Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы.






1. Охарактеризуйте взгляды неоконсерваторов на основные проблемы общественной жизни. Почему они завоевали широкую поддержку избирателей в США и ведущих странах Западной Европы?

2. Насколько принципы неоконсерватизма, реализованные на Западе, применимы, на ваш взгляд, к другим странам, прежде всего к России? Свой ответ обоснуйте.

3. В чем состояли особенности социально-экономической политики неоконсервативных партий?

4. Почему интеграционные процессы развивались особенно быстрыми темпами в 1980—1990-е гг.? Какие новые решения в сфере интеграции были найдены в этот период?

5. В чем состояли причины ослабления неоконсервативной волны в 1990-е гг.?

6. Охарактеризуйте цели и принципы политики администрации Д. Буша.

7. Проследите, какие процессы, связанные с глобализацией, упоминаются в тексте.

8. Дайте определение терминам: кейсианство, неоконсерватизм, Рейганомика, Тетчеризм, ЕС, НАФТА, НАТО, евро, интеграция, модернизация.

Тема 5 Развивающиеся страны в конце XX начале XXI века

План изучения темы

1. Начало модернизации в странах «Юга»

2. Трудности в модернизации развивающихся стран

3. Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации

4. Опыт новых индустриальных стран

1 Начало модернизации в странах «Юга»

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии государств Азии и Африки (развивающихся или «Юга») существуют сходные черты в их социально-экономическом и политическом развитии.

В большинстве государств «Юга» ко времени обретения независимости преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (в Индии в 1960 г. — 74%, в 1990 г. — 64%, в Китае соответственно 83% и 72%, в Эфиопии — 93% и 86%).Крайне низкая производительность труда сочеталась с использованием тех же методов обработки земли, что и столетия назад. Преобладало натуральное хозяйство. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2— 3 трактора, т.е. в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах. С завоеванием независимости бывшими колониями к власти в большинстве из них пришли националистически ориентированные режимы. Главной их целью стали ускоренное развитие и преодоление отсталости от бывших метрополий.

Эти страны в 1960—1970 -е гг. добились некоторых успехов в решении задач модернизации экономики. Средние темпы прироста производства промышленной продукции там были примерно в 1, 5 раза выше, чем в развитых государствах. В то же время даже страны, демонстрировавшие наиболее устойчивые темпы роста производства (такие, как Китай и Индия), все еще в 10—15 раз уступают державам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения.

Выделился ряд регионов, где возникали трудноразрешимые проблемы. К началу нового века рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары и в 2 из 16 арабских стран. В целом в 70 государствах размер ВНП на душу населения составил к концу века менее 300 долларов в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физи­ческое выживание людей).

2. Трудности в модернизации развивающихся стран

В 1950—1970-е гг. те из развивающихся государств, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные прибыли от их экспорта в индустриальные страны. Однако с переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции, внедрили энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Это привело к повышению цен на готовую продукцию.

Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки. Все население Земли в начале XX в. составляло 1, 7 млрд. человек, в конце века оно более чем утроилось, приблизившись к 6 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения, обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычно высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье). Большая и стремительно возраставшая численность населения (1, 3 млрд человек в Китае, более 1 млрд в Индии, около 200 млн в Индонезии, 130 млн в Пакистане, 120 млн в Бангладеш, 110 млн человек в Нигерии) создавала массу проблем. В городах развивающихся стран безработица достигает 50%.

Рост численности населения при ограниченной ресурсной базе стал источником практически неразрешимых трудностей. Падение уровня жизни, безработица вели к обострению всех противоре­чий — социальных, межэтнических, межконфессиональных. Внутренняя нестабильность отталкивала зарубежных инвесторов и затрудняла привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

3. Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации

Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970— 1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентацииАнголе, Танзании, Эфиопии, Мозамбике, Народной Республике Конго и др.

Ø В 1990-е гг. была свернута, а затем и полностью прекратилась поддержка существующих в этих странах режимов со стороны России.

Ø Ведущие финансовые центры Запада воздерживались от вложений капитала в их развитие.

Ø В большинстве стран социалистической ориентации произошла смена политических режимов. Она сопровождалась гражданской войной, обострением межэтнических конфликтов, столкновениями с соседними государствами.

Все это усугубляло экономические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии — Китае, Северной Корее и Вьетнаме — командно-административная социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям, утвердилась на национальной почве. Черты их развития во многом были сходными и типичными. К ним относятся особая роль лидеров — Мао Цзэдуна (1893-1976) в Китае, Ким Ир Сена (1912-1994) в Северной Корее, Хо Ши Мина (1890—1969) во Вьетнаме, а также проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

В развитии по социалистическому пути эти страны столкнулись со многими трудностями. Так, в Китае:

ü в 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Она подразумевала создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности;

ü была осуществлена «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной,

ü началась кампа­ния массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание»;

ü осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие.

В итоге к концу 1970-х гг. усилилась зависимость страны от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

В то же время Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы.

1. Были ликвидированы коммуны, что вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке.

2. Сократилась численность вооруженных сил,.

3. Приоритетом оказалось производство потребительских товаров.

4. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал.

5. Созданы свободные экономические зоны, в которых ему предоставлялись льготы.

6. Предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность.

7. Началось развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания.

При этом Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Выступление в Пекине студенчества и интеллигенции с требованиями демократизации общества в 1989 г. было подавлено силой.

В целом сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980— 2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8, 2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Такого же типа преобразования осуществлялись и во Вьетнаме.

4. Опыт новых индустриальных стран

Для государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских «ти­гров»).

Сингапур и Гонконг (он в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы, благодаря при­току зарубежных капиталов и наличию дешевой рабочей силы, в них была создана современная промышленность, выпускалась продукция, в том числе высокотехнологичная, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, она создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950— 1953) в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США, они играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие прочной социальной опоры власти.

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. были характерны самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 ч), запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Американская помощь, четкая политика правительства в отношении использования ресурсов и формирование крупных корпораций - все это облегчило модернизацию экономики.

Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. В итоге Южная Корея вошла в группу среднеразвитых стран мира по уровню производства и доходов населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в Южной Корее в 1993 г. свободные президентские выборы.

5. Особенности развития стран Южной и Юго-Восточной Азии

Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), выбирали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития. Этот путь предполагал осторожность и поэтапность в осуществлении социально-политических преобразований. Проводились меры по преодолению наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии, согласно Конституции 1950 г., отменялась кастовая система, формально уравнивались в правах представители высших и низших каст. А к ним ранее принадлежало три четверти населения.

Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения. Земли князей перешли в собственность обрабатывавших их арендаторов. В то же время правительство не нарушало традиционного общинного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства. При общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4, 7 к 1, в Индонезии — 4, 9 к 1, на Филиппинах — 7, 4 к 1, что близко к показателям развитых стран.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации экономики. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отрасли, продукция которых имела спрос на внутренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, рост многообразия форм собственности, усложнение социальной структуры общества.

В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие па уровне достижений технической мысли передовых стран. Так, Индия и Пакистан в 1998 г. самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Особенность развития стран Южной Азии состоит в том, что очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях, где существуют лишь отдельные центры аграрного производства современного типа. Растет численность образованных слоев населения, сформировалась национальная интеллигенция, но от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Именно сельское, неграмотное и малограмотное население обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал