государство следует, прежде всего, по объёму. Данные явления соотносятся как целое и часть, так как общество, помимо государства, включает в себя множество других элементов, которые уже упоминались выше.

Общество и государство не совпадают также хронологически. Общество возникло раньше государства, имеет более богатую историю развития. Государство же возникло на определенном этапе развития общества, в связи с обострившимися внутри него противоречиями и стало по отношению к нему относительно самостоятельным институтом.

Общество и государство – явления, отличные по своим функциональным характеристикам. Основное функциональное назначение государства заключается в управлении социальными процессами в интересах государственной власти, в целях реализации узкогрупповых и общесоциальных потребностей. Общество же, помимо управленческой функции, которая реализуется в основном через государственный аппарат, выполняет и другие функции: коммуникативную, интеграционную, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, ценностно-ориентационную и др.

Кроме того, государство как один из социальных институтов отличается от иных организаций, функционирующих в обществе, следующими признаками:

Во-первых, выступает в качестве единственного официального представителя всех граждан, проживающих на его территории;

Во-вторых, является единственным носителем суверенитета;

В-третьих, имеет специальный аппарат управления;

В-четвертых, обладает силовыми структурами;

В-пятых, ему принадлежит исключительное право определять стратегию правового регулирования и правовой политики;

В-шестых, обладает определенным набором специфических материальных ценностей.

Взаимодействие общества и государства проявляется в том, что, с одной стороны, государство является средством разумной организации социальных отношений, орудием достижения поставленных обществом задач. С другой стороны – существование государства невозможно себе без человеческого, материального и иного потенциала общества. Общество способно быть не только пассивно управляемым, но и активным субъектом; оно может оказывать обратное воздействие на государственную организацию – выбирать государственных служащих, принимать участие в разработке законов, доводить до государства необходимую информацию. Такое воздействия является тем существеннее и эффективнее, чем более развиты в обществе негосударственные институты, чем более независимо и активно действуют в нем политические партии, общественные движения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации.

Позитивистская теория права. Наиболее видные представители — К. Бергбом, Г. Шершеневич. В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав. Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.

 

34. " Государство защищающее" и " государство производящее". Фискальная политика. Экономика благосостояния.

Вмешательство государства в экономику связано с так называемыми «провалами рынка»:

- неэффективность рыночного механизма в сфере образования,

здравоохранения, науки;

- невозможность производства общественных благ;

- наличие побочных эффектов – экстерналий;

- стремление рыночной экономики к монополизации;

- социальная дифференциация.

В соответствии с подходом, предложенным Д. Нортом, государство – это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных.

Д. Норт сформулировал основные постулаты так называемой неоклассической теории государства:

1. Правитель предоставляет защиту и справедливость в обмен на доходы

В качестве услуги, предоставляемых правителем, были названы:

- Конституция

- определение формальных правил функционирования экономики

- спецификация и закрепление прав собственности

- снижение трансакционных издержек функционирования экономики

- общественные блага.

2. Цель правителя – установление прав собственности, которые бы максимизировали ренту правителя. Поэтому правитель «разбивает избирателей на группы и для каждой устанавливает права собственности таким образом, чтобы максимизировать поступления в казну. Вот ещё одно, быть может, не столь приятное объяснение прогрессивной шкалы налогообложения, которое отличается от аргумента о необходимости «справедливого распределения».

3. Деятельность правителя ограничена:

- затратами на эмиграцию в другое государство с более благоприятными условиями жизни («выход»);

- затратами на свержение нынешнего правителя и приход к власти его противника, обещающего предоставить лучшие услуги избирателям («голос»).

Джеймс Бьюкенен в свое работе «Границы свободы», которая вышла в свет в 1975 году, выдвинул идею о двух функциях государства[55]:

1. Государство защищающее. Государство является гарантом соблюдения Конституции. Подчёркивая значение государства, Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1993 год американский экономист Дуглас Норт отмечает огромную роль, которую сыграло государство в экономическом прогрессе человечества. Эту роль исследователь связывает с защитой государством договорного права между отдельными индивидами. Именно наличие третьей стороны – государства – позволило людям вступать в сложные отношения с другими людьми, с которыми они лично не были знакомы. (Хотя есть и другая версия: А. Маршалл считал, что в развитии экономики исключительное значение принадлежит распространению в мире христианских заповедей: следующие им люди не боятся вступать в экономические отношения друг с другом).

2. Государство производящее. Государство выступает в роли производителя общественных благ. Под общественными благами принято понимать блага, для которых отсутствует исключительность доступа (в противоположность частным благам) и конкурентность при потреблении (потребление блага каким-либо субъектом не исключает возможность потребления того же самого блага другими субъектами).

Классический пример общественного блага, предоставляемого государством – защита населения от угрозы внешней агрессии.

Фискальная политика — это сознательное манипулирование государствен­ным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития.

Дж. М. Кейнс и его последователи, подчеркивая, что, в отличие от пред­принимателей и домохозяйств, государство выражает не частные, а об­щественные интересы, рассматривают фискальную политику в качестве наи­более эффективного инструмента государственного воздействия на экономи­ческий рост, уровень занятости и динамику цен. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ЧНП через изменение совокупных расходов, то есть совокупного спроса. В упрощенном варианте этой модели рассматривается только дискреционная фискальная политика, а анализ ее влияния на экономику основан на множестве допущений (стабильности цен, сведении всех налоговых поступлений к индивидуальному паушальному налогу, независимости инвестиций от величины ЧНП, отсутствии экспорта и т. д.). Несмотря на такой абстрактный подход к фискальной политике, он позволяет и уяснять ее роль в кейсианской модели экономического равновесия, и составить общее представление о ее механизме и влиянии на ситуацию в экономике.

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. Воздействуя таким образом на совокупный спрос, фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного ЧНП. Оно имеет множительный характер и из­меряется с помощью мультипликаторов государственных закупок, госу­дарственных трансфертов и налогов и мультипликатора сбалансированного бюджета, который измеряет совокупный эффект одновременного изменения государственных доходов и расходов.

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказы­вает состояние экономики. В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, а в условиях избыточного спроса она носит сдерживающий характер.

Недискреционная фискальная политика основана на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от динамики ЧНП, которая отражает ход делового цикла. С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной пол­итики на состояние государственного бюджета и, таким образом, оценить фискальную политику правительства.

Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате возможного ее временного запаздывания по отношению к потребностям текущей экономической ситуации, ее использования в поли­тических целях, а также в результате непредвиденных международных шоков совокупного спроса и эффекта чистого экспорта, если экономика носит открытый характер.

На эти обстоятельства, а также возможное неблагоприятное воздействие фискальной политики на частные инвестиции (эффект вытеснения) обращают внимание многие оппоненты кейнсианской оценки фискальной политики как инструмента воздействия государства на экономику. Сторонники теории экономики предложения, критикующие кейнсианскую концелцию, утверж­дают, что она не учитывает воздействия налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стиму­лировать совокупное предложение я, в конечном счете, увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты. Но большинство эко­номистов к этой позиции относятся с осторожностью, полагая, что сокраще­ние налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в краткосрочном периоде.

При определенных условиях всеобщее равновесие соответствует «неподвижной точке». Изучение нормативных свойств всеобщего равновесия, сложившегося на конкурентном рынке («качества» этого равновесия), занимает центральное место в нормативной экономике общественного сектора и строится, в частности, на двух основных теоремах экономики благосостояния, рассматриваемых в рамках курса микроэкономики. Поэтому мы остановимся лишь на основных положениях.

В экономике исключительно важны два критерия в рамках как производственного, так и потребительского подхода: критерий технической эффективности (использование производительных ресурсов, не допускающее неэффективного их использования) и критерий оптимальности по Парето (техническая эффективность плюс эффективность обмена, при отсутствии неэффективного использования полезности участников обмена). И в том, и в другом случае имеются в виду суждения о величинах, в основе которых лежит индивидуалистская модель поведения, а оценка действия зависит лишь от влияния этого действия на предпочтения индивидов, и вывод о наличии или отсутствии общественной эффективности делается исключительно на этой основе.

Две теоремы экономики благосостояния

Рынок соответствует множеству децентрализованных решений, при которых информированность индивидов весьма ограниченна. Так, например, им могут быть известны только: 1) вектор цен; 2) их собственные предпочтения; 3) технические ограничения (их функция полезности и исходная обеспеченность ресурсами — для потребителей, их производственная функция и, если требуется, права собственности на ресурсы, — для предпри-_ ятий). В этих условиях невозможно однозначно утверждать, что будут соблюдены следующие пять условий, а именно: 1) все эти децентрализованные решения будут совмести мы между собой (т.е. будет существовать «всеобщее равновесие», при котором сумма индивидуальных Предложений будет равна сумме индивидуальных опросов на каждый из товаров); 2) будет существовать лишь одно решение, учитывающее это условие совместимости (т.е. всеобщее равновесие будет единственно возможным); 3) это равновесие будет устойчивым (т.е. экономика будет иметь тенденцию возвращаться в равновесное состояние, как только она отклонится от него); 4) это равновесие избежит неэффективного использования факторов производства и индивидуальной полезности (т.е. при этом равновесии будет соблюдена норма эффективности по Парето); 5) это равновесие будет «справедливым» (оно будет отвечать определенным нормам общественной справедливости).

Согласно первой основной теореме экономики благосостояния, или теореме «невидимой руки» (название перекликается с известным высказыванием А. Смита), всякое конкурентное равновесие эффективно по Парето. Это значит, что:

— предприятие, желающее максимизировать свою прибыль, должно в первую очередь минимизировать издержки. Таким образом, оно, принимая сложившуюся конъюнктуру цен на рынке факторов производства, уравняет свои технические MRS с относительными ценами на эти факторы.

Если все предприятия сталкиваются с одинаковыми ценами производителя, технические MRS каждого из них равны между собой. Налицо внутриотраслевая техническая эффективность — и одновременно межотраслевая техническая эффективность. Условия 1 и 2 соблюдены;

— потребители максимизируют свою полезность при любом /'. Поскольку цены на блага одинаковы для всех потребителей, их MRS равны между собой (условие 3);

— предприятие, которое не определяет ценовой политики и которое максимизирует свою прибыль, выбирает такой объем производства, чтобы предельные издержки на благо х (или z) были равны цене этого блага. Отсюда MR Т благ x: и z соотносятся между собой так же, как и цены на эти блага, и MRT= MRS (условие);

— индивид, максимизирующий свою полезность, будет предлагать свой труд до тех пор, пока MRS между нерабочим временем и потребительским благом х (или z) не станут равными.

Если все пять условий соблюдены, то рыночное равновесие эффективно по Парето. Таким образом, сигналы рынка содержат в себе всю информацию, необходимую для того, чтобы индивиды, действующие разумно и децентрализованно (нескоординированно), в конечном счете приходили к оптимальной ситуации.

Вторая основная теорема экономики благосостояния гласит, что любому экономическому решению, эффективному по Парето, соответствует одно конкурентное равновесие. Эта вторая теорема обратна первой (поэтому данные две теоремы иногда объединяют под общим названием «теорема о взаимно-однозначном соответствии между оптимумом по Парето и равновесием рынка»). Она означает, чтолюбой оптимум по Парето, заданный централизованно, может быть и децентрализован. Иначе говоря, можно достичь ситуации когда:

— планы производства и потребления у участников рынка совместимы (существует равновесие);

— эти индивидуальные планы соответствуют первоначально заданной оптимальной аллокации ресурсов.

Эта вторая теорема обратна теореме «невидимой руки» и лежит в основе теории децентрализованного планирования. Смысл ее втом, что авторитарная аллокация ресурсов не неизбежна, поскольку для достижения конкурентного равновесия при децентрализованном принятии решений можно ограничиться посылкой правильных сигналов индивидам.

Иначе говоря, аллокация ресурсов не обязательна, поскольку достаточно, чтобы главный плановик посылал децентрализованным участникам рынка минимум информации (в виде цен и выделения дотаций денежными ресурсами) для того, чтобы они в конечном итоге смогли прийти к оптимальному решению и достичь конкурентного равновесия. Вторая теорема экономики благосостояния используется для оправдания «рыночного социализма», т.е. экономики, где из всех прав частной собственности на факторы производства есть лишь право собственности на труд.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал