Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В результате этих уступок в деревне произошли некоторые изменения .






«Производительность сельского хозяйства и благосостояние крестьянских масс повышались, причём преимущественно средних и зажиточных слоёв деревни. Стали расти и капиталистические элементы. Всё это находило политическое выражение в активизации зажиточных слоёв крестьянства. Кулак усилил своё влияние на середняка. Середняк вновь заколебался – сказалась его мелкособственническая природа. При его поддержке кулак стал пролезать в сельские Советы и проводить в них свою линию. Такие Советы извращали в пользу кулака налоговую политику Советского Правительства, ущемляли интересы бедноты.» (История КПСС /Б.Н.Пономарёв, М.С.Волин, В.С.Зайцев и др.- 5 изд., доп. – М.: Политиздат, 1980., с. 343 – 344)

Это привело в свою очередь к образованию «новой оппозиции» - антипартийной группы Зиновьева и Каменева, которая затем объединилась с троцкистами и превратилась в сборный пункт всех оппозиционеров.

Также, результатом этих уступок было и улучшение снабжения города продуктами питания, что позволило успешно восстановить промышленность и приступить к её развитию и модернизации. Однако, «…середняцкие и бедняцкие хозяйства – основные держатели хлеба в 1927 году – имели низкую товарность, продавали всего лишь 11, 2 % производимого ими хлеба. Зерновое хозяйство при таком его состоянии не могло удовлетворить потребность страны в хлебе, которая увеличивалась в связи с ростом рабочего класса и городского населения. … К 1927 году мелкое раздробленное крестьянское хозяйство в основном исчерпало свои возможности дальнейшего повышения производительности труда. Сельское хозяйство развивалось с каждым годом всё медленнее, всё больше отставало от темпов роста социалистической промышленности. Это создавало затруднения в снабжении городского населения продуктами и промышленности сырьём. …Отставание сельского хозяйства становилось тормозом развития всего социалистического строительства и укрепления обороны страны.» (История КПСС / Б.Н.Пономарёв, М.С.Волин, В.С.Зайцев и др. – 5 изд., доп. – М.: Политиздат, 1980., с. 368 – 369)

«Возьмите хозяйственный фронт и спросите: экономически может ли вернуться в Россию капитализм? Мы боролись с «сухаревкой». На днях, к открытию Всероссийского съезда Советов, это малоприятное учреждение Московский Совет рабочих и красноармейских депутатов закрыл. (Аплодисменты.) «Сухаревка» закрыта, но страшна не та «сухаревка», которая закрыта. Закрыта бывшая «сухаревка» на Сухаревской площади, её закрыть не трудно. Страшна «сухаревка», которая живёт в душе и действиях каждого мелкого хозяина. Эту «сухаревку» надо закрыть. Эта «сухаревка» есть основа капитализма. Пока она есть, капиталисты в Россию могут вернуться и могут стать более сильными, чем мы. Это надо ясно сознать. Это должно быть главным побудителем в нашей работе и условием, меркой наших действительных успехов. Пока мы живём в мелкокрестьянской стране, для капитализма в России есть более прочная экономическая база, чем для коммунизма. Это необходимо запомнить. Каждый, внимательно наблюдавший за жизнью деревни, в сравнении с жизнью города, знает, что мы корней капитализма не вырвали и фундамент, основу, у внутреннего врага не подорвали. Последний держится на мелком хозяйстве и чтобы подорвать его, есть одно средство – перевести хозяйство страны, в том числе и земледелие, на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства. … Иначе страна останется мелкокрестьянской, и надо, чтобы мы это ясно сознали. Мы более слабы, чем капитализм, не только в мировом масштабе, но и внутри страны. Всем это известно. Мы это сознали и мы доведём дело до того, чтобы хозяйственная база из мелкокрестьянской перешла в крупнопромышленную.» (В.И.Ленин «Заключительное слово по докладу о концессиях на фракции РКП(Б) 8 съезда Советов 21 декабря» п.с.с. т. 42, с. 158 – 159)

Настало время неотложного развёртывания колхозного строительства и дальнейшего, более систематического и настойчивого, ограничения и вытеснения кулака и частника, настало время наступать.

«15 съезд партии, всесторонне обсудив этот вопрос, принял решение о развёртывании коллективизации сельского хозяйства … Признавая неотложным развёртывание колхозного строительства, съезд категорически заявил, что переход крестьян на колхозный путь должен происходить непременно при добровольном согласии самих трудящихся крестьян. Одновременно съезд дал дерективу укреплять и развивать совхозы.

Съезд подчеркнул, что единственным путём ликвидации отставания сельского хозяйства является претворение в жизнь ленинского кооперативного плана, преобразование общественных отношений в деревне на основе колхозов и совхозов.

Сельскохозяйственная кооперация в условиях диктатуры пролетариата помогает социалистической индустрии вести за собой деревню. Достижения в кооперировании позволили поставить задачу вовлечь в кооперацию в ближайшее период всю бедноту и большую часть середняков. Сельскохозяйственная кооперация помогала бедноте и среднему крестьянству освободиться от кулацкой кабалы путём обслуживания их широкой сетью прокатных пунктов, предоставления им машин на льготных условиях для общественной обработки земли.» (История КПСС /Б.Н.Пономарёв, М.С.Волин, В.С.Зайцев и др. – 5 изд., доп. – М.: Политиздат, 1980., с. 369 – 370)

Но это было не простой задачей, как может кому – нибудь показаться. Чтобы понять сложность задачи приведу выдержки из работы В.И.Ленина «От какого наследства мы отказываемся?».

«В противоположность ходячим фразам об общинности нашего крестьянина, ходячим противопоставлениям этой «общинности» - индивидуализму городов, конкуренции в капиталистическом хозяйстве и т.д., Энгельгардт вскрывает поразительный индивидуализм мелкого земледельца с полной беспощадностью. Он подробно показывает, что наши крестьяне в вопросах о собственности крайние собственники …, что они терпеть не могут «огульной работы», ненавидя её по мотивам узко личным и эгоистическим: при огульной работе каждый «боится переработать» … Эта боязнь переработать доходит до высшей степени комизма (пожалуй, даже трагикомизма), когда автор рассказывает, как живущие в одном доме и связанные общим хозяйством и родством бабы моют каждая отдельно свою дольку стола, за которым обедают, или поочерёдно доят коров, собирая молоко для своего ребёнка (опасаются утайки молока) и приготовляя отдельно каждая для своего ребёнка кашу … Энгельгардт так подробно выясняет эти черты, подтверждает их такой массой примеров, что не может быть и речи о случайности этих фактов. … Энгельгардт показывает, что тенденции мужика в его хозяйственной деятельности – кулачество: «известной дозой кулачества обладает каждый крестьянин»… «кулаческие идеалы царят в крестьянской среде» … «Я не раз указывал, что у крестьян крайне развит индивидуализм, эгоизм, стремление к эксплуатации» … «Каждый гордится быть щукой и стремится пожрать карася». Тенденция крестьянства – вовсе не к «общинному» строю, вовсе не к «народному производству», а к самому обыкновенному, мелкобуржуазному строю – показана Энгельгардтом превосходно. Стремление зажиточного крестьянина пускаться в торговые операции, раздавать под работу хлеб, покупать работу мужика бедного, т.е., говоря экономическим языком, превращение хозяйственных мужичков в сельскую буржуазию, Энгельгардт описал и доказал бесповоротно. «Если крестьяне не перейдут к артельному хозяйству, - говорит Энгельгардт, - «будут хозяйничать каждый двор в одиночку, то и при обилии земли между земледельцами – крестьянами будут и безземельные и батраки. Скажу более: полагаю, что разница в состоянии крестьян будет ещё значительнее, чем теперь. Несмотря на общинное владение землёй, рядом с «богачами» будет много обезземеленных фактически батраков.

Что же мне или моим детям в том, что я имею право на землю, когда у меня нет ни капитала, ни орудий для обработки? Это всё равно, что слепому дать землю – ешь её!» (В.И.Ленин «От какого наследства мы отказываемся?» п.с.с. т. 2, с. 522 - 524)

Несмотря на трудности «… к 1930 году у Советской Власти … имелась уже материальная база для замены кулацкого производства хлеба. Бурный рост колхозов создал полную уверенность в том, что в 1930 году колхозы и совхозы дадут не менее 400 миллионов пудов товарного хлеба, т.е. в несколько раз больше, чем давали кулацкие хозяйства в 1927 году, что позволило перейти от политики ограничения и вытеснения кулачества к политике ликвидации его как класса.». (История КПСС/ с. 390 – 391)

Разумеется, столь быстрые темпы коллективизации, без всякого сомнения, вызвали резкое недовольство крестьянского населения. Но ждать не позволяли ни международное положение СССР, ни набравшее силу кулачество. Объективно назрел первый шаг к социализму после победоносного восстания и взятия власти, подготовка к этому шагу была успешно завершена. Появилась возможность сократить количество пунктов в перечне элементов перехода от капитализма к социализму. А именно ликвидировать из перечня, по средствам сплошной коллективизации, пункты: 1) патриархальное, т.е. в значительной степени натуральное хозяйство (отдельные элементы его сохраняются приняв форму личного хозяйства крестьянского двора); 2) мелкое товарное производство (сюда относится большинство крестьян из тех, кто продаёт хлеб) – переходит, объединив мелких производителей в группы(колхозы) и образовав на этой основе групповую (колхозную) собственность, в пункт 3) частнособственнический капитализм, на освободившееся там место после ликвидации кулачества как класса.

Таким образом, до построения социализма оставалось ликвидировать два пункта из перечня: 3) частнохозяйственный капитализм; 4) государственный капитализм.

В этом самом месте мы подходим к настоятельной необходимости прояснить значение используемых в перечне терминов. Естественно, что в перечне используются абстрактные понятия, и если с пунктами 1) патриархальное, т.е. в значительной степени натуральное крестьянское хозяйство и 2) мелкотоварное производство (сюда относится большинство крестьян из тех, что продают хлеб) всё более или менее ясно, благодаря пояснениям В.И.Ленина прямо в тексте, то абстрактные понятия в пунктах 3) частнохозяйственный капитализм, 4) государственный капитализм и социализм, требуют конкретного наполнения.

И так, пункт 3) частнохозяйственный капитализм – это элемент, содержащий в себе черты капитализма неразвившегося ещё в государственно - монополистический. Конкретное наполнение абстрактного понятия «частнохозяйственный капитализм» необходимо проводить, учитывая конкретные периоды его существования, а именно: до сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, и после всего этого. До сплошной коллективизации абстрактное понятие частнособственнического капитализма было представлено кулачеством в сельском хозяйстве, частными предпринимателями - в промышленности и торговле, и кооперативами, артелями (фактически -разновидность кооперативов).

«В нэпе мы сделали уступку крестьянину, как торговцу, принципу частной торговли; именно из этого вытекает (обратно тому, что думают) гигантское значение кооперации. В сущности говоря, кооперировать в достаточной степени широко и глубоко русское население при господстве нэпа есть всё, что нам нужно, потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов. В самом деле, власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т.д. – разве это не всё, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали как торгашескую, и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при нэпе так же, разве это не всё необходимое для построения полного социалистического общества? Это ещё не построение социалистического общества, но это всё необходимое и достаточное для этого построения.

Вот это – то обстоятельство недооценено многими нашими практическими работниками. На кооперацию у нас смотрят пренебрежительно, не понимая того, какое исключительное значение имеет эта кооперация, во – первых, с принципиальной стороны (собственность на средства производства в руках государства), во – вторых, со стороны перехода к новым порядкам путём возможно более простым, лёгким и доступным для крестьянина.» (В.И.Ленин «О кооперации» п.с.с. т. 45, с. 369 – 370)

Таким образом, крестьянина - единоличника объединяют в структуру более высокого экономического уровня, которую во много раз легче контролировать и, при необходимости, ликвидировать.

После сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса абстрактное понятие частнохозяйственный капитализм наполнилось иным конкретным содержанием. Во – первых, уничтожен антагонистический класс буржуазия в чистом виде – кулачество, частные предприниматели – единоличники, а вместе с ними исчезла окончательно капиталистическая эксплуатация. Во – вторых, получила массовое распостранение форма организации производства, содержащая в себе элементы капиталистические: частный (групповой) интерес и частный торговый (групповой) интерес (колхоз, кооператив), частная (групповая) собственность (колхозно – кооперативная) на средства производства в ограниченном, усечённом виде (только оборотные средства).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал