Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежные движения, ориентированные на власть






 

Главной уличной провластной молодежной силой призвано стать движение " Наши".

Движение " Наши" позиционируют себя как пропрезидент­ское, антифашистское и антиоранжевое движение (между вторым и третьим активисты движения ставят знак равенства). Оно дек­ларирует своей целью " насильственное сохранение" нынешнего строя с мягкой заменой правящей элиты. Главными " мишенями" движения являются либералы и " фашисты": все те, кто намерен " выходить на улицы" для давления на власть по аналогии " рево­люционных" ситуаций в Грузии и Украине. " Наши" должны стать альтернативной уличной силой против " деструктивных сил", причем агрессивной и готовой на силовые методы борьбы. Кстати, многим молодежным организациям свойственна демон­страция агрессии: это видно как в названиях, так и в структуре. У " Наших" руководство включает в себя федеральных комиссаров и обычных комиссаров. Само название подразумевает наличие " не наших".

Появление " Наших" стало самым мощным " предложением" на рынке молодежных организаций. Оно уже сейчас имеет раз­ветвленную региональную сеть и около 100 тыс. членов (по их данным). Это заставило пропрезидентскую партию " Единая Рос­сия" начать модернизацию своего молодежного крыла " Молодая Россия". " Единой России" также надо доказывать свою эффективность и самой власти с учетом нового " оранжевого вы­зова".

Новое движение " Молодая гвардия" Единой России" по духу похожа на организацию " Наших": высшим органом движения является съезд, которому подчиняется центральный штаб. В субъектах РФ высшим органом является конференция, а испол­нительным органом – штаб. Координируют работу региональных штабов федеральные командиры корпусов. Один из новых лиде­ров движения Иван Демидов отметил, что задача организации – " не просто политизировать молодежь, а дать ей путевку во власть, чтобы сохранить нынешний государственный строй в России после 2008 года".

Отличие " Молодой гвардии" от " Наших" состоит в том, что первые действуют на " улице" более умеренными методами. Кроме того, если " Наши" созданы для конкретных политических задач, связанных с намерениями не допустить перетекания моло­дежи в оппозицию, то " Молодая гвардия" в большей степени ориентирована на политические интересы партии " Единая Рос­сия" и поддерживает ее в контексте предвыборной борьбы или принятия тех или иных решений в Госдуме. Наконец, " Наши" – более массовые, более ресурсообеспеченные, их акции отлича­ются большей масштабностью и высокой степенью организован­ности.

Создание " Наших" и " Молодой гвардии" ориентировано на самые широкие слои молодежи. Однако есть особая группа " риска" – студенчество, которое более амбициозно настроено: значительную его часть трудно убедить в том, что в рамках дви­жения " Наши" можно сделать карьеру, если движение не сможет действительно создать некое подобие карьерной лестницы. Мно­гие студенты видят в массовых провластных движениях лишь инструментальную функцию политического управления, а рядо­вых членов движения воспринимают в качестве " винтиков" ог­ромного механизма. Особый подход к студенчеству объясняется еще и тем, что именно эта среда является наиболее благоприят­ной для " оранжевой" оппозиции.

Поэтому в российских вузах началась работа по созданию ло­кальных молодежных движений, где мотивация выстроена с уче­том потребностей конкретных студентов. Самым ярким предста­вителем такого движения стала " Россия молодая" во главе с Мак­симом Мищенко. Движение создано на базе МГТУ имени Бау­мана. Его активно поддерживает ректор, который является чле­ном " Единой России", и администрация.

" Россия молодая" позиционирует себя как сетевая организа­ция: она делится на студенческие отряды, которые якобы и фи­нансируют деятельность движения.

Провластные молодежные организации, подчеркнуто защи­щающие существующее политическое руководство, имеют об­щие черты. Во-первых, это антиоппозиционность, выраженная в общности манифестов: антифашизм (куда включаются и оппози­ционные либералы), борьба с " оранжевой угрозой", критика бю­рократии. Во-вторых, общность мотивации: ставка на реализа­цию карьерных амбиций, самореализацию, получение расширен­ных возможностей продвижения. Мотивация участия в этих ор­ганизациях носит преимущественно карьерный характер, в то время как идеология здесь либо вторична, либо просто декора­тивна. В-третьих, движения объединяет подчеркнутая агрессия. В-четвертых, их деятельность контролируется властью.
Кстати, именно мотивация является главной проблемой провла­стных молодежных организаций. Часть элиты высту­пает с резкой критикой " Наших" (например, спикер Совета Феде­рации Сергей Миронов и вице-спикер Госдумы Любовь Слиска). Отсюда рождаются сомнения в том, что молодые люди, идущие в " Наши" или " Молодую гвардию», действительно получат те на которые рассчитывают возможности, и не будут разочарованы односторонним ре­шением стоящих перед этими организациями задач.

Исходя из характера этих движений, можно предположить: что, если нынешнее политическое руководство страны начнет терять свои позиции, столкнется с падением популярности в об­ществе, а ее политическое будущее окажется под вопросом, мо­тивация участия молодых людей в таких организациях сразу же значительно снизится.

 

Лояльные " патриоты"

Лояльные власти " патриоты" – это особая категория органи­заций: они не выступают против Президента, однако их риторика и идеология существенно отличается от официальной. В действи­тельности же такие организации работают либо по санкции госу­дарственной власти, либо по санкции политических фигур, соиз­меряющих свою деятельность с ее политическими интересами.

Лояльные " патриоты" – это национал-патриотические, право­радикальные организации.

Евразийская партия Александра Дугина имеет свое молодеж­ное отделение – " Евразийский союз молодежи" (опричники). В основе деятельности организации – антиатлантизм, восстановле­ние господства России над евразийским пространством. " Евра­зийский союз молодежи" носит ярко выраженный антизападный характер, не признает либерализм и фактически призывает к воз­рождению " империи". Евразийцы не так многочисленны в целом, чтобы устраивать масштабные уличные акции.

В начале сентября 2005 г. Евразийский союз молодежи со­вместно с активистами Союза башкирской молодежи, объявив­шего себя филиалом известной турецкой правой террористиче­ской организации " Серые волки", украинской партией " Братство" (Дмитрий Корчинский) и татарским союзом молодежи " Азатлык" ('Свобода') объявили о создании антиоранжевого фронта. Как заявил идеолог " евразийцев" Александр Дугин, националистиче­ские организации России намерены активно бороться с " оранже­вой угрозой" и помогать в этом президенту. Созданное движение якобы насчитывает уже 25 тыс. человек.

Члены " антиоранжевого фронта" не намерены использовать только методы гражданской борьбы. " Ответ" " оранжевым" обе­щают дать симметричный. " Оранжевые", безусловно, будут вы­ходить за рамки правового поля, а значит, и мы имеем на это право", – заметил Дугин.

Главной своей задачей " евразийцы" считают противостояние общефедеральной " оранжевой оппозиции". Главными противни­ками были названы партии СПС и " Яблоко", частично " Родина" и КПРФ, а также молодежное движение " Оборона". По словам ли­дера " евразийцев", идеологическими врагами молодежного " ан­тиоранжевого фронта" являются также радиостанции " Эхо Мо­сквы", " Радио Свобода" и телеканал НТВ.

В целях " евразийцев" и движения " Наши" обнаруживается почти полное сходство: у движений одни и те же " враги" и задача про­тивостояния " оранжевым". Руководство Евразийской партии не отрицает, что власть благосклонно относится к их деятельности. " Евразийцы" рассчитаны на ту аудиторию, которая может ока­заться нелояльной власти, на аудиторию патриотическую и под­держивающую идею возрождения нации в ее более радикальном виде. Кроме того, " евразийцы" могут использовать более ради­кальные методы политической борьбы, не дискредитируя этим действующую власть.

" Движение против незаконной иммиграции" – ярко выраженная праворадикальная националистическая организация, которая де­лает ставку преимущественно на молодежь. Это новая организа­ция, которая создана на " обломках" других праворадикальных организаций, которые носили маргинальный, внутренне крайне конкурентный характер. В отличие от своих предшественников, ДПНИ позиционирует себя более респектабельно, формально выдвигая не ксенофобские, а вполне конструктивные лозунги.
Однако руководитель движения Александр Белов (он же Поткин) известен как бывший сотник в радикальном движении " Память". В 90-е годы он признавал фашистский характер движения, по духу приближаясь к черносотенцам и отстаивая ценности в рамках идеологических ценностей " Бог-Царь-Нация".

Будучи подчеркнуто ксенофобской организацией, ДПНИ примкнула к акции евразийцев, которые признают ценность мно­гонационального характера России. Для власти выгодна " анти­оранжевая" настроенность " евразийцев", но ДПНИ для нее не­приемлемо в силу своей реальной ксенофобии (хотя и эти право­радикалы " набиваются" в ее союзники).

Власть вынуждена дистанцироваться от праворадикалов. На­прямую поддерживать ксенофобские высказывания не готово ни общество в целом, ни элита. Показательная ситуация произошла на выборах в Мосгордуму: в одном из интервью лидер " Наших" Василий Якеменко заявил, что движение сотрудничает с партией " Свободная Россия". Однако когда журналист сообщил, что от этой партии в Мосгордуму идет участник " правого марша" Егор Холмогоров, то Якеменко был вынужден сразу же дистанциро­ваться от " Свободной России". Заметим, что партия " Свободная Россия" участвует в предвыборной кампании как " антияблочная" сила, что действительно сближает ее и с " Нашими".

Патриотическое поле активно используют и парламентские по­литические партии, имеющие налаженные связи с властью. Это ЛДПР, которая не раз использовала лозунг " Россия для русских" и партия " Родина".

Проще всего ситуация с ЛДПР – ее молодежное отделение " Уличная гвардия" Жириновского существует виртуально. Ее целями является, также как и у всех лояльных власти организа­ций - борьба с " оранжевой революцией". Однако дальше декла­раций ЛДПР не идет, и активность ее молодежного крыла пока никем не была замечена.

Ситуация с молодежной активностью партии " Родина" более противоречива. " Родина" и ее молодежное отделение активно принимала участие в акциях оппозиции: КПРФ, движения " Обо­рона", НБП, АКМ, СКМ и т.д. Однако совместное участие в рам­ках акций " объединенной оппозиции" связано преимущественно с социальными вопросами. Союз молодежи " За Родину" известен акциями против " отмены" бесплатного образования, митингом в защиту русскоязычного населения в Латвии, антиолигархиче­скими акциями (против Виктора Вексельберга, Бориса Березов­ского, Романа Абрамовича и Анатолия Чубайса) и акциями с кри­тикой политики отдельных, самых непопулярных министров рос­сийского правительства. Таким образом, основные ценности, ко­торые защищает движение – это сильная социальная политика, защита русских и борьба с олигархами. Все это не противоречит и президентской повестке дня. Офици­ально " Родина" выступала как респектабельная парламентская партия. Партия " Родина", до своего вхождения в партию «Спра­ведливая Россия», так или иначе, взаимодействовала с властью: иногда это взаимодействие становилось напряженным, потом сглаживалось и т.д. Этого нельзя сказать о молодежном крыле " Родины": его трудно назвать " лояльным" и его деятельность имеет менее четкие ограничители. В основном отношение дви­жения " За Родину" к власти определялось отношениями бывшего руководителя «Родины» Дмитрия Рогозина с президентской ад­министрацией, но, по сути, молодежная ветвь " Родины" оппози­ционна и политически амбициозна.

Координаторы и руководители движения являются достаточно амбициозными молодыми людьми, которые хорошо известны с молодежной " тусовке" и которые часто не хотят быть простым молодежным отделением прокремлевской партии. В партии за молодежную политику отвечает Олег Бондаренко, который ранее возглавлял движение " За Родину": сейчас его сменил Сергей Шаргунов. Активисты движения гораздо в большей степени тя­готеют к оппозиции, пытаясь расширить свою нишу в молодеж­ной среде и взять инициативу в свои руки.

Олег Бондаренко стал инициатором создания Лиги объединен­ной молодежи (ЛОМ). Главной целью ЛОМа была объявлена смена власти в стране путем объединенных усилий всей оппози­ции. Члены коалиции отметили, что ЛОМ – это не альтернатива учредителям лиги. Это по сути – " дискуссионный клуб для коор­динации совместных действий". Цель создания лиги – смена вла­сти в России мирным путем, защита гражданских ценностей, борьба с коррупцией и бюрократией. В лиге нет лидера, все орга­низации будут участвовать в ней на паритетных началах. ЛОМ - это попытка создать зонтичную структуру, но проект оказался непривлекательным для оппозиции.

ЛОМ пока не проявила себя. Организация остается скорее вир­туальной и не исключено, что проект оказался и вовсе проваль­ным: оппозиция не хочет участвовать в проектах " родинцев". От ЛОМа последовательно дистанциируются, как левые, так и пра­вые радикалы, а представители " Обороны" присутствуют в ЛОМе скорее инерционно, " на всякий случай". Попытка создания ЛОМ является скорее некой презентацией молодежного ресурса " Ро­дины" перед другими молодежными организациями. Но сам факт создания подобной организации показывает, что молодежная " Родина" – Союз молодежи «За Родину» гораздо более оппозици­онна, чем материнской организации.

Самым громким за последнее время стал другой поддерживае­мый властью проект: это " Новые правые" во главе с Владимиром Шмелевым, составившие значительную часть избирательного списка " Свободной России". Позиционируя себя как новая поли­тическая сила, пришедшая на смену " прогнившим" либералам, " Новые правые" достаточно всеядны: как уже отмечалось выше, по одному списку с ними в Мосгордуму баллотировался глава " Консервативного сообщества" Егор Холмогоров. Его взгляды носят ярко выраженный праворадикальный характер.
В то же время саму " Свободную Россию" (как и " Новых пра­вых") нельзя назвать праворадикальной политической силой. " Новые правые" – это скорее интеллектуальный клуб, созданный в 2002 г. для того, чтобы выработать некую правую идеоло­гию, куда в итоге попали и праворадикалы.

На патриотическом фланге есть еще несколько организаций, формальных и неформальных, которые практически не сущест­вуют как реальная сила, но выполняют определенные функции. Например, это " Красный блицкриг" – неформальная группа, кото­рая декларирует борьбу против " оранжевых", а конкретнее про­тив НБП и " Яблока". " Это борьба за присутствие помидоров в политике. Жесткая и бескомпромиссная борьба за то, чтобы в по­литике были помидоры, за то, чтобы у политиков были поми­доры", – заявил лидер этой молодежной группы Алексей Байков. В настоящее время " Красный Блицкриг" хоть и не самораспус­тился, но активные действия прекратил[4].

Кроме того, есть молодежные отделения у левопатриотических, прокремлевских организаций. Например, Российский коммуни­стический союз молодежи, действующий под патронажем Все­российской Коммунистической партии будущего (ВКПБ), близ­кой к Геннадию Семигину. Однако это движение практически бездействует.

Поле " лояльных патриотов" организационно очень слабо, что вполне объяснимо: с одной стороны, для привлечения молодежи, они вынуждены радикализироваться и сотрудничать с весьма не­респектабельными и маргинальными праворадикальными или леворадикальными силами. У " патриотов" нет собственного ло­яльного ресурса, способного " заполнить улицу". Однако, с другой стороны, им важно не допустить критики президента, обрушива­ясь преимущественно на пропрезидентские партии, отдельных членов правительства, выступая с националистическими лозун­гами и ругая олигархов.

Молодежь, которая готова работать с " лояльными патрио­тами", в большей степени прагматична и менее идеологизиро­вана, в то время как реально радикальные молодые люди скорее пойдут в оппозицию, учитывая часто инструментальный характер действий " лояльных патриотов". Проблема " лояльных патриотов" как раз в том, что они не способны выдвинуть конкурентоспо­собные проекты для самореализации молодежи: путь во власть для них закрыт, а против власти они не идут.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал