Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА






2.1. Структура и содержание ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика»

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки «Экономика» обеспечиваются следующими программами:

1) Приказа Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2015 № 39906) (с изменениями и дополнениями);

2) Приказа Минобрнауки России от «30» марта 2015г. № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2015 г. № 36995)» (с изменениями и дополнениями).

Сроки обучения и трудоемкость общенаучного цикла направлению подготовки «Экономика», различны в зависимости от образовательной программы (Таблица 1).

 

Таблица 1 — Сроки обучения и трудоемкость общенаучного цикла направлению подготовки «Экономика»

Образовательная программа Бакалавриат Магистратура (очно-заочно) Магистратура (заочно)
Срок обучения 4 года 2 года 6 месяцев 2 года 6 месяцев
Объем программы в з.е.      
         

Источник: составлен автором

 

 

Срок получения образования по программе бакалавриата составляет 4 года, включая каникулы, следующие за прохождением государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий. Объем предоставляемых знаний в программе подготовки бакалавра позволяет приступить к работе на предприятиях, не прибегая к дополнительным курсам повышения квалификации или обучения в магистратуре.

Срок получения образования по программе магистратуры:

– по очно-заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев.

– по заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев.

Срок подготовки магистра, относительно недолгий и у студента имеется возможность получать практические навыки, работая на предприятиях и организациях. Однако за это время студенту необходимо освоить сопостовимое по количеству з.е. материала за год с программой подготовки бакалавра.

Количество дисциплин по направлению подготовки «Экономика» также разнятся в зависимости от образовательной программы (Таблица 2)

Из таблицы 2, можно увидеть, что если в программе подготовки бакалавров основной упор делается на дисциплины проводимые в аудиториях. То в программе подготовки магистра основное направления обучения это практические и научно исследовательские работы. Также стоит отметить, что в программе подготовки магистров относительно сроков обучения больше дисциплин по выбору.

 

 

Таблица 2 — Количество дисциплин по направлению подготовки «Экономика»

Дисциплины Бакалавриат Магистратура
Базовые    
Обязательные    
По выбору    
Практики и НИР    
Факультативы    

Источник: составлен автором

 

Программы бакалавров и магистров по направлению подготовки «Экономика» существенно различаются по контролю изученных дисциплин (Таблица 3).

 

Таблица 3 — Количество и формы контроля изученных дисциплин по направлению подготовки «Экономика»

Формы контроля Дисциплины Бакалавриат Магистратура
Экзамены Базовая часть    
Обязательные    
По выбору    
Всего    
Зачеты Базовая часть    
Обязательные    
По выбору    
Факультативы    
Всего    
Курсовые работы Базовая часть  
Обязательные    
Всего    

Источник: составлен автором

 

Из таблицы 3 видно, что количество экзаменов по программе подготовки бакалавров относительно программы подготовки магистров за год обучения больше более чем в 2 раза, количество зачетов больше на 70%. Общее количество курсовых работ равны.

Выпускник программы магистратуры «Региональная экономика» в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

1) научно-исследовательская деятельность:

– разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

– разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

– подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

2) проектно-экономическая деятельность:

– подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;

– подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

–подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;

– составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;

3) аналитическая деятельность:

– разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

– поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;

– проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

4) организационно - управленческая деятельность:

– организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;

– разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;

– руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;

5) педагогическая деятельность:

– преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях;

– разработка учебно-методических материалов.

Выпускник по направлению подготовки «Экономика» (магистерская программа «Региональная экономика») разбираться в особенностях регионального рынка труда, динамике демографических процессов, специфике градообразующих предприятий, обладать навыками деятельности в свободных экономических зонах. Эти навыки дают возможность выпускнику заниматься практической деятельностью во всех направлениях экономики региона.

Таким образом, выпускник магистратуры должен понимать системность понятия регион и сущность региональной экономики, иметь навыки создания функциональной системы региона, разработки стратегических планов регионального социально-экономического развития. Что позволит определить преимущества и слабые стороны региона, а также предлагать меры по улучшению социально-экономической обстановке.

2.2. Структура и содержание образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Региональная экономика»

В структуру программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», Блок 2 «Практики», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (Таблица 4).

 

Таблица 4 — Структура программы подготовки бакалавра

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в з.е.
программа академического бакалавриата программа прикладного бакалавриата
Блок 1 Дисциплины (модули) 216-219 207-213
  Базовая часть 100-112 91-106
Вариативная часть 107-116 107-116
Блок 2 Практики 12-18 12-27
Вариативная часть 12-18 12-27
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9
Вариативная часть 6-9 6-9
Объем программы бакалавриата    

Источник: составлен авторов

 

Образовательная программа подготовки бакалавров имеет ряд достоинств и недостатков. Основными достоинствами программы подготовки бакалавров являются:

– возможность выбора осваиваемых дисциплин в объеме не менее 30 процентов от вариативной части Блока 1. Что позволяет самим учащимся корректировать содержание учебного процесса, а соответственно и более ответственно подходить к изучению этих дисциплин;

– ограничения количества часов отведенных на занятия лекционного типа не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий. Эта мера позволяет учащимся изучать преподаваемые дисциплины более углубленно на практике. У преподавателя появляются больше возможности применения различных методов донесения до учащихся информации.

– программа позволяет на младших курсах сосредоточиться на изучении основ экономических наук, приобрести обширные знания в области фундаментальных экономических дисциплин, овладеть методами и инструментами экономического анализа, проявить свои индивидуальные интересы в освоении наиболее существенных курсов прикладной экономики.

Основным недостатком же является то, что в образовательной программе обучающемуся не предоставляется возможность проходить стажировку в организациях и предприятиях в свободное от учебы время, для получения практического опыта работы.

Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

Программа магистратуры состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (Таблица 5).

Достоинством программы магистратуры является то, что для изучения дисциплин уделяется сравнительно немного времени. Это позволяет обучающемуся уделить больше внимания на научную деятельность и образование в других сферах. Однако малое количество часов, уделяемое для изучения дисциплин, имеет и такой недостаток, как сложность самостоятельной подготовки, которую можно минимизировать при решении следующих сложностей:

– нехватка современной учебной литературы;

– отсутствие нормальных условий для организации консультаций преподавателей;

– особый менталитет самих студентов, не умеющих, а порой и не желающих работать самостоятельно.

 

Таблица 5 — Структура программы подготовки магистра

Структура программы магистратуры Объем программы магистратуры в з.е.
Блок 1 Дисциплины (модули) 57-63
Базовая часть 9-15
Вариативная часть  
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) 48-57
Вариативная часть 48-57
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9
Объем программы магистратуры  

Источник: составлен автором

 

Таким образом, структура программы бакалавриата и магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность образования в рамках одного направления подготовки. Программы подготовки состоит из трех блоков: блок 1 «Дисциплины (модули)»; блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»; блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

 

2.3. Анализ учебного плана по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Анализ учебных планов по подготовке бакалавра и магистра по направлению подготовки «Экономика» показал, что:

1) Срок получения образования по программе бакалавриата составляет 4 года, включая каникулы, следующие за прохождением государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий. Полностью соответствует необходимым для получения качественных и в необходимом объеме знаний.

Срок получения образования по программе магистратуры:

– по очно-заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев. Такой срок обучения также соответствует необходимому минимуму для изучения всех дисциплин и подготовке к итоговой аттестации.

– по заочной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года 6 месяцев. Проанализировав сроки обучения по заочной форме было бы целесообразнее сократить сроки обучения магистрантов до 2-х лет и 3-х месяце. Этот срок является достаточным для изучения необходимых дисциплин, прохождения практик и подготовке к итоговой аттестации.

2) Трудоемкость общенаучного цикла для программы академического и прикладного бакалавриата составляет по 240 зачетных единиц (з.е.). Что соответствует 60 з.е. в год. В программе подготовки магистров заложено 120 з.е. на 2 года 6 месяцев, это соответствует 48 з.е. в год.

В программе подготовки бакалавров основной упор ставится на изучение дисциплин, получения более крепких теоретических знаний. Программа подготовки магистров отличается от программы бакалавров тем, что в ней заложена достаточно сопоставимые доли объемов з.е. для изучения учебных дисциплин и научно-исследовательских работ с практиками. Что позволяет обучающимся по окончанию программы магистра уверенней применять накопленные теоретические знания на практике, при дальнейшем трудоустройстве либо в научной деятельности.

3) Доля вариативной части для выбора студента в общем объеме изучаемых дисциплин, для программы подготовки бакалавров в процентном соотношении равны процентному соотношению программе подготовки магистров и составляют 30 %.

Не смотря на то, что трудоемкость общенаучного цикла для программы подготовки бакалавра вдвое больше трудоемкости общенаучного цикла для программы подготовки магистра. Объем трудоемкости преподаваемых дисциплин вариативной части программы подготовки бакалавров, сопоставимы объему трудоемкости преподаваемых дисциплин вариативной части программы подготовки магистров, за один обучения. Из чего следует, что в программе подготовки магистров уделяется такое же внимание для изучения дисциплин входящих в вариативную часть, как и в программе подготовки магистров. Не смотря на уменьшение общего объема преподаваемых дисциплин для программы подготовки магистра вдвое меньше объема преподаваемых дисциплин предусмотренных в программе подготовки бакалавра в течение года обучения.

4) Отсутствует четкое видение соотношения и увязки содержания первой и второй ступеней высшего образования, имеется дублирование в рамках программы подготовки магистра и программы подготовки бакалавра в образовательных программах высшего образования, отсутствует системный подход к проектированию специальной подготовки в магистратуре.

Таким образом, анализ учебного плана по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» показал, что трудоемкость общенаучного цикла для бакалавров составляет 60 з.е. в год, а для магистров 48 з.е. в год. Доли вариативной части изучаемых дисциплин составляет 60%.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал