Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цензурная реформа Александр 2






На двадцатилетие (рубеж 1850-60-х годов до начала 1880-х годов) – пик поиска правит.контроля над прессой

6 апреля 1865 года - Временные Правила по делам печати

облегчили работу периодических изданий. Цензура стала подконтрольна МВД, в составе которого было открыто главное управление по делам печати.

Суть новых правил - значительно ускоряли выпуск издания разрешая некоторые из них представить цензору уже в отпечатанном виде, а не в рукописи. Цензура из предварительной в карательную.

От предварительной цензуры были освобождены все выходящие в столицах периодические издания (за исключением иллюстрированных и сатирических изданий), получившие от МВД разрешения на выход без предварительной цензуры;

оригинальные сочинения - не менее 10 печатных листов,

переводные сочинения – не менее 20 листов + все издания ученых учреждений, серьезные научные книги, чертежи, планы и карты.

Таким образом, почти вся не отличавшаяся большим листажом литература, в основном общественно-политическая, рассчитанная на демократические круги общества, оставалась подцензурной, как и вся провинциальная печать.

Закон 1865 года оставил в силе духовную, театральную и иностранную цензуру. По этим правилам предварительную цензуру заменили карающей, то есть налагающей санкции на издания после публикации. Закон устанавливал судебную ответственность. Издателей «вредного направления» карали денежными штрафами, конфискацией и арестом книг. Единственная из западно-европейской практики гарантия - уничтожение книги только по приговору суда (без присяжных) - была вскоре (в 1872 году) отменена, и было введено уничтожение книг в административном порядке. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры -В 1866 году закрыло два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово».

 

Новый устав просуществовал с некоторыми изменениями и дополнениями до первой русской революции. Первый закон о печати.

 

 

Поражение в Крымской войне – отсталое гос-во, надо реформироваться, + рост рев.настроений, освободит.движений и пр.- идея об отмене кр. права (1861)

Крестьянство расслоилось, но улучшения положения крест.и раб.-нет.

Пресса становится для всех читающих, а не состоятельных слоев.

Новый тип газеты – массовая - ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга.

Издание массовых газет – коммерч.дело

Герцен смотрит-результаты реформы фиговы – крестьянам оч.плохо – критикует в «Колоколе» ее.

Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия.

Особенно – польское восстание 1863. В Колокол призвал Гюго – Vivo-Voco. Осудил всех, в т.ч. монархиста Каткова. «Заводите типографии», но не срослось – бунт не перерос в Р.

Колокол заглох в 1867.

+ по желанию про Запад:

Зарождение массовой прессы: причины и следствия (страна по выбору студента)

19 в. – время развития национальных государств и национальной журналистики. Конец революции во Франции, приход ко власти Наполеона – деспота, но в то же время и приверженца демократии, что сильно сказывается на журналистике.

Германия возрождается и становится крупной державой. Происходит существенное развитие технологий – изобретаются новые способы изготовления, доставки журналистских материалов – дешевле изготовить – больше тираж, проще.

В 19 в. журналистика меняется радикально.

-Вводится новая форма новостей – перевёрнутая пирамида.

-Появляется понятие “телеграфного стиля”. Причём он используется не только в журналистике, но и в литературе. журналистика в 19 в. становится: -быстрее, -достовернее, -выразительнее.

Социально-экономические изменения.

Мануфактурf à промышленное производство/ появляется новый класс – промышленных рабочий. Крестьянский труд меняется на труд промышленный. Растёт уровень грамотности, поэтому увеличивается потенциальная аудитория.. Развивалась лёгкая промышленность- нужна реализация. à экономическая база для рекламы. После появления газетной рекламы, изменяется экономика газет. Появляются дешёвые газеты. Их цена ниже себестоимости.

В 19 в. происходит разделение газет на массовые и элитарные.

Массовая журналистика (газета) – понятие, появившееся благодаря рекламе, так как она стоила ниже себестоимости, а окупалась в основном за счёт рекламы. Читатель жаждет скандалов, рекламы. Огромные тиражи и аудитории – причина закрытия многих элитарных

Элитарная пресса – пресса для образованных, обеспеченных людей, которые интересуются политикой, общественной жизнью и новостями

В США раньше, чем в Европе, стала появляться массовая пресса – “The press и “Sun” – конкретные примеры массовой журналистики. В них печатались различные истории, сказки, романы и т.д. Редакторы нашли путь к читателю. Б. Дей впервые ввёл в газету сенсации, криминальную хронику, анекдоты. “Figaro”, “Temp”, “Moniteur” – элитарная журналистика.

В АНГЛИИ:

Дифференциация английской прессы во второй половине 19 века. Появление массовых изданий.

Появление массовых издании (60-е годы 19—первые десятилетия 20в.)

К середине 19в Англия - «образцовый капитализм».

В 50 — 60-е годы усилилась ее колониальная поли­тика.

В 70-е годы 19 в. процесс «постепен­ной утраты английской мировой промышленной монополии. Но все еще колониальна – это дает бабки

В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, кото­рая для своего времени была исторически возможной.

Новые возможности прессы обусловливались:

отменой «налогов на знание»

рост техн. возможностей производ­ства и распространения.

Белл – телефон – телефонная линия.

Превращение службы Джулиуса Рейтера в информационное агентство.

Процесс внедрения Рей­тера в журналистику не был безболезненным: «старые» англий­ские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки прода­вать заокеанские новости прессе были неудачными, но си­туация изменилась. Рейтер убедительно продемонстриро­вал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспонден­тов

1859г –Картельное соглашение Рейтера с Гавас и Вольф. Позже –агентство к сыну.

В сложном положении оказалось агентство в годы первой ми­ровой войны (1914 —1918), когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон.

За время первой мировой войны объем информации, переданной «Рейтер», достиг небывалых размеров. Рост объема информа­ции был связан с количественным ростом английской прессы

В 60 — 80-е годы в - различные типы периодических изданий.

Вечерние газеты: «Пелл Мелл Газетт»), «Лон­дон Дейли Меркури», «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости»), «Стар»

Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью», «Контемпорэри Ревью»

В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар»- комиксы с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос.

Был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры со­временной истории, обещал отразить интересы женщин, публико­вать критические материалы, написанные «джентльменами и уче­ными»

Пери­одика второй половины 19в. была достаточно специализиро­ванной. Существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания

90е гг 19в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выгля­дели слишком серьезными

Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы,

Уильям Томас Стед (1849 — 1912). «Ревью оф Ревью».

Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар», созданная Т. П. О'Коннором, соби­равшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего жур­нала».

Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модер­низировали ее.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основа­телем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созда­нию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентиро­валась на новую читающую публику — клерков и ремесленников.

В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежеднев­ную газету — «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и пред­назначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, про­никнутое британским имперским духом.

В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пир­сона») — двадцатистраничный еженедельник. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным де­лом.

Таким образом, английская «новая» журналистика была свя­зана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками.

Вовчлечение ширкоких слоев, но вторжение в личную жизнь, грязь. Рост манипуляции общественным сознанием.

До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди еже­дневных газет отмечался у «Дейли Телеграф».

В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти.

Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX — начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.

В годы деятельности I Интернационала ряд английских изда­ний выступает от его имени. Одно из них — рабочая газета «Бихайв» («Улей»). «Бихайв» сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного из­дания. Органом Социал-демократической феде­рации был еженедельник «Джастис» («Справедливость»), одним из руководителей которого стал Уильям.

 

ВО ФРАНЦИИ:

Первые массовые газеты и журналы. Нововведения во французской прессе первой половины 19 века: романы с продолжением и жанр «физиологии»

Лидер французской «penny press» Эмиль де Жирарден начинал с выпуска журнала мод «La Mode» (1829–1854). Вскоре Жирарден придал ему черты политического издания, но сохранил раздел мод с картинками из жизни высшего света, учитывая интересы сложившегося круга читателей.

Самый успешный проект Жирардена –1836 г. новая полит.газета «La Presse» подписная цена которой (40 франков) была вдвое ниже всех других подобных изданий - «газета делается не редакторами, а подписчиками».Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами

Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в «La Presse» нередко вызывали раздражение властей. В 1848 г. Жирарден был арестован а издание «La Presse» было приостановлено.

15. Борьба за свободу слова как механизм регулирования информационного процесса (XX век) на примере Франции

 

Накануне 1МВ (мировой войны) - ежедневно более 8 млн. экземпляров газет, каждый из которых предположительно прочитывался в среднем пятью читателями.

Этот рекорд распространения ежедневных газет не был побит во Франции.

«избыток» газет +

рост саморекламы в погоне за читателем +

погоня за сенсацией и потеря престижа профессии

Рекламе все больше места на газеты = «стены для расклейки афиш».

Война 1914 г. – резкое сокращение числа и объема газет + изменение в оформлении и содержании.

Причины:

- сложное военное время

-мобилизация многих служащих

-мало бумаги

-плохой транспорт

-сокращение рекламы

-строгая цензура инфосообщений.

Потребность регуляции деят-ти прессы.

1916 – Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразованную в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое учреждение, занималось всеми администр.и финанс.проблемами печати.

с авг1914 г. запрещение прессе пра-вом публикаций о военных событий кроме тех, кот. будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве.

Часто в газетах-карикатура - «Анастезия» - старуха с носом в виде цензорских ножниц+ ведро белой краски, закрашивающей колонки

Трудности коснулись всех, кроме «большой чевтерки»:

 

1) «Пти паризьен» - тираж до2 млн. экз.

2) «Матен». -1 млн.

3) «Пти журналь»

4) «Журналь».

5) «Эко де Пари»-патриотыà хорошие отношения с Генеральным

Заслужили доверие пра-ва и могли распр.в войсках. Но, среди солдат они не были популярными – лучше читали нелегальные полит.газеты и сатир. иллюстр. листки.

с 1919 по 1939 гг. газетно-журнальный мир приспосабливался к новым эк.и полит. условиям и новым требованиям читателей, на кот.война наложила отпечаток.

- изменение соотношения полит.и инфо прессы

-индустриализация прессы

- американизированные, рациональные методы создания и управления

-появление новых звезд и смена лидеров печати

- новые рубрики –спорт\звезды и т.д.

- «большие репортажи» - как романы с продолжением – поднимают тиражи (Лондр)

-усложнение матер.положения газет (особенно ежедневн) – рост себестоимости à новостей больше и они лучше (междунар.инфа, репортажи, приложения) +внешнее оформление, цена на бумагу, транспорт и т.д. За 20 лет (191701938) себестоимость в 5р. – все трудно и сложно открыть новые.

Событие 2МВ и движение Сопротивление определили характер всей послевоенной прессы.

Отражала горечь поражения и тяжелые времена. Будучи расколота как и страна были и трусы и патриоты.

Первые 10мес «странной войны» франц.буржуазия волновалась не за фашистов а за разгром компартии внутри страны- запретили коммун.издания, саму ФКП.

Лишь в июне 1940 г., накануне оккупации Парижа одни газеты закрываются, другие начинают «великий исход», идя в Бордо, Лион, на юг.

После подписания позорного перемирия, в результате которого были оккупированы две трети территории Франции, включая Париж, страна поделена на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны.

Север – режим политики коллаборационизма, т.е. «сотрудничество» между правительством Петена, находившемся в г. Виши, и гитлеровскими оккупантами. Все издания этой зоны под контролем пропаганды Геббельса. Вишистский режим поддерживал те, кто следовал политике коллаборационизма и были за становление собтсвенного франц.фашизма.

Известный монархист Моррас, глава «Аксьон франсез» - идеолог вишизма

Марсель Деа, возглавил «Народно-национальное объединением, а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, «Матен», – «Пари-суар» и «Пти паризьен», как неофициальный орган «Французской народной партии», массовой опоры французского фашизма.

Открытая поддержка режиму - газета «Нуво тан» Люшера, представитель коллаборационистской прессы, официоз немецкого посольства в оккупированной Франции. Люшер был расстрелян за предательство после освобождения Франции, так же как и Бразийяк, выпускавший «Же сюи Парту» – оч.яркую сторонницу коллаборационизма.

 

Агентство Гавас было разделено: рекламная сфера -под контроль нацистов, а информ - правительство Виши национализировало и объединило с «Французским агентством информации и печати», созданным немцами как филиала нацистского агентства «Дойче нахрихтен бюро».

 

Газеты южной зоны Франции, и без того испытывавшие давление службы пропаганды немецкого военного командования, после 11 ноября 1942 г., когда оккупация распространилась на всю страну, попали в те же условия, что и печать северной зоны, Созданный на юге Франции «Легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в том числе в области печати, направляет на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши.

В обеих зонах Франции действовали группы движения Сопротивления.

Ведущая сила – ФКП - «партия расстрелянных».(из-за больших жертв) Продолжили выпускать «Юманите».

К лету 1943 г. объединение групп в Национальный Совет Сопротивления (НСС). ФКП вошла в него как одна из крупнейших политических партий.

Многие группы и организации, вошедшие в НСС, имели названия, которые сохранились после освобождения в названиях газет – популярные лозунги в народе – популярность после войны. Но не все были верны – либо закрылись, либо сменили хозяина.

Изменения во французской печати из-за запрещения коллаборационистских газет и поддержке демократической печати, à ренессанс французской печати, «новая пресса». Но возрождение запрещенных газет под новыми названиями, усиливающееся стремление буржуазии к ограничению демократических свобод и подавлению прогрессивной печати –серьезные оговорки

Французская пресса периода Освобождения (1944 - 1946)

 

Деление на северную и южную прессу (против или за Гитлера).

Газеты внутри партизанского движения. Родоначальник – «L’humanite» (Коммунист).
«Синяя тетрадь» - положение о прессе после освобождения.

Разивтие началось с нуля.

1944-46 период временного режима. Запрет всех прежних изданий, выходивших с разрешения оккупантов.

Средства на издание распределяются правительством. Диктатура правительства. «Либерасьон», «Эдисьон ди минуит» - подпольные издания.
Чистки в системе прессы, преследования оккупационных изданий, растрелы.

1945 – 26 политизированных газет в Париже, к 1960 осталось 26. «Новая пресса».
Среди возобновленных старых региональных изданий «Эст репюбликэн», «Монтань» «Прогрэ», закрытые на время оккупации. Имущество прочих газет было передано газетам сопротивления по закону 1946.
Бум провинциальной прессы. Все политические организации стремились создать ежедневные издания в каждом департаменте. Рост тиражей столичных и провинциальных газет. Постепенно ажиотаж вокруг новой провинциальной прессы стал спадать, аудитория начала группироваться вокруг ограниченного числа газет.

Французская пресса периода Четвертой республики (1946 - 1958):

возврат к капиталистическим принципам организации, особенности процесса концентрации и монополизации
Политически ангажированная пресса в период освобождения. Стремление остановить монополизацию (закон о том, что в собственности нельзя иметь более 2 газет). Новая пресса: недолгосрочная, политизированная. Спад прессы, падение тиражей. Коммерциализация, американизация методов журналистики.
«Комбат» Камю, Сартр, некоммерческие. «Ле Монд» с 1944 на основе «Тemps». Крупные: «Фигаро», «Фран суар», «Паризьен либере», «Либерасьон».
Сугубо политические издания становятся еженедельными. Специализированная периодика - пресса сердца, общественно-литературная «Нувель литератур». Складываются монополистические группировки. «France Presse» контролируется с 1944 по 1957. Либеральные принципы: отмена обязательного разрешения на выпуск.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал