Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель Информационных ресурсов реализации обученияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Используемые сокращения
Цель и задачи проекта Обеспечить учебный процесс МИЭТ ИКТ-поддержкой организации обучения в соответствии со стандартами 3-его поколения. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать концепцию информационных ресурсов реализации обучения (ИРРО) в соответствии с требованиями стандартов 3-го поколения. 2. Разработать модель ИРРО. 3. Разработать информационную систему поддержки ИРРО. 4. Подготовить в соответствии с моделью ИРРО и опубликовать учебно-методические материалы в системе. 5. Внедрить систему поддержки ИРРО в учебный процесс МИЭТ. Модель Информационных ресурсов реализации обучения В соответствии со стандартами 3-го поколения основными содержательными образовательными элементами становятся модули, которые должны обеспечивать получение некоторых компетенций, для проверки которых проводится аттестация в конце изучения модуля. Дисциплины фактически становятся формой организации обучения по модулям. В традиционной схеме обучения дисциплина представляла собой набор несколько дидактических единиц (лекции, семинары, лабораторные занятия, практики, консультации, различные формы контроля). В рамках модели ИРРО предлагается считать основной содержательной единицей модуля тему. Тема содержит полный набор поддержки обучения, ограниченный некоторым внутренним тематическим единством. Тема обычно содержит теоретический материал, учебно-методические рекомендации, практические и лабораторные задания, тестовые материалы, варианты контрольных работ, ссылки на литературу (в любой форме), электронные модули индивидуальной работы студентов (ЭМИРС) и другие учебно-методические материалы (Рисунок 1).
Рисунок 1. Схема содержания обучения
Тема представляют собой неделимый, отчуждаемый элемент обучения, входящий в модуль в рамках учебно-методической обеспеченности дисциплины. Тема обычно заканчивается контролем. При этом контроль внутри темы может быть и в виде самопроверки (например, внутри ЭМИРС) и в виде контрольных заданий. Помимо набора тем модуль содержит и такие элементы как сценарий обучения (модуля), аннотацию модуля, методические рекомендации для студентов и преподавателей по изучению модуля и контрольные материалы для проведения проверки приобретенных компетенций в рамках модуля. С точки зрения организации обучения важнейшим элементом является Дисциплина. В рамках дисциплины изучают модули, модули могут изучаться в одной или нескольких дисциплинах (особенно для разных направлений и специальностей). Для организации обучения внутри модуля используются дидактические единицы – лекции, семинары, лабораторные работы, контрольные мероприятия (экзамены, зачеты, текущие аттестации, контрольные работы и т.п.) (рисунок 2). Таким образом, теоретический материал традиционно изучается на лекциях, задания к практическим и лабораторным работам используется на семинарах и лабораторных работах соответственно, тестовые задания используются в рамках аттестаций, зачетов, экзаменов.
Рисунок 2. Схема организации обучения
В рамках ИРРО дисциплины, модули и темы могут называться обобщенным понятием единицы обучения (ЕО). Сценарий обучения позволяет описать последовательность обучения, приобретения компетенций в рамках ЕО. В рамках дисциплины сценарий обучения описывает последовательность изучения модулей и сдачи аттестаций, в рамках изучения модуля сценарий обучения описывает последовательность изучения тем, в рамках темы сценарий описывает последовательность изучения теоретических материалов, выполнения практических и лабораторных работ, сдачи контрольных и тестовых заданий (рисунок 3). Кроме этого, сценарий обучения определяет правила доступа к следующей ЕО (модулю, теме), а также практическому, теоретическому, контрольному материалу. Правила доступа включают требования к результатам обучения студента по предыдущим материалам. Например, чтобы перейти к ЕО2 необходимо по ЕО1 получить не менее N баллов. Сценарий обучения может также включать правила формирования результирующей оценки по ЕО. Определение правил связано с тем, что преподаватели имеют обычно свои персональные правила формирования оценки. Например, оценка за модуль может быть определена как среднее между всеми оценками по темам, и соответственно оценка по дисциплине определена как среднее по модулям. Или оценка может быть сформирована на основе соответствия бальной шкалы – шкале оценок. При этом баллы могут не только складываться, но и складываться с предварительным умножением на коэффициенты сложности, которые разделяют модули и темы внутри дисциплины и модуля по сложности соответственно. Сценарий обучения также включает формализованные результирующие требования к освоению ЕО. Формализованные требования описывают условие получения как минимум оценки удовлетворительно, что соответствует понятию «курс сдан» (правила сдачи единицы обучения, рисунок 3). Важнейшим элементом ФГОС-3 являются технологии обучения. Они представлены в сценарии обучения (рисунок 3). Технологии обучения обычно представлены внутри темы и описывают способ, с помощью которого обеспечивается приобретение нужных компетенций по завершению изучения темы. Если технологии аналогичны для всех тем модуля, то технологии обучения могут быть представлены в сценарии обучения модуля. Аналогично и для технологии обучения дисциплине.
Рисунок 3. Сценарий обучения
Необходимо также отметить, что модель ИРРО является расширяемой на всех уровнях. Это означает следующее 1. Дисциплина, модуль и тема могут включать не только перечисленные разделы, но и любые другие разделы, при этом, ни один из разделов не является обязательным. 2. Разделы могу быть (сильно)формализованными, как например тесты и сценарий обучения, или слабоформализованными, как например, теоретический материал. 3. Слабоформализованный материал может иметь различное физическое представление (html, doc, excel, ppt, avi, jpeg, mp3 и т.п.) и различные их комбинации.
|