Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели концентрации рынка






Характеристики Совершенная конкуренция Монопольная конкуренция Олигополия Монополия
1. Количество фирм в отрасли Очень много > 70 Много, < 70 Несколько 4…10 Одна
2. Вид товара Стандарти-зированный Дифферент-ный Стандартизированный или дифферентный Уникальный, нет заменителей
3. Контроль над ценой Отсутствует Незначителен Обусловлен взаимосвязью между фирмами Полный
4. Выход в отрасль Свободный Практически без затруднений Затруднен Блокирован
5 Доступ к информации Свободный Затруднен Затруднен Затруднен
Пример с/х Предприятия службы быта Авто производство, сталелитейное производство, кораблестроение «Алмазы России»

 

В реальной экономике несовершенная конкуренция практически не встречается, а отраслевые модели рынка нужны лишь для того, чтобы лучше понимать происходящие процессы в экономике.

Монополия – прежде всего экономическая власть.

Для характеристики экономической власти используются показатели концентрации рынка:

1. Наиболее простой показатель – показатель (коэффициент) четырех , показывающий суммарный объем продаж четырех крупнейших фирм в общем объеме продаж отрасли;

2. - аналогичен и показывает объемы продаж восьми крупнейших фирм…;

3. Индекс Гирфиндаля: - сумма квадратов объемов продаж всех фирм отрасли, выраженных в процентах, где доля объема продаж ой фирмы в общем объеме продаж отрасли, выраженная в процентах, число фирм в отрасли. Чем больше индекс Гирфиндаля, тем больше власть каких-либо фирм над рынком.

4. Индекс Лернера (для измерения степени монопольной власти):

. ()

Чем больше разрыв м/у Р и МС, тем больше степень монопольной власти.

L = 0 – совершенная конкуренция

В реальной экономике введено понятие доминирующего положения, которое обязано быть доказано в суде.

 

 

29. совершенная конкуренция. Фирма «прайс-тейкер»

Price-taker ценополуатель
Для того, чтобы определить оптимальный объем производства вводится понятие предельного дохода, т.е. дохода от производства и реализации одной единицы продукции.

где - изменение полного дохода, цены.

В условиях современной конкуренции предельный доход равен цене:

. Оптимальный объем производства для фирмы определяется через равенство предельного дохода и предельных издержек, т.е. оптимальный объем производства .

 

 

Для оптимального объема производства средние издержки на единицу продукции отразятся отрезком .

Площадь величина средних полных издержек (ATC).

- полный доход.

Возникающая разница между площадями совокупного дохода и общей величины издержек покажет величину полученной фирмой прибыли .

 

В ситуации, когда цена на продукцию уже не покрывает полных издержек перед фирмой стоит вопрос о продолжении производства. Если цена на продукцию меньше средних полных издержек, но полностью компенсируют средние переменные издержки (основные производственные затраты), решение фирмы определяется перспективами долгосрочного периода. Если в долгосрочной перспективе у фирмы имеется возможность снизить средние полные издержки или возможно увеличение цены, то в некотором краткосрочном периоде фирме целесообразно работать с убытками. Заштрихованная область – наличие минимальных убытков.

В ситуации, когда цена уже не компенсирует средние переменные издержки, фирме нужно прекратить производство или вообще не выходить на рынок.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал