Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очерк первый Россия и Европа: Гетеанизм и историография 4 страница






* Что пока не под силу отдельному человеку, может вполне осуществляться обществом в целом. В этом состоит его подлинная христианизация.

Таким образом, принцип самодвижения заложен в самом историческом процессе, но воспроизводится он через приходящие к целостности индивидуальности и в то же время является средством обретения ими этой целостности. Следовательно, познание и мораль - это главные составляющие исторического процесса. Сами же они, обладая трансцендентальной, или сверхъестественной природой, находят свою объективацию в историческом опыте индивидуальных людей. Так история смыкается с метаисторией, не теряя при этом своего, скажем, системного характера, т.е. оставаясь самодостаточным процессом в пределах определенного круга имманентных закономерностей, восходящих от феноменального мира истории к миру ноуменальному. В таком смысле, на наш взгляд, следует понимать антропоцентризм истории. Ибо лишь через человека, но не изначально данного, а постепенно приходящего к полноте своего самобытия, самовыражения, саморазвития, то есть приходящего к свободе, возникает единство, соединяются противоположности материального (опыта) и духовного (познания, морали), феноменального и ноуменального, имманентного и трансцендентного.

Оставаясь в рамках чисто философского подхода, концепция монизма, будь то теоретико-познавательного или эволюционного, будет всегда подвергаться обоснованному, сомнению, поэтому Духовная наука берет на себя смелость расширительно трактовать проблему человека, ставя на место частных взглядов, таких как антропологизм, антропоцентризм и т.п., единое, основанное на опыте (как чувственном, так и сверхчувственном) и познании (которое не имеет границ в кантовском смысле) учение о человеке - Антропо-Софию.

В своем взгляде на историю Антропософия, благодаря опытному познанию сверхчувственного мира, дает учение о духовных существах (Иерархиях), которые подготовили человека к истории и продолжают действовать в ней. Правомерность этого учения может быть обоснована самими историческими фактами, если заняться их расшифровкой. В феномене раскрывается прафеномен - этот познавательный принцип Гетеанизма в полной мере применим и к истории.

Если не касаться слишком отдаленных фаз эволюции, то мы должны говорить о действии существ из Иерархии Архангелов как о прафеномене, которым определено вхождение народов в исторический процесс. На некоторой исходной стадии, за много столетий до того, как из различных племен возникает единый народ, Архангел действует как Демиург. Он творит единые астральное и эфирное тела, в которых племена приводятся к некоему онтологическому единству, которое тогда еще не осознается на понятийном уровне. Так, например, летописец Нестор в XII веке говорит о русском народе, перечисляя множество племен, его образующих. Если принять во внимание условия того времени, когда отсутствовало централизованное государство, а средства коммуникации были самыми примитивными, то возникает вопрос, что дает Нестору на это право? Да и вообще, откуда он, одиночка, при отсутствии литературных преданий, узнал, что за полтысячелетия до него племя полян поселилось на Днепре, славян - у озера Ильмень и т.д.? - Узнал он это от ведущего русский народ Архангела, Который сверхчувственным путем, в образах, рождал в отдельных душах познание-переживание того, как складывался русский народ.

Создание единой эфирно-астральной ауры народа - стадия предысторическая. В этой ауре как помощники Архангелов действуют существа из Иерархии Ангелов и человеческие индивидуальности, намного опередившие общий ход развития человечества. Первые из них выступают как водители отдельных групп становящегося народа - племен, родов, семей; их последующая цель - стать водителями отдельных человеческих индивидуальностей. Вторые выступают как земные водители - как руководители Мистерий, жрецы, бывшие в древности одновременно и царями. В задачу Ангелов и посвященных входит: разбить племенные и родовые связи путем введения определенных, меняющихся с ходом времени, культурных и социальных форм жизни. Это необходимо для того, чтобы укрепить эфирные и астральные тела отдельных людей и сделать их носителями индивидуального сознания. На этом пути деятельность постепенно переходит от Демиурга-Архангела к человеческим существам. Постепенно Архангел начинает руководствоваться теми целеполаганиями, которые возникают в сознаниях земных людей, и из них сплетать общий план исторической жизни народа.

Обе стороны этого процесса, поскольку проистекают из единой исходной сути, не могли бы прийти в противоречие, если бы в него не вмешивались иные духи, не заинтересованные в том, к чему стремятся Архангелы. Эти духи имеют свои частные цели и интересы в эволюции Вселенной, а человек для них - лишь средство к их достижению. Так рядом с Архангелом-Водителем народа возникают некие теневые существа, отставшие в своем развитии и видящие в людях лишь средство наверстать упущенное. Это своего рода двойники Архангелов, довольно мощные существа, отставшие от Иерархий Духов Формы и Духов Личности (Архаев). У них есть свои сонмы ангелов, осаждающих индивидуальную жизнь людей. Все эти отставшие существа бывают двух родов: люциферического и ариманического. Их действия в историческом развитии хотя и опасны, но до некоторой степени необходимы, поскольку человеку надлежит обрести свободу, а она невозможна без свободы выбора между добром и злом. Это, разумеется, сопряжено с большим риском, что и проявляется в истории. Человеку предопределено прийти к свободе, но когда и каким путем - это во всё большей мере зависит от него самого. В конечном счете кто-то может к ней и не прийти. В этом случае душе пришлось бы выпасть из общечеловеческой эволюции и стать на путь, пока закрытый от нас, поскольку его трудности превосходят всякое человеческое воображение. На этот путь человек мог бы вступить лишь в том случае, если, исходя из самосознания, решился бы полностью отдать себя на служение духам препятствий, зла. И в истории идет борьба за этот человеческий выбор. Ее исход будет решен за пределами истории, но предпосылки к нему создаются в историческом развитии. Поэтому жизнь человека - это " опасный процесс" (Р.Штайнер), а ее познание - не праздное занятие ума.

Впервые, о чем уже говорилось выше, о существовании дуализма духовных сил возвестил Заратустра. Но в ту эпоху он еще не был достаточно актуален для отдельного человека. Последний, как индивид, тогда существовал еще в довольно номинальном смысле, поскольку в большей мере переживал себя тождественным универсальному духовному миру, чем самому себе как земной личности. И Заратустра направил людей к земному опыту, научил их земледелию, обработке металлов с тем, чтобы возрастающая активность органов чувственного восприятия индивидуализирующе воздействовала на астральное тело. Особенно большую роль при этом играло осязание, в котором участвует весь кожный покров человека. В тяжелом физическом труде при возделывании земли, ковке неподатливого металла древний перс эпохи Заратустры учился памятовать о себе, обособлять себя от мира, приходить пока еще не к осознанию, а к переживанию противоположности между собой и миром. В полуясновидческом культе ему открывался дуализм сверхчувственных миров.

В древнеегипетскую эпоху понадобились уже более сложные формы воздействия на астральное тело. Древний египтянин был способен на выработку индивидуального чувствования, внутренней жизни чувств. Знание о космической противоположности сил давалось ему в мифе об Озирисе, Изиде и Тифоне. Дальнейшую индивидуализацию своего астрального тела он получал в строительстве пирамид. Годами шлифуя вертикальную и горизонтальную поверхности каменной глыбы, простой египтянин приходил к индивидуальному переживанию пространства, к переживанию себя как прямостоящего существа, что еще совсем не входило в сознание древнего перса. Далее, египтянин занимался измерением земли, приводя это в связь с математическими соотношениями звезд, возводил обелиски, как чувственные образы прямостояния, строил храмы по образу и подобию человека как микрокосма. В целом все развитие древнеегипетской культуры привело к рождению первого члена человеческой индивидуальной душевной жизни, который называется душой ощущающей. Эта душа ощущающая, как отделенная от групповой астральности часть человеческого астрального тела, пронизанная индивидуальной жизнью чувственных восприятии, вожделений, желаний, является прафеноменом всей древнеегипетской культуры, действует в ней как внутренняя закономерность, однако еще при значительном непосредственном магическом воздействии сверхчувственных сил.

В условиях древнегреческой культуры душа ощущающая метаморфизируется в новое состояние и становится главным фактором повседневной жизни. В ней грек получает значительную автономию самобытия, творит из нее духовную жизнь, создает искусства. Но более актуальной задачей для грека является выработка следующего члена душевной жизни - души рассудочной, которая является прафеноменом всей греко-римской культуры и истории. Выработка этого члена души потребовала глубокого воспитания уже других органов чувств: зрения, слуха и др. В осязании грек переживает тонкую, филигранную обработку материи, которая в его руках превращается то в сложную форму капители, то в прекрасную скульптуру. Однако многое в этом творчестве, что касается его истоков, родственно предыдущей, египетской культуре: здесь и там художник творит из внутренних инспираций, данных ему в сверхчувственном опыте. Но если египетский скульптурный портрет или рельеф носит целиком сакральный характер, то греческие статуи богов, будучи объектами культа, являют собой при этом индивидуальному сознанию идеалы прекрасного. Эстетическое переживание - это первое явление Бога индивидуализированному духу. Возникая в душе ощущающей, оно влечет ее за собой в высокие сферы, к истоку своего происхождения. Но будучи одновременно и понятием, оно служит предтечей своего явления для ума, изживаясь в сгущении индивидуального духа, родственном по своей природе интеллектуальному усилию. Эстетическое воспитание через семь прекрасных искусств занимало главенствующую роль в греческой жизни.

И религиозная жизнь греков была более развитой, чем у египтян. Простой египтянин был вынужден оставаться по эту сторону храмового портала - границы внешнего и внутреннего мира. Сквозь его врата входил только ученик Мистерий, ибо внутренние помещения храма (например, в Карнаке) были сакральны в высшем смысле слова. Они являли собой в чувственной форме триединого человека как микрокосм: первый двор соответствовал человеку воли, конечностей и в то же время давал индивидуализированное переживание пространства, второй (с колоннадой) - человеку чувств и ритма, протекающего во времени; далее путь вел в самое сокровенное - к голове, к тому центру в ней, где человеку являет себя сам Дух Солнца. В греческую эпоху мистериальная жизнь вобрала в себя новые принципы. Она протекала на путях дионисийского и аполлонического посвящений, где ученик вступал в макрокосмос либо через микрокосмос (свое внутреннее), либо через внешний мир природы. Как чувственный образ сверхчувственного малые Мистерии открывались широким массам народа.

Начало христианской эпохи было ознаменовано явлением на Земле того Бога, Который в ритме года умирал и воскресал в греческих Мистериях. В Мистерии Голгофы Христос явил на широком историческом плане то, что совершалось прежде в потаенном сумраке храма. Завеса в храме разорвалась, но это означало не только то, что каждому отныне открыт доступ в храм посвящения, но одновременно и другое: что отныне усложняется задача индивидуальной жизни. Человек современной, пятой послеатлантической культурной эпохи поставлен в более сложное соотношение духовных сил. Ныне центральной силе Импульса Христа с двух сторон противостоят силы Аримана и Люцифера. Человеческая душа должна научиться Христовой Силой держать в равновесии эти полярно противоположные силы. Для этого ей надлежит развиваться во всех своих трех аспектах - как душе ощущающей, рассудочной и сознательной, в которых тогда крепнет сила индивидуального " я". Этот путь полон ошибок и трагических заблуждений. Ноуменальный мир современной истории сложен как никогда, и фаустовская (по своему характеру) душа является прафеноменом нашей культурной эпохи.

Так в цепи метаморфоз возникают различные этапы развития человечества. Отдельные народы играют в нем роль некоего рода исторических индивидуальностей. В определенный момент они вступают в исторический процесс, достигают в нем, исполняя свою роль, зрелости, а затем склоняются к упадку. Подобно тому, как в эволюции филогенез повторяется в онтогенезе, так отдельные народы сначала повторяют этапы общечеловеческой истории, а затем переходят к решению новых задач.

В этой связи история русского народа особенно интересна потому, что этот народ последним вступил в исторический процесс. Уже в новейшие времена он проходит, хотя и не в буквальном повторении, этапы прошлых состояний общечеловеческой истории. В этом процессе он завоюет ту степень индивидуализации, при которой отдельный человек овладеет первым элементом своего духа - Самодухом. Пока что этот элемент из духовных высей как бы осеняет индивидуальное человеческое творчество. Но некогда он станет достоянием индивидуального человека. Тогда для России начнется период ее высшего расцвета, она будет призвана к решению задач общечеловеческого значения. До этого момента, который отстоит от настоящего более чем на тысячу лет, русский народ проходит подготовление к исполнению своей грядущей задачи.

Таким образом, развитие индивидуального человеческого духа составляет ту стержневую цель, вокруг которой развивается весь исторический процесс. Вполне правомерно писать отдельные истории: религии, искусства, культуры, философии и т.п., но все они суть лишь составляющие единого культурно-исторического процесса, факторами которого является всё, что определяет духовную эволюцию человечества, в той или иной исторической фазе. При этом задача историка - рассматривать эти факторы симптоматологически. Факты истории несут в себе иносказательный смысл, и чтобы его раскрыть, нужна новая методология истории.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал