Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополия и конкуренция.
структура рынка со стороны покупателей и продавцов Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались " снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались " сверху" '. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. Моно - один; монополия - господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма - рынок монопольный, 60%-абсолютно монопол. рынок. Реестр антимонопол. комитета. Если > 35%, то предприятие монополист. Разновидности монополий. Виды: абсолютная и чистая, Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды мон.объединений: пул, ринг, картель, синдикат, трест, концерн. Монопсония – один покупатель и много продавцов. Конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции: – простых товаропроизводителей; – единоличных капиталов: – монополий: – национальных капиталов; – интернациональных – капиталов. Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды: – между индивидуальными изготовителями товаров: – между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли; – между региональными экономическими образованиями; – между предприятиями СНГ. Конкуренция в сфере маркетинга бывает - нескольких видов: – функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу; – видовая конкуренция(результат того.что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам: – предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции: – выявление и установление рыночной стоимости товара: – выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда: – регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
|