Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы 1905-1912 гг.






Военные реформы 1905—12 в России, преобразования русской армии после поражения в русско-японской войне 1904—05. Война выявила серьёзные дефекты в организации системы комплектования и снабжения, боевой и тактической подготовке и техническом оснащении армии. Для их устранения был проведён ряд военных реформ, затронувших почти все стороны жизни армии.

Первый этап (1905 – 1908) (при военном министре А. Ф. Редигере)

Первый период реформ характеризовался расчленением центрального военного управления: было учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генштаба, которому были переданы все вопросы подготовки страны к войне; военному министру были оставлены административная часть и хозяйство; создано два самостоятельных органа во главе с великим князем Николаем Николаевичем — Совет государственной обороны (1905) с целью согласования деятельности высшего военного и морского управления и других правительственных учреждений по вопросам подготовки государства к обороне и Высшая аттестационная комиссия (1906); учреждены должности генерал-инспекторов (пехоты, кавалерии, инженерных войск, военно-учебных заведений), независимых от военного министра; сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4, на флоте с 7 до 5 лет); улучшен и омоложен офицерский корпус: после русско-японской войны из армии было уволено около 7 тыс. офицеров по возрасту и несоответствию своему назначению; введён новый порядок аттестования; улучшен быт солдат (питание и вещевое довольствие).[[9]]

Второй этап (1909 – 1912) (при военном министре В. А. Сухомлинове)

В следующий период военных реформ проводилась централизация военного управления: в 1908 Главное управление Генштаба было включено в Военное министерство с подчинением начальника Генштаба военному министру; в 1909 упразднён Совет государственной обороны; военный министр был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии; в 1909—10 реорганизовано управление артиллерийского, инженерного и военно-учебного ведомствами, причём генерал-инспекторы этих ведомств (а также пехоты) подчинены военному министру.

Важным мероприятием была реорганизация армии: полевая армия значительно усилена за счёт упразднения слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск (15% армии); сформировано 7 новых пехотных дивизий и 1 стрелковая бригада; каждая пехотная дивизия обеспечена артиллерийской бригадой (48 орудий), а стрелковая бригада — дивизионом (24 орудия), создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия; усилены инженерные и железнодорожные войска и войска связи. При полевых частях создан запас (так называемые скрытые кадры), который с объявлением мобилизации выделялся для развёртывания 35 резервных дивизий. В 1910 была изменена дислокация войск в мирное время: за счёт уменьшения количества войск в западных военных округах увеличено количество войск в центральных военных округах. Это позволило ввести в Европейской России территориальную систему комплектования с установлением особых районов пополнения (корпусных, дивизионных и полковых), что значительно облегчало мобилизацию, а также имело целью обеспечение борьбы с революционными выступлениями.

Было улучшено вооружение армии (в 1909—10 приняты на вооружение 122- и 152 -мм гаубицы, 107 -мм пушки), в полках созданы пулемётные команды по 8 пулемётов, сформированы корпусные авиаотряды и радиостанции, хотя в целом русская армия оставалась в техническом отношении слабее своих вероятных противников (Германии и Австро-Венгрии). Введение в 1909—12 новых уставов (в том числе полевого) и наставлений значительно улучшило обучение войск в звене рота — полк и индивидуальную подготовку солдата и унтер-офицера.

Повысилось качество подготовки офицерского состава. В 1912 был введён новый устав о пенсиях и улучшено материальное положение офицеров, что способствовало поступлению на военную службу молодёжи с высоким образовательным цензом. В 1910 были введены новые программы для военных училищ и юнкерские училища преобразованы в военные; открыт ряд новых военно-учебных заведений (училищ и школ); увеличены денежные оклады сверхсрочнослужащим.

Касательно личного состава, то его блестящие нравственные качества: самоотвержение, храбрость, выносливость - проявлялись на протяжении всей нашей истории.

Реформы флота (1905 – 1909)

После поражения в войне с Японией практически весь флот России был уничтожен. Он требовал не только постройки новых современных кораблей, но и реформ. Необходимо было улучшить боевую подготовку экипажей, тактические и стратегические навыки высшего командного состава, организационно-управленческую систему.

По состоянию нашего флота на 1907 г. линейные корабли лишь второклассные и ниже, причем их вовсе недостаточно для одного моря. Интересы Российской империи охватывают 4 моря: Балтийское, Чёрное, Каспийское, Японское. То же можно сказать и о крейсерах, минных заградителях, канонерских лодках. На должном уровне находятся лишь подводные лодки и миноносцы.[[10]]

Центральный аппарат управления был реформирован. Убран безответственный глава ведомства генерал-адмирал и восстановлена должность морского министра; учреждение морского генерального штаба внесло ясность и планомерность в работу ведомства. С этого времени начинают тщательно разрабатываться планы войны и подготовки. Функции главного морского штаба ограничены сферами ведения личным составом флота и строевой распорядительной деятельностью ведомства. Технические и хозяйственные учреждения реформированы, состав их обновлен.

На флотах произведена крупная реформа управления, имеющая определенную тенденцию — сосредоточить всю власть в руках старшего плавающего адмирала, стоящего во главе флота. До русско-японской войны и первое время после командование флота в морях производилось с берега, плавающий флот не имел прочной организации. Теперь интересы боевого флота, возглавляемые плавающим начальником, были поставлены на первый план. Командующие морскими силами получили инициативу в деле их подготовки.

До реформы корабли плавали только летом (кроме находящихся в заграничных водах), на зиму они кончали кампанию, команды перебирались в береговые экипажи, судовая жизнь останавливалась. Этот порядок прекратился: число месяцев плавания было увеличено, команда постоянно оставалась на кораблях, подготовка не прекращалась и зимой. Увеличена практика плаваний. В частности, был образован специальный отряд судов для плавания с корабельными гардемаринами, который ежегодно на зиму уходил за границу.

Была упразднена цензовая система прохождения службы офицерами. На высшие посты получили возможность продвигаться способнейшие.

Военное образование офицеров требовало особенной заботы. Существовавшая морская академия готовила лишь специалистов техников, военные науки преподавались в качестве второстепенных предметов и по содержанию своему не отвечали современным условиям. В этот период был учрежден в академии военно-морской отдел (соответственно военной академии генерального штаба); военные науки начали разрабатываться, к их изучению был привлечен командный состав. Равным образом, была реформирована постановка учебного дела в прочих учебных заведениях морского ведомства.

Заключение

Военные реформы подняли боеспособность русской армии и флота, хотя из-за недостатка финансовых средств, многие из намеченных преобразований были выполнены не полностью, а некоторые вообще не осуществлены (особенно в области усиления артиллерии). В русской армии усовершенствовалось обучение, расширились боевые порядки, было обращено внимание на значение огня, роль пулеметов, связь артиллерии с пехотой, индивидуальное обучение отдельного бойца, на подготовку младшего командного и в особенности офицерского состава и на воспитание войск в духе активных решительных действий. Но, с другой стороны, реформы не устранили многих существующих недостатков русской армии: недостаточная подготовленность высшего командного состава, слабость технического оснащения и др. Не было принято в расчёт значение тяжелой артиллерии, что, впрочем, следует отнести и к погрешностям всех остальных армий, кроме германской. Игнорировался расход боеприпасов и значение техники.

Многие из недостатков реформы 1905-1912 гг. было замечено военным министерством. И в 1913 г. начиналась новая «большая» военная реформа, которая должна была завершиться к 1917 году.[[11]]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал