Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Урук. Шумеры






В начале IV тыс. до н. э. на территории Нижней Месопотамии культура Убейд сменилась новой - культурой Урук. Название её происходит от древнего города в Нижней Месопотамии. Появление культуры Урук связывают с расселением нового народа, который историки называют шумерами. Пришельцы постепенно смешались с местными убейдцами и ассимилировали их.

Одна из главных загадок ассириологии - вопрос о прародине шумеров. Он не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных науке языковых групп.

Существует шумерский миф о происхождении всего человечества с острова Дильмун (современный Бахрейн). Согласно ему, здесь «в начале времен» было нечто вроде библейского рая и жили первые предки всех живых существ, включая людей.

Одно время ученые искали в этом мифе следы воспоминаний шумеров о том, что они переселились в Месопотамию морским путем из региона Бахрейна. Тем более, что расселяться на новой родине они начали с устьев рек. Однако миф указывает на Дильмун как на прародину всех живых существ, а не только шумеров.

Шумерские тексты III тыс. до н. э. говорят о контактах Шумера с далекой страной Аратта. Они свидетельствуют о том, что в ней почитали шумерских богов и носили шумерские имена, возможно и говорили по шумерски. Однако о местонахождении Аратты в науке также нет единого мнения

Судя по воспоминаниям самих шумеров, первоначальным их центром в Месопотамии был город Эриду, в самом низовье Евфрата. Согласно шумерской версии истории Месопотамии именно здесь боги даровали людям предвечную государственность - «царственность» (шумер. нам-лугаль, аккад. шарруту). В эпоху Урук шумеры объединились в союз, охватывавший почти всю Нижнюю Месопотамию.

Столицей его был протогород Ниппур (современная деревня Ниффер в Ираке) в срединной части Нижней Месопотамии. В нем находился центр культа верховного бога всех шумеров Энлиля («Владыка воздуха» или «дыхания»), сына бога неба Ану и богини земли Ки. Следует отметить, что шумеры почитали также множество других богов и богинь, находящихся между собой в весьма в запутанных отношениях.

Каждая община, входившая в шумерский союз, занимала небольшой участок Южного Двуречья с центром в городском поселении. Эти районы в науке принято называть, как и в Древнем Египте, номами. В главном поселении общины находился храм главного бога ‑ покровителя нома. Он представлял из себя ярусную башню - зиккурат («вершина»).

Зиккураты возводились на насыпной платформе, в 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов, соединявшихся лестницами и пологими подъемами. Чередование часто подчеркивалось раскраской - за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, за ним - побеленный и т.д. Использовалось также озеленение террас.

При почти полном отсутствии камня и леса в Месопотамии, основным строительным материалом служила глина. Ее использовали в основном в виде кирпича-сырца. В глину добавляли мелкую гальку и рубленую солому. Полученную смесь набивали в деревянные формы-рамки, которые после высыхания кирпича снимали. С конца IV тысячелетия до н.э. началось применение обожжённого кирпича

Наружные стены верхней башни, иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, а сама она увенчана золоченым куполом. Внутри ее находилось святилище, в котором не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Здесь было «жилищем бога», который почивал там по ночам.

Святилище использовалось жрецами также для астрономических наблюдений, связанных с определением календарных сроков сельскохозяйственных работ. Характерно, что все шумерские храмы располагался углами (иногда сторонами) в строгом в соответствии с розой ветров.

При храме хранились номовые запасы зерна и ремесленных изделий. Тамкары - торговые агенты общины, направлялись в другие страны с целью обмена части общинных запасов на металлы и лес. О масштабе подобных экономических связей свидетельствует так называемая колониальная экспансия шумеров.

В середине - 2‑ й половине IV тыс. до н. э. шумерские колонии появились в долине Верхнего и Среднего Евфрата, в Юго-Западном Иране - городе Сузы. Эти колонии, разбросанные на огромных по тому времени пространствах, служили военными и торговыми центрами шумеров.

Судя по открытым погребениям в эпоху Урук у шумеров выделилась достаточно богатая правящая элита. Появились рабы из числа военнопленных или купленных в чужеземных краях. Все это стало возможным благодаря экономическому расцвету государства шумеров, основанному на высокоразвитой ирригации.

Ирригационными работами занимались по повинности свободные общинники. Организовывала эти работы номовая верхушка - верховный жрец, старшая жрица, главный судья, старшина тамкаров.

Верховный жрец – эн (досл. «господин») руководил строительством храмов и богослужением. Он считался главой общинного самоуправления в номе и совета старейшин общины.

Считается, что необходимость ведения хозяйственного учета привела к возникновению развитой пиктографической письменности. Информация фиксировалась и передавалась с помощью рисунков. Содержание их можно было пересказывать разными словами без изменения смысла. Шумерское пиктографическое письмо было совершенно одинаковым в северных и южных районах Нижней Месопотамии. Это говорит о том, что его разработали в одном центре. Полагают, что им был Ниппур – столица эпохи Урук.

Культура Джемдет Наср. В конце IV тыс. до н. э. наступает время новой археологической культуры – Джемдет Наср. Шумеры научились выплавлять бронзу. В самом конце периода они перешли от пиктографии к словесно-слоговой письменности. Заканчивается протописьменный период. Доисторическое время сменяется историческим.

2. Раннединастический период. XXX–XXIV вв. до н. э.

Археологи подразделяют Раннединастический период на три этапа:

Первый (допотопный) - начало III тыс. до н. э.

«Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинается, как и египетские перечни фараонов, с правителей допотопного времени. Согласно ему, было восемь царей, прежде чем «наводнение уничтожило землю». Первым в списке назван Алулим, который «правил 28 000 лет». Его преемник Алалгар «правил 36 000 лет». В среднем, каждое царствование длилось более 30 000 лет. Можно предположить, что царский список заключает в себе какой-то счет, который мы не понимаем.

Согласно шумерскому преданию, боги, устав от людей, решили уничтожить их. В качества способа было избрано мощное наводнение. Брат Энлиля, бог воды Энки, хранитель мудрости и наставник людей, решил спасти хотя бы одного человека. Он избрал праведника Зиусудру, правителя города Шуруппак, открыл ему будущее, посоветовал построить ковчег и спасаться в нем.

Шестидневное наводнение уничтожило всех людей - «все человечество стало глиной». Произошла эта катастрофа, по подсчетам английского археолога Леонарда Вулли, около 2900 года до н.э. Месопотамцы сохранили память о ней, как о «всемирном потопе».

Спасшийся Зиусудра в своем ковчеге причалил к высокой горе. От него пошел новый человеческий род. Самому Зиусудре, единственному среди всех людей мира, было даровано бессмертие во плоти.

 

Второй (послепотопный) этап - первая половина III тыс. до н. э.

После потопа боги вновь вручили царственность людям Нижней Месопотамии. На этот раз ее первым центром стал город Киш, затем она переходила к другим шумерским городам

После великого потопа прошло 22 985 лет до того, как взошел на трон Эн-Мебарагеси, двадцать второй после катастрофы царь Киша. Это наиболее ранний правитель, подтвержденный независимыми от Царского списка источниками. Благодаря сохранившимся древним текстам мы знаем, что его правление приходилось на 2700 - е годы до н. э.

Сведения о допотопных правителях, в том числе о сроках их нахождения у власти, наукой достоверными не признаются. Самих этих царей именуют мифическими, а первых послепотопных до Эн-Мебарагеси – полумифическими. Далее следуют бесспорно исторические личности и надежно датируемые события.

Шумеро‑ аккадский симбиоз. ОтВторого раннединастического этапа остались первые известные науке «послепотопные» письменные источники. Шумер предстает в них раздробленным на множество независимых государств. Рядом с шумерами с этого времени живут восточные семиты - аккадцы. Они входили в те же общины, что и шумеры, усвоили их письменность и культуру. Аккадцы поклонялись шумерским богам, многие из которых получили двойное имя - шумерское и аккадское.

К середине III тыс. до н. э. аккадцы и шумеры слились в двуединый и двуязычный суперэтнос. Его самоназвание - «черноголовые». На шумерском языке оно звучало как «санг‑ нгига», а на аккадском - цалмат каккади.

Этот суперэтнос в исторической науке именуют «древними месопотамцами» или «носителями месопотамской цивилизации». При этом почти все цари месопотамских городов-государств III тыс. до н. э. принадлежали к этническим шумерам. Официальные тексты составлялись также на шумерском языке.

Шумерская письменность. Месопотамцы писали на сырой глине пером-палочкой из тростникового стебля с треугольным сечением. Такие перья оставляли клинообразные оттиски. Отсюда название месопотамской письменности – клинопись. Для сохранности глиняный документ могли обжигать.

С середины III тыс. до н. э. шумерское письмо все чаще стали применять для фиксации аккадоязычных текстов. В начале II тыс. до н. э. шумеры полностью перешли на аккадский язык. Их собственный на протяжении всей истории Месопотамии продолжали использовать для религиозных ритуалов.

В клинописи насчитывалось около 400 различных знаков. При этом для повседневных нужд было достаточно и 70–80. Такое количество знаков мог выучить практически каждый человек. Поэтому грамотность среди населения была широко распространена.

 

Третий (послепотопный) этап – 3-я четверть III тыс. до н. э.

Номовые царства. Третий раннединастический этапхарактеризуетсяпревращением номовых общин в классовые государства. Над общинами выросла иерархия власти, налагавшей на общинников повинности, контролировавшая исполнение обязанностей, выводившая на войну ополчение. Номовые центры были обнесены оборонительными стенами и приняли законченный вид «города».

В государствах-номах выделились три основные социальные группы: господствующая, рядовые общинники, рабы и зависимые люди - военнопленные, изгои, обедневшие общинники. Шумерское общество нередко определяется как рабовладельческое. Однако рабы не играли заметной роли в хозяйственной жизни.

Во главе государства стоял наследственный правитель. Он был также верховным жрецом главного храма бога - покровителя общины и носил титул «эн». Подобный тип власти принято называть теократией. При эне был небольшой административный аппарат и вооруженная охрана. Власть его была ограничена советом и народным собранием свободных общинников.

К середине III тыс. до н. э. титул «эн» заменяется другими - «энси» (досл. «жрец‑ строитель», «градоправитель») и «лугаль» (досл. «большой человек», аккадский эквивалент этого титула – «шарру»). Последний характеризовал единоличную власть правителя над всем населением страны и соответствовал титулу «царь». Постепенно лугальство (царственность) стало необходимым атрибутом номового правителя.

Власть лугаля была сакральной. Он не только управлял народом, но предстательствовал перед богами, обеспечивал их милость и отводил гнев. Царь мог и должен был разузнавать волю богов и отвечал перед ними за ее исполнение.

В третьем раннединастическом этапе в номах существует многочисленное, порядка 5 тысяч человек, постоянное войско. Оно подчинялось лугалю, содержалось и вооружалось за его счет. Войско состояло из тяжеловооруженных пехотинцев и четырехколесных колесниц, запряженных ослами, поскольку лошадей тогда в Месопотамии не знали.

Города‑ гегемоны: Киш, Урук, Ур

В Раннединастический период шла постоянная борьба между номами. Целью их не была аннексия – присоединение одной общины к другой. Война шла за гегемонию - признание верховной власти правителя одного из номов над другими. Ддля того, чтобы стать «лугалем страны» необходимо было управлять храмом Энлиля в Ниппуре – символом всешумерского единства.

После потопа в Шумере существовало более десятка значительных городов-государств. Это Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур, Киш и другие. Ни один из них не мог удержать гегемонию надолго.

Киш, город в северной части Нижней Месопотамии, был гегемоном в первые послепотопные столетия (второй раннединастический этап). Титул «лугаль Киша» даже приобрел смысл «гегемон всего Шумера». Поэтому его часто принимали позднейшие цари-гегемоны, из какого бы города они не происходили бы.

До нашего времени дошло эпическое предание об Этане, правившем в Кише до потопа. Оно повествует о том, как он на божественном орле поднялся на небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником.

Правитель Киша Эн‑ Мебарагеси, как уже говорилось, стал первым лугалем, о котором мы знаем не только по династическим спискам, но и по его собственным надписям. Он контролировал весь Шумер, совершал походы на восток - в страну горцев эламитов. С его именем связано строительство храма Энлиля в Ниппуре. Но уже при лугале Агге, сыне Эн‑ Мебарагеси, гегемония Киша закончилась около 2600 года до н. э.

Урук. Согласно шумерскому эпосу Агга отправился покорять южношумерский город Урук. Местный эн Гильгамеш отказал ему в повиновении, несмотря на то, что совет старейшин готов был покориться. Народное собрание поддержало Гильгамеша и провозгласило его лугалем. В итоге боевых действий Агга попал в плен к Гильгамешу, который стал гегемоном Шумера.

О власти Гильгамеша и его преемников над всем Шумером известно не только по эпосу, но и по документам архива, найденного в городе Шуруппаке. Из них следует, что урукские лугали призывали на службу воинские отряды из одних номовых государств, размещали их в других, создавая тем самым систему перекрестного контроля над Шумером.

Гильгамеш, как свидетельствуют источники, был незаурядным человеком и талантливым правителем. Он стал героем множества сказаний. Согласно одному из них, Гильгамеш поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Месопотамии и убил там демона Хумбабу, врага людей.

По другим легендам, Гильгамеш был способен идти против воли богов. Преодолев множество препятствий, он добрался до мира богов в поисках «травы бессмертия» и заполучил ее. Однако на обратном пути случайно «траву бессмертия» съела змея.

Гильгамеш так и не смог воспользоваться плодами своего подвига. Не прошло и века после его смерти, как он был включен в список шумерских богов. Гильгамеш стал судьей в загробном мире, милостивым к людям.

От времени гегемонии Урука дошли замечательные памятники шумерской культуры - Храм богини Инанны и скульптурный портрет «Дама из Урука».

Ур. Около 2550 года до н. э. гегемония из Урука перешла в город Ур, расположенный в низовьях Евфрата (ныне Телль-Эль-Мукайяр в Ираке). В этом городе археологи открыли т.н. «шахтовые» гробницы. Среди них - погребение верховной жрицы-правительницы Шуб-Ад (Пу Аби). Вместе с ней были погребены десятки людей и животных. В склепе находились повозки, запряженные быками, вооруженные воины, охранявшие вход изнутри, женщины-служанки, некоторые из которых с музыкальными инструментами.

Две роскошные арфы, вместе со многими другими сокровищами, находились рядом с погребальным ложем сам Шуб-Ад. Все оказавшиеся в гробнице люди были умерщвлены при похоронах, однако без физического насилия. Видимо, они приняли какой-то яд, чтобы служить своей госпоже в загробном мире.

Позже правители Ура присоединили к своим владения Урук и перенесли туда свою столицу.

Уро‑ Урукское царство (XXV–XXIV вв. до н. э.) стало самым крупным и богатым месопотамским царством Раннединастического периода.

Растущее благосостояние аккадо-шумерской цивилизации привлекало внимание соседей. Уже с середины III тыс. до н. э. власть над Месопотамией стали захватывать, хоть и на короткое время, правители чужеземных городов, например, загросских и эламских. В свою очередь, Месопотамия также стала порождать собственных «завоевателей мира».

Царь шумерского города Адаба по имени Лугальаннемунду (шумер. «Царя бог неба создал», ок. 2400 г. до н. э.) известен не только по шумерским династийным спискам. От более позднего периода дошла надпись, прославляющая его как гегемона чуть ли не всего известного шумерам мира - от гор на востоке до Средиземного моря. Это первая известная нам древневосточная империя. Она распалась после смерти Лугальаннемунду.

В это же время началось возвышения города Лагаша. В войне за гегемониюего царь Эанатум (шумер. «В храм Ана приносимый», 2450 - 2425 гг. до н. э.) смог подчинить соседние города Умму, Ур, Адаб и другие. От его времени дошли документы, свидетельствующие о масштабной строительной деятельности.

В последние века Раннединастического периода войны за гегемонию в Месопотамии становились все более продолжительными и ожесточенными. Они вели к разорению населения и социальным кризисам.

В Лагаше в результате непосильного налогового гнета, долгового закабаления и обезземеливания общинников произошло восстание. Местный правитель был низложен. Ему сохранили жизнь и позволили пользоваться правами свободного гражданина Лагаша.

Народное собрание наделило титулом лугаля некоего Уруинимгину или Урукагину (2319 - 2311 гг. до н. э.). Он упразднил чрезмерные поборы с населения, отделил храмовое хозяйство от личного хозяйства правителя, отменил ряд долговых сделок. Такие реформы иногда проводили и в других номовых государствах Месопотамии.

В конце XXIV в. до н. э. на политической арене Месопотамии выдвинулся царь города Умма по имени Лугальзагеси (ок. 2336 - 2311 гг. до н. э.). Он начал устранять и истреблять правителей соседних номов, объединяя их территории под своей властью.

Это было новой тенденцией в политической жизни региона. Следует отметить, что Лугальзагеси добивался объединения не за счет слияния номов в единую державу, а на основе личной унии. Он сохранял традиционную структуру власти в номе и лишь возглавляя ее лично в каждом центре по отдельности.

Лугальзагеси разгромил Лагаш, аннексировал Ур и Урук, куда перенес свою столицу На севере он разбил войско Киша, царь которого погиб. В итоге экспансии владения Лугальзагеси простерлись «от Верхнего до Нижнего моря» (от Средиземного до Персидского залива). Остановить Лугальзагеси смогло политическое образование нового для Месопотамии типа – деспотия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал