Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Очная форма обучения
Таблица 1
№
п/п
| Наименование раздела (темы)
| Всего ак. Час.
| В том числе, ак. Час.
| Формы контроля
| Аудиторные занятия
| Самост. Работа
| Лекции
| Семинары
| Практ. Зан.
| Малогруп. Зан.
| Инд. Зан.
| 1.
| Специфика научного знания, его идеалы, нормы и принципы. Постановка и анализ научных проблем.
| 36/1, 00
| 2/0, 06
| 4/0, 11
|
|
|
| 30/0, 83
| Участие в дискуссии и коллоквиуме, тестирование.
| 2.
| Средства научного познания. Общенаучные методы, методики и исследовательские подходы.
| 36/1, 00
| 2/0, 06
| 4/0, 11
|
|
|
| 30/0, 83
| Участие в дискуссии и коллоквиуме, тестирование.
| 3.
| Особенности гуманитарного знания; современные гуманитарные исследовательские стратегии и методики.
| 36/1, 00
| 2/0, 06
| 4/0, 11
|
|
|
| 30/0, 83
| Участие в дискуссии, коллоквиуме, тестирование.
| 4.
| Подготовка и практическое осуществление научного исследования; оформление научной работы.
| 36/1, 00
| 2/0, 06
| 4/0, 11
|
|
|
| 30/0, 83
| Участие в дискуссии и коллоквиуме, тестирование.
|
| Итоговый контроль:
| 36/1, 00
|
|
|
|
|
|
| экзамен
|
| Итого:
| 180/5, 00
| 8/0, 22
| 16/0, 44
|
|
|
| 120/0, 33
|
|
5. Содержание учебной дисциплины
Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
Таблица 3
№ п/п
|
Наименование раздела (темы)
|
Содержание раздела (темы)
| 1.
| Специфика научного знания, его идеалы, нормы и принципы. Постановка и анализ научных проблем.
| Предмет и определение науки. Наука в контексте культуры. Разнообразие определений науки. Стимулы научного познания: практическая необходимость, интуиция, любопытство и т.д. Роль научных знаний в культуре в истории человечества.Естественнонаучное и гуманитарное знание. Идеалы, нормы и принципы как эталонные установки и регулятивные ориентиры научного знания. Социально-культурный характер идеалов, нормы и принципов научного знания. Семантические различия данных понятий и их ценностная градация. Принципы научного познания: принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности; их происхождение, смысл и значение для современной науки. Понятие рациональности. Эволюция научной рациональности. Классическая и неклассическая рациональность. Важнейшие психологические аспекты научного мышления. Роль в научном мышлении чувственного восприятия, логики и интуиции. Восприимчивость и наблюдательность, умение оперировать накопленными знаниями и научной информацией; целеустремлённость, твёрдость, терпение, способность к диалогу и сотрудничеству как предпосылки работы в научном коллективе. Способность к обобщению, абстрагированию, формализации. Учёный как субъект научной деятельности. Личность учёного, его внутренний мир и внутренние ценности. Социально-профессиональные роли учёного: исследователь, наставник, организатор, администратор. Многосторонность как характеристика незаурядной личности в науке. Феномен научной гениальности. Коллективный характер современного научного творчества. Требование диалога и консенсуса, недопустимость догматизма в научном знании. Бесконечность познания и его принципиальная незавершенность. Стремление к постижению объективной истины как важнейший принцип научного процесса. Познавательный энтузиазм как главный стимул научного освоения мира человеком. Образ науки как расширяющейся сферы между познанным и непознанным. Отсутствие в науке знания, которое не могло бы быть подвергнуто критике. Общие принципы планирования, подготовки и осуществления научно-исследовательской деятельности. Выбор области и объекта исследований согласно профессиональным интересам и личным устремлениям; в соответствии с насущными потребностями, задаваемыми характером развития научной дисциплины, отрасли, общества и культуры. Роль научной проблемы как краеугольного камня любого научного исследования. Проблематизация как движитель и стимулятор научной деятельности. Проблема как «знание о незнании». Поиск научной проблематики в существующем корпусе научных знаний как выявление противоречий между а) фактами и теорией; б) между фактами и фактами в) между теорией и теорией. Постановка научной проблемы и её исследование: формулирование, оценка, обоснование и структурирование. Определение объекта и предмета исследования; постановка целей и задач.
| 2.
| Средства научного познания. Общенаучные методы, методики и исследовательские подходы.
| Важнейшие средства научного познания: материальные, информационные, математические, логические и лингвистические. Многообразие материальных средств – материалов, механизмов, приборов, средств транспорта и т.д., потребных для эмпирических естественнонаучных исследований. Разнообразие современных источников научной информации. Математические средства познания: использования математического языка, интегральное и дифференциальное исчисление, тригонометрия, математическое моделирование и др. Логические средства познания. Формальная логика: понятие, суждение, умозаключение. Закон противоречия и другие законы логики. Символическая и математическая логика. Диалектика как разновидность логики для познания сложных, развивающихся и внутренне противоречивых объектов. Значение диалектики в гуманитарном знании. Лингвистические средства познания. Использование семантического потенциала естественного языка: ясность, точность, убедительность, выразительность научной речи. Понятие общенаучных методов исследования. Две фундаментальные ступени исследования – эмпирическая и теоретическая; их характеристики. Общая характеристика эмпирических методов исследования: наблюдение, опрос (в в гуманитарных науках), отслеживание, обследование. Эксперимент; его история и значение для науки. Принцип экспериментального исследования, понятие зависимой и независимой переменой. Разновидности экспериментов и экспериментальных стратегий. Эксперименты в гуманитарных исследованиях. Преимущества и недостатки эксперимента. Факты как «выходной продукт» эмпирического исследования. Индукция как основной метод обобщения и систематизации научных фактов. Понятие теории. Анализ научных фактов и выдвижение гипотез. Важнейшие теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, аналогия, идеализация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, теоретическое моделирование и др. Дедуктивный и индуктивно-дедуктивный методы; их роль для анализа научных знаний, доказательства и обоснования научных выводов, выявления и устранения ошибок и противоречий. Научные доказательства и их разновидности. Правила доказательств.
| 3.
| Особенности гуманитарного знания; современные гуманитарные исследовательские стратегии и методики.
| Особенности гуманитарного знания в отличие от естественнонеучного. Проблема демаркации гуманитарного и естественнонаучного знания. Особенности предмета гуманитарного знания: изменчивость, историчность, многозначность, невозможность в отношении него абсолютной объективности. Различие метода в гуманитарном и естественнонаучном знании. Принципиальные сходства естественнонаучного и гуманитарного знания: руководящий мотив достижения объективной истины, использование понятийного аппарата и логики, систематизм, наличие философских оснований и т.д. Современные споры ученых о роли и сущности гуманитарного знания и его соотношения с естественнонаучным. Гуманитарное знание как комплекс дисциплин, изучающих человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Роль проблематика языка, означивания и понимания как наиболее фундаментальная в выработке гуманитарных методологий. Необходимость использования специальных методологий для познания гуманитарного предмета. Герменевтика как искусство понимания и интерпретации текстов. Разработка герменевтики в качестве метода научного и философского познания Ф. Шлейермахером, В. Дильтеем и Х.-Г. Гадамером. Противопоставление методов «понимания» и «объяснения». Роль самонаблюдения и сопереживания в гуманитарном знании. Понятие «круга понимания» («герменевтического круга»). Понятие «горизонта» и «жизненного мира». Основные принципы феноменология Э. Гуссерля; понятия «естественной» и «феноменологической» установки. Феноменологическая дескрипция. Применение феноменологии в гуманитарном знании. Феноменологический метод Р.Ингардена в исследованиях искусства. Анализ произведения на основе описания его смысловых слоев. Структуралистские и постмодернистские исследовательские методологии. Структурная лингвистика Ф.де Соссюра. Язык как универсальный структурный принцип человеческого бытия. Структурализм в общественных науках как исследование внеинституциональных аспектов социальной и политической жизни. Постструктурализм: поиск свободы от структур. Понятие постмодернизма (постмодерна). Иррационализм, плюрализм, разрушение канонов и нормативов. Переход от «вертикальных» смысловых структур к «горизонтальным». Принцип «деконструкции» (Ж.Деррида). Фрейдо-марксизм Ж.Делеза и Ф.Гваттари: шизоанализ как метод исследования «желающего производства». Структуралистские и постмодернистские исследования художественной литературы: методология Р. Барта.
| 4.
| Подготовка и практическое осуществление научного исследования; оформление научной работы.
| Практическое осуществление научного исследования: фазы, стадии и этапы. Фаза проектирование исследования и её универсальность. Стадии первой фазы: концептуальная стадия (этап выявления противоречий; этап уяснения и формулирования научной проблемы; этап определения цели, задач и исследовательских подходов; этап выработки необходимых критериев), стадия построения гипотезы, стадия конструирования исследования, стадия технологической подготовки. Вторая фаза – технологическая. Стадии второй фазы: непосредственного осуществления исследования (теоретическая и эмпирическая) и стадия оформления результатов. Третья фаза – рефлексивная: осмысление и критическая оценка результатов; создание оснований для последующей научной работы. Разнообразие видов жанров научных текстов. Особенности написания и оформления студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломов), магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, рефератов, рецензий, научных статей, монографий и эссе. Современные нормативные требования к оформлению научных работ. Нормы использования чужого текста. Правила оформления библиографий. Язык, стиль и логика построения научного текста. Подготовка и осуществление научного доклада, выступления на семинаре и круглом столе. Понятие научной интерсубъективности как общей взаимопонятной знаковой среды, вырабатываемой субъектами науки в процессе коллективной деятельности, взаимопомощи, диалога и консенсуса. Трудности коммуникативного процесса в гуманитарном знании. Информация и знание. Научная информационная среда. Научные коммуникации, их виды и их значение в науке. Понятие информационной культуры учёного как важнейшего фактора исследовательской деятельности в информационном обществе. Научные встречи и мероприятия как формы, в которых реализуется научное общение. Характеристики и особенности научных встреч и мероприятий: научные конференции и семинары, научные съезды и конгрессы, симпозиумы и тематические чтения, круглые столы авторские школы; заседания учёных и диссертационных советов, дипломных комиссий. Главные принципы научной этики: отсутствие лицеприятия и предрассудков; отказ от присвоения научных знаний и их результатов; бескорыстие и отсутствие личных мотивов; рациональный скептицизм. Этикет научного общения: уважение к формальным правилам, установленным для мероприятия (форма подачи научного материала, регламент, стиль одежды и т.д.), поддержания атмосферы равенства и взаимного уважения, открытость к новым знаниям и информации, готовность к конструктивной критике. Важность эрудиции, профессионального уровня участника мероприятий; культуры языка и речи.
|
|