Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры избрания президента. Эффективное число партий (кандидатов).






Срок полномочий Президента РФ — 4 года. Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолют­ной мажоритарной системе.

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добро­вольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод­ное волеизъявление.

В настоящее время процедура избрания Президента РФ осущест­вляется на основе Конституции и Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 150—120 дней до дня голосования или через 14 дней после до­срочного прекращения полномочий Президента РФ. День голосова­ния должен приходиться на первое воскресенье после истечения кон­ституционного срока, на который был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию госу­дарства.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может политиче­ская партия или избирательный блок, в состав которого входит данная партия, зарегистрированные в установленном порядке, а также ини­циативная группа российских граждан в количестве не менее 100 чело­век. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной инициативной группе или одному избирательному блоку.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соответствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Кандидат освобождается от работы с выплатой среднего заработка, имеет право бесплатно пользоваться общественным транспортом (30 поездок на пригородном транспорте и 89 в субъекты Федерации), получает от избирательной комиссии средства на проведение предвыборной агитации.

Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату Центральной избирательной комиссией.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кандидат. Новеллой Федерального закона о выборах Президента РФ 1999 г. является положение о том, что повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по ка­кой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Избранным в данном случае будет признан кандидат, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В связи с досрочным сложением своих полномочий Президентом РФ Б.Н. Ельциным 31 декабря 1999 г. в нашей стране впервые были проведены досрочные президентские выборы. Прошли они в сокра­щенные сроки, предусмотренные действующим законодательством. Участвовать в выборах главы государства, состоявшихся 26 марта 2000 г., пожелали 11 зарегистрированных кандидатов, в связи с явным преимуществом одного из кандидатов выборы прошли в один тур.

Победил в первом туре, набрав 52, 52% голосов избирателей, исполняющий обязанности Президента, Председатель Правительства РФ В. В. Путин.

Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве.

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти: на­значает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства), на­значает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

Полномочия в правотворческой сфере: активно использует право законодательной инициативы в Государственной Думе, подписыва­ет и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запро­сом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

Полномочия в области внешней политики, обороны и национальной безопасности: осуществляет руководство внешней политикой

РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим

Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

К этой группе относятся полномочия по введению Президентом РФ на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдель­ных местностях — военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности: решает российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для разрешения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах. Он возглавляет авторитетный совещательный орган — Государственный Совет РФ.

 

30. Президентские системы, парламентские системы: их единство и различие.

Президентская республика отличается от парламентской республики по следующим основаниям:

1. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства соединяются в полномочия одного лица – президента. В странах с парламентарной республиканской формой правления верховная власть принадлежит парламенту, высшим должностным лицом является премьер-министр.

2. В президентской республике высшее должностное лицо избирается на всеобщих выборах, в странах с парламентарной республикой население избирает парламент, из состава которого избирается высшее должностное лицо – премьер-министр (как правило, лидер победившей на парламентских выборах партии становится премьер-министром).

3. В президентской республике правительство формирует президент и оно подотчетно только ему, в странах с парламентарной республиканской формой правления правительство формирует парламентским путем и оно подотчетно парламенту.

Страны, с президентской республиканской формой правления: США, Бразилия, Мексика.

Страны, с парламентарной республиканской формой правления: Германия, Италия, Индия, Турция.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал