Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники






1. Памятники материальной культуры. Введены в научный оборот в результате раскопок крупнейших городов Древней Месопотамии - Эриду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Вавилона, Мари, ассирийских столиц Ашшура и Ниневии. Среди них следует выделить:

Памятники монументального строительства – дворцы, храмы и городские стены.

Цилиндрические печати. Изображения на них позволяют судить о мифологических и идеологических представлениях древних месопотамцев.

Находки месопотамских печатей в Египте, Бахрейне - архипелаге в Персидском заливе и даже в Индии свидетельствуют о торговых связях Месопотамии. Об этом же говорят иноземные предметы, найденные на ее территории, например, печати доарийской цивилизации долины Инда.

2. Письменные источники. До нас дошли написанные на глиняных табличкахархивы из шумерских, вавилонских и ассирийских городов. Найдены целые библиотеки. Самая знаменитая из которых - Ниневийская библиотека царя Ашшурбанапала, правившего в VII веке до н. э.

Основная часть сохранившихся источников - это юридические и дипломатические документы, царские надписи и списки, хроники, ритуальные тексты и др. Наиболее важные из них:

Кодексы законов и другие юридические документы. Отметимсудебники царей Шумера и Аккада Шульги (XXI в. до н. э.), Вавилонского правителя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), судебник из Ашшура (2‑ я пол. II тыс. до н. э.), тексты вавилонских законов VI в. до н. э., огромное количество судебных протоколов и постановлений.

Дипломатические документы и царская корреспонденция. Древнейший из них - договор между шумерскими городами Лагашем и Уммой (XXIV в. до н. э.). Дипломатическая переписка сохранилась в архиве города Мари (XVIII в. до н. э.) и архиве в Амарне (Ахетатоне) XIV века до н. э. Переписка правителей Хеттского государства с Ассирией и Вавилонией (XIII в. до н. э.) известна по архиву из хеттской столицы Хаттусы.

Царские надписи, к которым относят подписи под рельефами, прославляющими деяния царей. Содержат сведения о военно-политической истории Месопотамии.

Списки лет. В течение многих веков месопотамцы давали каждому году название по какому-либо его важному событию и вели списки лет, приводя их под этими названиями. Кроме этого, отмечалось какое-либо важное событие, произошедшее в этом году.

Царские списки. Содержат перечни правителей.

Гимны богам и записи ритуальных текстов дают представление о картине мира и обрядовой практике.

Запросы царей к богам, оракулы, покаянные молитвы царей. В отличие от царских надписей, содержат сведения не о триумфах, но реальных проблемах и опасностях.

Хроники. До нас дошли несколько десятков, в том числе:

- ассирийская «Синхроническая история», повествующая о вавилоно-ассирийских отношениях с XVI по IX в. до н. э.;

- вавилонская «Хроника P», посвященная истории Вавилонии, нередко отражающая те же события, что и в ассирийская «Синхроническая история», но под иным углом зрения;

- вавилонские хроники VI–V вв. до н. э., повествующие о крушении Ассирийского и Нововавилонского царств.

«Вавилонская (Халдейская) история». Была написана на греческом языке вавилонским жрецом Беросом (Беросс) около 300 года до н. э. на основе множества месопотамских надписей, хроник и литературных текстов. Охватывала время от допотопных времен до завоевания Вавилона Александром Македонским. К сожалению, «Вавилонская история» дошла до нас лишь в отдельных отрывках и цитатах, воспроизведённых рядом античных авторов, в том числе Иосифом Флавием, Александром Полигистором, Евсевием Кесарийским, Георгием Синкеллом и Абиденом.

Литературные тексты. Шумерские эпические произведения повествуют главным образом о героических деяниях шумерских царей. В их числе знаменитый «Эпос о Гильгамеше». Среди произведений мифологического содержания выделяется «Энума э лиш» – эпос о сотворении мира.

К сожалению, многие письменные источники дошли с существенными повреждениями и не полностью. Огромное количество текстов найдено и сохранено в музейных коллекциях, но еще не введено в научный оборот.

Источники из других регионов. Среди них следует выделить Ветхий Завет, надписи персидских царей Ахеменидов, исторические сочинения античных авторов - от «Истории» Геродота (V в. до н. э.) и «Персидской истории» Ктесия Книдского (IV в. до н. э.) до «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) и «Филипповой истории» Помпея Трога (I в. до н. э.). Отдельно надо отметить «Иудейские древности» Иосифа Флавия (I в. до н. э.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал