![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы проектирования общесудовых систем.
Проектирование судовых систем является составной частью процесса проектирования судна в целом и включает следующие основные этапы: эскизное, техническое и рабочее проектирование. Вообще, при проектировании судна существует ещё предварительные этапы - техническое задание и техническое предложение. Техническое задание разрабатывается заказчиком и заключается в выработке требований к создаваемому судну на основании планируемого назначения, условий эксплуатации и прочих факторов. Главная цель технического предложения (предэскизного проекта), разрабатываемого проектантом - подтверждение осуществимости проектного замысла технического задания. На данном этапе производится проверка совместимости требований, возможности комплектации существующим оборудованием, предварительный технико-экономический анализ, выбирается оптимальный архитектурно-конструктивный облик судна, в том числе на основе анализа ряда прототипов и производственно-технических требований. Результатом технического предложения является обоснование рекомендуемых способов удовлетворения требований технического задания. Однако на этих предварительных этапах речь о характеристиках отдельных судовых систем как правило не идёт.
1) Эскизный проект. Целью этапа является принятие основных технических решений, определяющих технический облик судовых систем. Содержание этапа: - Анализ технического задания — назначения судна, его характеристик, общего расположения для выявления особенностей, определяющих общую архитектуру систем. - Составление перечня систем для данного судна, выявление взаимосвязей между ними и влияние на характеристики судна. - Конкретизация характерных требований и особенностей для каждой системы в отдельности. - Проектировочные расчёты по определению минимально необходимых характеристик систем на основе формул нормативных документов. - Выбор типа компоновки систем и разработка принципиальной схемы. - Выполнение в первом приближении расчётов, подтверждающих работоспособность систем. - Выбор трубопроводов и оборудования систем. - Предварительный расчёт массовой нагрузки по разделу систем и определение потребляемой мощности. Результаты эскизного проекта доводятся до других отделов и подразделений организации-проектанта для использования в общем проекте судна.
2) Технический проект. Разрабатывается на основе согласованного с заказчиком эскизного проекта. Целью этапа является реализация принципиальных решений эскизного проекта в конкретных конструктивных схемах систем и устройств. Содержание этапа: - Конкретизация компоновки систем: уточнение мест расположения оборудования и прокладки трубопроводов (с помощью 3D-моделирования). 3-Dмоделирование систем реализуется в судостроительных САПР, позволяющих осуществлять моделирование всего судна в целом (т.н. «тяжёлые» САПР). Это CAD/CAM/CAE-системы, обеспечивающие весь цикл создания судна - от внешнего (концептуального) проектирования до выпуска чертежей, спецификаций, монтажных схем и управляющих программ для станков с ЧПУ. Наиболее распространённые САПР: TRIBON, Catia, NupasCadmatic, AVEVAMarine. 3-D моделирование позволяет решить следующие задачи: быстрое формирование моделей систем с использованием базы готовых стандартных элементов; оптимальное расположение оборудования, трассировка трубопроводов и кабельных трасс для исключения совпадений в пространстве и помех доступу для обслуживания и ремонта; возможность одновременной работы всех участников создания изделия с единой виртуальной электронной моделью; получение на основе 3-D модели рабочей конструкторской документации. - Окончательные расчёты проверки работоспособности. - Разработка конструкторской документации по проекту для предъявления к согласованию с Регистром и другими надзорными органами. Состав предъявляемой документации определяется Правилами РМРС в разделе «Документация технического и техно-рабочего проектов для постройки судна». Можно выделить два вида документов: ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОЕКТУ СУДНА В ЦЕЛОМ, имеющие раздел «Общесудовые системы»: 1) Пояснительная записка – для каждой системы содержит аргументацию компоновочных решений в соответствии с правилами РМРС и других нормативных документов. Т.е., описывается, какое требование каким образом выполнено; 2) Спецификация (основной документ по проекту судна) – для каждой системы содержит краткое описание, принцип работы, характеристики и места расположения оборудования. Выполняется в соответствии с РД5.0328-88 «Правила выполнения спецификаций для морских самоходных судов». ДОКУМЕНТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СИСТЕМАМ: 1) Принципиальные схемы (с перечнями оборудования и элементов конструкций). 2) Проектировочные расчёты; 3) Расчёты проверки работоспособности систем. Пояснительная записка не входит в число официально требуемых Регистром документов, но облегчает и ускоряет работу рассматривающих проект экспертов. Особенно важно грамотное обоснование альтернативных решений, если по каким-то причинам не удаётся выполнить требование Регистра буквально - в этом случае для утверждения проекта нужно доказать, что при альтернативном решении выполняется суть требования (то есть не " буква", но " дух" требований). - Составление ведомостей применяемого оборудования, механизмов и материалов. - Разработка принципиальной технологии изготовления, монтажа, испытаний и сдачи систем.
3) Рабочий проект. Содержание этапа: На основе согласованного и утверждённого технического проекта разрабатывается и выпускается рабочая документация (по определению РМРС - «Рабочая документация для судна в постройке»): - Рабочие чертежи деталей и узлов; - Монтажные чертежи и схемы; - Заказная документация на материалы и готовые изделия; - Программы швартовных и ходовых испытаний; - Технические описания и инструкции эксплуатации.
|