Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Убейд.






Считается, что люди поселились в низовьях Тигра и Евфрата в VI тыс. до н. э., в эпоху развитого неолита.

Первыми жителями Южного Двуречья были, как полагают, субареи - выходцы из предгорий Загроса. К концу VI тыс. до н. э. они освоили болотистый тогда край вплоть до Персидского залива - «Горького моря».

Тогда же возникают древнейшие известные науке огражденные поселения Месопотамии – протогорода. С субареями связывают первую доисторическую археологическую культуру Месопотамии – убейдскую.

Период V – начала IV тыс. до н.э. известен в науке как «убейдское тысячелетие». Эта археологическая культура получила название по поселению Телль-эль-Убейд (или Обейд). Экспедиция Леонарда Вулли, работавшая в 1923-1924 годах, раскопала здесь характерные для нее памятники.

Это, прежде всего, монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных. Найдено незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки и так далее.

Убейдцы владели выплавкой и обработкой меди. Они изготавливали первые известные нам доспехи - кожаные перевязи с нашитыми на них медными бляхами. Вожди или жрецы носили островерхие шлемы или маски, закрывающие все лицо и имитирующие морды рептилий, с удлиненным, полого уходящим назад навершием.

Носители убейдской культуры строили города и храмы. Однако до нас не дошло свидетельств наличия письменности. Поэтому современная наука не признала убейдскую культуру первой месопотамской цивилизацией.

Полагают, что убейдцы говорили на т.н. «банановых языках», особенность которых заключалась в повторении слогов как в английском слове banana (Хумбаба, Инанна и т.п.). Сторонниками этой гипотезы были, в частности, Сэмюэл Крамер и Бенно Ландсбергер, а из советских ассириологов - Игорь Михайлович Дьяконов и Владислав Григорьевич Ардзинба.

«Банановые» имена известны у людей, живших к северу от Шумера, в стране, именовавшейся Субар, где тоже была распространена убейдская культура. Повторение слогов было свойственно также минойскому языку, чьи генетические связи до настоящего времени не установлены.

Убейдцы не умели проводить крупномасштабные ирригационные работы. Но без них Месопотамии нельзя было получить большие урожаи. В результате убейдцы так и не вышли за рамки первобытно-общинного строя.

В то же время Убейдская культура постепенно распространилась на огромном пространстве от Центрального Загроса через Верхнюю Месопотамию и Сирию к Средиземному морю, а также на Северо-восточную Аравию, включая архипелаг Бахрейн. Божества убейдцев с «банановыми» именами продолжали почитаться в Передней Азии вплоть до античных времен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал