Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Капиталистические страны в конце XX начале XXI века






План изучения темы

1. Причины «консервативной волны»

2. Реформы неоконсерваторов и их итоги

3. Интеграционные процессы в мире

4. США на рубеже XX - XXI вв.

5. Страны Западной Европы на рубеже XX—XXI вв.

 

1. «Консервативная волна» и ее причины

Исходный импульс «консервативной волне» дал экономический кризис 1974 — 1975 гг. Он совпал по времени со всплеском инфляции приведшей к крушению структуры внутренних цен, что затрудняло получение кредитов. К этому добавился энергетический кризис, который способствовал нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнил нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировал сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть вызвал структурные изменения в экономике. Основные отрасли европейской промышленности (черная металлургия, судостроение, химическое производство) пришли в упадок. В свою очередь, происходит быстрое развитие новых энергосберегающих технологии.

В результате нарушения международного валютного обмена, пошатнулись основы финансовой системы, введенной еще в Бреттонвудсе в 1944 г. В западном сообществе стало нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1971 ив 1973 гг. он дважды подвергся девальвации. В марте 1973 г. ведущие страны Запада и Япония подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют, а в 1976 г. Международный валютный фонд (МВФ) отменил официальную цену на золото.

Экономические проблемы 70-х гг. происходили на фоне приобретавшей все больший размах НТР. Ее основным проявлением стала массовая компьютеризация производства, способствовавшая постепенному переходу всей западной цивилизации к «постиндустриальному» этапу развития.

Заметно ускорились процессы интернационализации хозяйственной жизни. ТНК стали определять лицо западной экономики. К середине 80-х гг. на их долю приходилось уже 60 % внешней торговли и 80 % разработок в сфере новых технологий.

Процесс преобразования экономики, толчком к которому стал экономический кризис, сопровождался рядом социальных трудностей: увеличением безработицы, ростом стоимости жизни. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в необходимости увеличения государственных расходов, сокращения налогов и удешевления кредита, порождали перманентную инфляцию и бюджетный дефицит. Критика кейнсианства в середине 70-х гг. приобрела фронтальный характер.

Постепенно складывается новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее яркими представителями которой на политической арене стали М. Тэтчер, возглавившая правительство Англии в 1979 г., и Р. Рейган, избранный в 1980 г. на пост президента США.

Характеристика идеологии неоконсерватизма.

Неоконсерватизм как идейное течение сложился в США в середине 1960-х гг. Он объединил сторонников различных направлений политической и экономической мысли. Главное внимание они обращали на традиционные ценности, религиозные, национальные и культурные традиции страны. Они выступали:

ü за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь.

ü большое значение придавалось этике «демократического капитализма», предполагающей уважение закона и порядка,

ü за дисциплинированность,

ü за сдержанность,

ü за патриотизм.

ü критика общества всеобщего благоденствия, т.к. опекая граждан, оно порождает иждивенческие настроения,

ü Неоконсерваторы ссылались на то, что из-за активной социальной политики в среде неимущих возникли группы людей, считающих более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать.

Главным теоретиком экономики неоконсерватизма принято считать М. Фридмана (р. в 1912), утверждавшего, что основное внимание надо уделять вопросам не перераспределения производимого продукта, а обеспечению его постоянного роста. Условия для такого роста, по мнению Фридмана и его сторонников, могли создать снижение налогового бремени на предпринимательскую деятель­ность, ограничение государственного вмешательства в экономику.

Неоконсервативные взгляды были взяты на вооружение политическими партиями правой ориентации — республиканцами в США, блоком ХДС/ХСС в ФРГ, консерваторами в Великобрита­нии. Лидеры этих партий обещали сочетать традиционные ценности с потребностями перемен и модернизации. Они получили поддержку самых широких слоев общества.

К их аргументам прислушивались предприниматели и представители среднего класса, заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недостаточными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

2. Реформы неоконсерваторов и их итоги

В области экономической политики неоконсерваторы руководствовались идеями «свободного рынка» и «теорией предложения». В социальной сфере ставка была сделана на сокращение государственных расходов. Государство сохраняло под своим контролем только систему поддержки нетрудоспособного населения. Все трудоспособные граждане должны были обеспечивать себя сами. С этим была связана и новая политика в области налогообложения: проводилось радикальное снижение налогов на корпорации, что имело целью активизировать приток инвестиций в производство.

Вторая составляющая экономического курса консерваторов — формула «государство для рынка». В основе данной стратегии находится концепция внутренней стабильности капитализма, согласно которой данная система объявляется способной к саморегуляции посредством конкуренции при минимальном вмешательстве государства в процесс воспроизводства.

Неоконсервативные рецепты быстро завоевали широкую популярность среди правящей элиты ведущих стран Западной Европы и США. Отсюда и общий набор мероприятий в сфере экономической политики: снижение налогов на корпорации при росте косвенных налогов, сверты­вание ряда социальных программ, широкая распродажа государственной собственности (реприватизация) и закрытие нерентабельных предприятий. Среди тех социальных слоев, которые поддержали неоконсерваторов, можно выделить главным образом предпринимателей, рабочих вы­сокой квалификации и молодежь.

«Рейганомика»

В США пересмотр социально-экономической политики произошел после прихода к власти республиканца Р. Рейгана. Уже в первый год его президентства был принят Закон об оздоровлении экономики. Он включал в себя:

налоговая реформа - вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, -сокращение социальных расходов. Выгодно наиболее зажиточным слоям и среднему классу.
концепция «нового федерализма» - перераспределение полномочий между федеральным правительством и властями штатов в пользу последних; - отмена около 150 федеральных социальных программ, а оставшиеся передать местным органам власти Усиление органов власти штатов

 

Итоги: Рейгану удалось в короткий срок снизить уровень инфляции: в 1981 г. она составляла 10, 4 %, а к середине 1980-х гг. упала до 4 %. Впервые после 1960-х гг. начался бурный экономический подъем (в 1984 г. темпы роста достигли 6, 4 %), увеличились расходы на образование.

В общем виде итоги «рейганомики» можно отразить в следующей формулировке: «Богатые стали богаче, бедные — беднее». Но повышение жизненного уровня затронуло не только группу богатых и сверхбогатых граждан, но и достаточно широкие и постоянно растущие средние слои. Хотя «рейганомика» и нанесла ощутимый ущерб малоимущим американцам, она давала шансы на получение работы, тогда как предшествовавшая социальная политика способствовала лишь общему сокращению числа бедняков в стране. Поэтому, несмотря на достаточно жесткие меры в социальной сфере, правительству США не пришлось столкнуться со сколько-нибудь серьезным общественным протестом.

«Тетчеризм»

В Англии решительное наступление неоконсерваторов связано с именем М. Тэтчер.

· Была объявлена борьба с инфляцией. За три года ее уровень снизился с 18% до 5 %.

· Был отменен контроль над ценами и сняты ограничения на передвижения капитала.

· Сократилось субсидирование государственного сектора,

· Началась приватизация - были приватизированы предприятия нефтедобывающей и авиакосмической промышленности, воздушного транспорта, автобусные компании, ряд предприятий связи, часть имущества Управления британских железных дорог, муниципального жилого фонда.

К 1990 г. 21 государственная компания была приватизирована, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей —- собственниками домов или квартир.

В социальной сфере Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В 1980 и 1982 гг. ей удалось провести через парламент два закона, ограничивающие их права: под запрет ставились стачки

отменялось правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза. Представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики. Но главный удар по профсоюзам Тэтчер нанесла во время знаменитой стачки горняков в 1984 — 85 гг. Поводом к ее началу послужил разработанный правительством план закрытия 40 нерентабельных шахт с одновременным увольнением 20 тыс. человек. В марте 1984 г. профсоюз горняков объявил забастовку. Между пикетами бастующих и полицией началась открытая война. Суд в конце 1984 г. признал стачку незаконной и наложил на профсоюз штраф в 200 тыс. фунтов стерлингов, а позднее лишил его права распоряжаться своими фондами.

Летом 1978 г. консерваторы вновь одержали победу. Вторая половина 80-х гг. стала одной из самых благоприятных эпох в английской истории XX века: экономика постоянно находилась на подъеме, повышался уровень жизни. Уход Тэтчер с политической арены был предсказуем. Она не стала дожидаться того момента, когда благоприятные для страны тенденции пойдут на спад и на партию консерваторов ляжет вся ответственность за ухудшение положения. Поэтому осенью 1990 г. Тэтчер заявила о своем уходе из большой политики.

Аналогичные процессы происходили в 80-е годы XX века в большинстве ведущих стран Запада. Некоторым исключением из общего правила была Франция, где в 80-е гг. ключевые позиции принадлежали социалистам во главе с Ф. Миттераном.

Спад неоконсервативной волны

Неоконсервативная политика стала решающим фактором формирования информационного общества в США, Канаде и странах Западной Европы. Процессы модернизации производства повысили уровень деловой активности. В 1980—1990-е гг. среднегодовые темпы роста реального дохода на одного работника в развитых государствах составили 1, 4 %. После кризиса 1970-х гг. это было бесспорным успехом. Он обеспечил длительность пребывания неоконсервативных партий у власти (18 лет — в Великобритании, 16 лет - в ФРГ, 12 лет - в США).

В то же время в 1990-е гг. в странах, вступивших в стадию информационного общества, неоконсервативная волна в значительной мере исчерпала себя.

«Консервативная волна» имела весьма определенные задачи обеспечить оптимальные, с точки зрения правящей элиты, условия для осуществления назревшей структурной перестройки экономики. Поэтому неслучайно, что к началу 90-х гг., когда наиболее сложная часть этой перестройки была выполнена, «консервативная волна» постепенно пошла на спад.

Происходило это в весьма мягкой форме. Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Дж. Буш, в 1992 г. Белый дом занял Б. Клинтон, а в 2001 г. к власти пришел Дж. Буш-младший.

В Англии Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, его, в свою очередь, — в 1997 г. — лидер партии лейбористов Э. Блэр. Однако смена правящих партий не подразумевала изменения внутриполитического курса Англии. Примерно так же развивались события и в других западноевропейских странах. Последний представитель «неоконсервативной волны», канцлер ФРГ Г. Коль в сентябре 1998 г. вынужден был уступить свой пост лидеру социал-демократов Г. Шредеру.

В целом 90-е гг. стали временем относительного затишья в социально-политическом развитии ведущих стран Запада в XX в..

3. Интеграционные процессы в мире

Единая модель экономической политики, утвердившаяся в развитых странах в 1980-е гг., облегчила ускорение развития интеграционных процессов, более широкое использование преимуществ международного разделения труда. Снимались еще остающиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовывалось в Европейский Союз (ЕС), который должен был стать пространством без внутренних границ, сохранявших лишь символическое значение.

В 1993 г. произошло подписание Маастрихтских соглашений. Они обеспечивали создание единого европейского гражданства. С 1995 г. граждане Бельгии, Германии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции получили возможность без виз неограниченное время проживать и работать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. В 1998 г. соглашения вступили в силу для Австрии, Греции и Италии.

Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложились единая европейская система правовых норм, осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В 1997 г. 12 странами ЕС были подписаны соглашения о создании Европейского валютного союза. Его участники обязались оказывать взаимную поддержку стабильности курсов национальных валют. Был создан Европейский Центральный банк, с 2002 г. Европа перешла к единой валюте — евро. Интеграционные процессы развернулись и в других районах мира. В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран.

Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады еще с XIX в. существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила (до 10 — 12 млн человек ежегодно) давно использовалась американскими фермерами. Договор НАФТА узаконил эту практику, обеспечил юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США. Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в международных экономических организациях, были заключены соглашения о предотвращении торговых войн и правилах торговли.

4. США на рубеже XX - XXI вв.

Новые идеи Демократической партии обеспечили их кандидату на пост президента США, У. Клинтону, победу на выборах 1992 и 1996 гг.

За восемь лет пребывания у власти администрации демократов экономика США развивалась без кризисов.

ü Среднегодовые темпы экономического роста составили около 4%.

ü Было обеспечено положительное сальдо платежного баланса,

ü Началось сокращение государственного долга. Это достигалось за счет сокращения военных расходов, экономии в расходах пи государственное управление.

ü Сократился уровень безработицы, 90% прироста рабочих мест было обеспечено в сфере малого бизнеса.

ü Число людей, живу­щих ниже уровня бедности, сократилось с 15 до 11%.

Несмотря на бесспорные успехи политики демократов, президентские выборы 2000 г. выиграл кандидат Республиканской партии Д. Буш (р. в 1946).

Особенность этих выборов состояла в том, что из-за сложной, двухступенчатой системы избрания президента США Д. Буш победил, не имея поддержки большинства избирателей (48, 04% против 48, 24% у кандидата демократов А. Гора), но обеспечив себе более половины голосов выборщиков от штатов.

Недовольство у многих американцев вызвал курс демократов на создание новой экономики, открытой мировому рынку. Наибольшие выгоды получили базирующиеся на территории США ТНБ, обслуживающие международную торговлю и валютно-финансовые операции, а также ТНК, контролирующие разработку высоких технологий. Однако большинство средних и мелких американских товаропроизводителей столкнулись с ужесточением внешней конкуренции, импорт товаров рос намного быстрее, чем экспорт.

Объектом наиболее жесткой критики республиканцев стала внешняя политика демократов. Осуждалась склонность администрации У. Клинтона к использованию военной силы в локальных конфликтах, в том числе и в тех районах мира, где не были затронуты жизненные интересы США (Сомали, бывшая Югославия).

Трагические события 11 сентября 2001 г., когда захваченные террористами пассажирские самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Министерства обороны в Вашинг­тоне, во многом изменили Америку и политику ее правящих кругов. Гибель более 3 тыс. человек под руинами нью-йоркских небоскребов вызвала в

стране подъем патриотических настроений, готовность поддерживать самые жесткие меры на международной арене. Приоритетом США стала борьба с терроризмом.

1. Была осуществлена реорганизация и усиление силовых структур, расширились их полномочия.

2. Началось быстрое наращивание военной мощи.

3. В 2001 г. США осуществили, при поддержке своих союзников, военную операцию в Афганистане, где находились базы террористической организации «Аль-Каида», осуществившей теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне.

4. В 2003 г. последовало вторжение в Ирак, завершившееся оккупацией этой страны.

Итогом данной политики стало: Сокращение налоговых поступлений, быстро растущие военные расходы, повышение цен на нефть на мировых рынках вызвали:

ü быстрый рост бюджетного дефицита и государственного долга США.

ü отказ от многих ранее объявленных социальных программ.

ü ведущие отрасли оказались в состоянии стагнации (застоя),

ü безработица возросла до уровня около 7%.

ü ряд крупнейших корпораций обанкротились, что нанесло ущерб экономике на сумму от 4 до 7 трлн долларов.

К 2004 г. показатели экономического роста начали улучшаться, безработица сократилась. Это, в сочетании с поддержкой большинством избирателей жесткого антитеррористического курса республиканской администрации, обеспечило Дж. Бушу-младшему переизбрание на пост президента на второй срок.

5. Страны Западной Европы на рубеже XX—XXI вв.

Великобритания: В начале нового века динамично развивалась английская экономика. Гибкая политика лейбористов в Англии позволила им на выборах 2001 г. добиться впечатляющей победы.

Дополнительную популярность Э. Блэру принесло решение проблем Шотландии и Уэльса, которые долгое время требовали самоуправления в рамках Соединенного Королевства. После проведения референдума они получили возможность создания собственных парламентов.

Остальные страны Европы столкнулись со значительными сложностями.

Германия: Для ФРГтяжелыми оказались последствия объединения с ГДР. Экономика Восточной Германии оказалась неконкурентоспособной в условиях свободного рынка и нуждалась в ускоренной модернизации. Это вызвало быстрый рост безработицы в стране, потребовало дополнительных инвестиций. Модернизация ГДР ежегодно поглощала около 5% ВНП Германии. Встал вопрос о нехватке ресурсов для поддержания многих социальных программ и возможности их сокращения. Коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» не решилось пойти на непопулярные меры. На досрочных выборах 2005 г. ни одной из партий не удалось добиться устойчивого большинства в парламенте. После длительных переговоров сложилось коалиционное правительство блока ХДС/ХСС и социал-демократов. Впервые премьер-министром Германии стала женщина, лидер блока консервативных партий А. Меркель.

В других странах Западной Европы из-за повышения цен на нефть на мировых рынках, отставания в темпах модернизации экономики США показатели экономического развития также ухудшились. Дополнительные экономические и политические сложности вызвало расширение Евросоюза за счет восточноевропейских государств. Вопросы субсидирования их развития, предоставления их гражданам права свободного въезда в страны Западной Европы вызвали острые дискуссии, привед­шие в 2005 г. к срыву принятия единой конституции стран ЕС. В том же году Франция, Бельгия, отчасти Германия стали ареной бунтов молодежи (в основном выходцев из исламских стран), на несколько дней повергших города этих стран в хаос. В 2004—2005 гг. атакам исламских террористов подверглась Испания (взрывы на железнодорожном вокзале Мадрида), а затем Англия (взрывы в метро).

В целом опыт модернизации стран Западной Европы и США, их вступление в стадию информационного общества показал, что он требует решения двух взаимосвязанных задач.

С одной стороны, технологического переоснащения производства, которое в условиях рыночной экономики возможно лишь при создании соответствующих стимулов корпорациям, снижении на­логов на их доходы.

С другой стороны, развития «человеческого капитала», без чего невозможны дальнейший технический прогресс и рациональное использование технологических достижений. Реформы в области образования, организация системы переквалификации работников, как правило, осуществляются государством и местными органами власти, они требуют введения дополнительных налогов на корпорации.

Поэтому последовательное чередование у власти в развитых странах неоконсервативных партий и политических сил, ориентирующихся на социальные цели, выступало закономерностью, от­вечающей оптимальному развитию модернизациониых процессов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал