Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели концентрации рынка
В реальной экономике несовершенная конкуренция практически не встречается, а отраслевые модели рынка нужны лишь для того, чтобы лучше понимать происходящие процессы в экономике. Монополия – прежде всего экономическая власть. Для характеристики экономической власти используются показатели концентрации рынка: 1. Наиболее простой показатель – показатель (коэффициент) четырех , показывающий суммарный объем продаж четырех крупнейших фирм в общем объеме продаж отрасли; 2. - аналогичен и показывает объемы продаж восьми крупнейших фирм…; 3. Индекс Гирфиндаля: - сумма квадратов объемов продаж всех фирм отрасли, выраженных в процентах, где доля объема продаж ой фирмы в общем объеме продаж отрасли, выраженная в процентах, число фирм в отрасли. Чем больше индекс Гирфиндаля, тем больше власть каких-либо фирм над рынком. 4. Индекс Лернера (для измерения степени монопольной власти): . () Чем больше разрыв м/у Р и МС, тем больше степень монопольной власти. L = 0 – совершенная конкуренция В реальной экономике введено понятие доминирующего положения, которое обязано быть доказано в суде.
29. совершенная конкуренция. Фирма «прайс-тейкер»
где - изменение полного дохода, цены. В условиях современной конкуренции предельный доход равен цене: . Оптимальный объем производства для фирмы определяется через равенство предельного дохода и предельных издержек, т.е. оптимальный объем производства 0М.
Для оптимального объема производства средние издержки на единицу продукции отразятся отрезком . Площадь величина средних полных издержек (ATC). - полный доход. Возникающая разница между площадями совокупного дохода и общей величины издержек покажет величину полученной фирмой прибыли .
В ситуации, когда цена на продукцию уже не покрывает полных издержек перед фирмой стоит вопрос о продолжении производства. Если цена на продукцию меньше средних полных издержек, но полностью компенсируют средние переменные издержки (основные производственные затраты), решение фирмы определяется перспективами долгосрочного периода. Если в долгосрочной перспективе у фирмы имеется возможность снизить средние полные издержки или возможно увеличение цены, то в некотором краткосрочном периоде фирме целесообразно работать с убытками. Заштрихованная область – наличие минимальных убытков. В ситуации, когда цена уже не компенсирует средние переменные издержки, фирме нужно прекратить производство или вообще не выходить на рынок.
|