Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение эластичности в принятии решений






 

 

Важными факторами, влияющими на спрос и предложение, является цена и доход потребителя.

Меру чувствительности спроса или предложения от цены, или дохода называют эластичностью, а показатель, характеризующий эту меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит, называют коэффициент эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает

насколько % измениться спрос (количество проданной продукции) при изменении цены на 1 %. Коэффициент эластичности спроса по цене – имеет отрицательное значение.

 

 

где Δ Q (%) – процентное изменение спроса;

Δ P (%) – процентное изменение цены.

Если:

|Е| ˂ 1 – неэластичный спрос – повышение цен слабо отразится на объемах продаж. Уменьшение наценки на товары с неэластичным спросом вместо ожидаемого увеличения объема продаж приведет к снижению выручки (продукты питания, товары первой необходимости);

|Е| ˃ 1 – эластичный спрос – объем реализованной продукции существенно зависит от изменения цены. Снижение цен на такие товары увеличит доход от продажи (товары широкого потребления, автомобили);

|Е| = 1 – единичная эластичность – изменение цен никак не отразится на денежной выручке. Она в данном случае имеет максимальный размер (транспортные услуги имеют свойство изменяться в равной степени с колебанием стоимости проезда);

|Е| = 0 – абсолютно неэластичный спрос – колебания цены никак не влияют на количество покупаемых товаров (редкие лекарства, без которого больные не могут обойтись);

|Е| = ∞ – абсолютно эластичный спрос – при стабильных ценах происходит периодическое изменение спроса на данную продукцию (предметы роскоши) (рисунок 6).

На меру чувствительности спроса оказывают влияние факторы:

-число товаров – заменителей. Наличие на рынке хороших заменителей повышает эластичность товара и наоборот;

-удельный вес товара в доходе покупателя. Чем выше удельный вес, тем выше эластичность и наоборот;

-полезность товара для потребителя. Спрос эластичен для предметов роскоши (драгоценности, меха, черная икра), и неэластичен для товаров повседневного использования (продукты, одежда, обувь, поездки в транспорте);

-фактор времени. Чем большим временем обладает покупатель для выбора товара, тем эластичность выше.

Р

 

 

|Е| = 0

 

|Е| = ∞

 

Q

 

Рисунок 6 – Эластичность спроса

 

При конкретных расчетах различают два способа измерения эластичности: точечная и дуговая.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема при малых приращениях, изменениях цены (обычно до 5 %) – эластичность в точке и находится через производную.

 

При

 

Производная (функции в точке) – основное понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции (в данной точке). Определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует. Функцию, имеющую конечную производную (в некоторой точке), называют дифференцируемой (в данной точке). Процесс вычисления производной называется дифференцированием. Обратный процесс – нахождение первообразной – интегрирование.

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

 

 

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является величиной отрицательной, поскольку с ростом цены уменьшается объем спроса и наоборот. Однако при изучении влияния цены на объем спроса знак эластичности не представляет никакого интереса. Поэтому для измерения величины реакции спроса на изменение цены предпочтительнее пользоваться абсолютной величиной эластичности. Так и поступают на практике.

Важный практический смысл имеет эластичность спроса по доходу.

 

 

Изменения дохода потребителя влияют на спрос по-разному.

Если при возрастании дохода потребитель увеличивает объем


закупок, то эластичность по доходу положительна . Объем спроса чувствителен к доходу таких товаров как дополнительная одежда, персональный компьютер, автомобиль.

Если – неэластичный спрос, то речь идет об аномальных товарах, спрос на которые снижается с ростом дохода (низкокачественные продукты, одежда, техника). Потребители заменяют их на более качественные товары.


Спрос на товары первой необходимости (зубная паста, продукты, мыло, одежда) не зависит от дохода, поэтому эластичность равна нулю

Поскольку на рынке встречается многообразие товаров, то необходимо учитывать меру чувствительности спроса на данный товар от изменения цен на другие товары. Такая зависимость называется – перекрестная эластичность.

 

Если повышение цены на товар Y приводит к росту спроса на товар X (EXY˃ 0), то это взаимозаменяемые товары – товары-субституты (кофе и чай, говядина и мясо бройлеров, масло и маргарин). Зависимость, характеризующаяся ростом цен на товар Y и снижением спроса на товар X (EXY ˂ 0), характерна для взаимодополняющих товаров (автомобиль и бензин, компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло).

Большинство товаров «индифферентны» друг к другу (EXY= 0).

Изменение спроса на товар Y никак не влияет на спрос, на товар X.

Перекрестная эластичность помогает менеджерам увидеть реакцию на изменение цен товаров, конкурирующих с данным, а также определить круг товаров-конкурентов.

Предложение также зависит от цены товара. Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %.

 

 

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье, уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей и др. Главным фактором, определяющим эластичность предложения является период в течение, которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены (рисунок 7):

- мгновенный период – производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы считаются постоянными, а объем предложения практически фиксирован. Предложение неэластично – (Рисунок 7а);

- краткосрочный период – при неизменных производственных мощностях производитель может менять интенсивность их использования. В этих условиях изменяются переменные факторы (рабочая сила, сырье) (рисунок 7б);

- долгосрочный период – достаточный для того, чтобы производители увеличили производственные мощности, организовали новые производства, применили новые производительные технологии.

В этот период все факторы производства становятся переменными.


Предложение эластично (Рисунок 7в).

 


Р SM Р

 

Р1


SS Р SL


Р1 Р1 D2

D2 D2

Р2

Р2 Р2

D1 D1 D1


 

Q Q1 Q2 Q


 

Q1 Q2 Q


а б в

 

 

Рисунок 7 – Фактор времени и эластичность предложения:

 

а – мгновенный; б – краткосрочный; в – долгосрочный

 

Необходимо отметить, что период в течение, которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены зависит от специфики производства и может составлять от одной недели до нескольких лет. Он органичен возможностью фирмы использовать дополнительные ресурсы для увеличения предложения.

Поэтому, чем больше у фирмы возможных вариантов их привлечения (одобренный кредит, возможность длительного хранения, интенсивность использования ресурсов), тем больше выгоды она получит.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал