![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеальное будущее, идеализированное прошлое
Прочитав множество книг и бессчетное количество статей на тему преобразований в современном обществе, я пришел к заключению, что по большей части мы теряем время в мнимой и бесплодной полемике. Стороны в этой полемике различаются не больше, чем две стороны одной монеты, представляя две враждующие мифологические системы, пропитанные устаревшей идеологией, в равной степени недальновидной и обманчивой. С одной стороны выступает эклектичная группа аналитиков и комментаторов, исповедующих утопическую веру в способность технологии излечить практически все болезни экономики и общества. Согласно таким " техно-футуристам", как Джордж Гилдер и Кевин Келли, сочетание новых технологий и свободных рыночных сил непременно избавит нашу жизнь и работу от рутины повседневности и обеспечит нам в будущем свободу и процветание14. Все большее число людей сейчас получает возможность работать фактически как " свободные агенты" (по выражению Дэна Пинка), переходя от работы к работе и от проекта к проекту без столкновения с бюрократической некомпетентностью и бессмысленностью будничной офисной жизни15. Все большее число людей будет вести " виртуальную" жизнь членов интернет-сообществ, объединенных общими вкусами. Необходимость самим делать покупки или ходить в кино отпадет, когда все необходимое будет доставляться из гигантских интернет-магазинов прямо к нам домой. Мы можем преодолеть ограничения, налагаемые географией, сбежать из суровых, грязных, перенаселенных городов и прекратить утомительные поездки на работу и обратно, работая прямо там, где мы находимся16. Противоположную точку зрения отстаивают те, кто считает, что технологии и свободный рынок, принуждая нас работать быстрее и напряженнее, оставляют все меньше времени на общение и личные интересы, разрушают индивидуальные связи и наносят ущерб городам и сообществам, в которых мы живем. Если техно-утописты идеализируют будущее, подобные техно-пессимисты превозносят прошлое. По мнению Джереми Рифкина и других критически настроенных авторов, неограниченный гиперкапитализм ведет к упадку профессиональной занятости и утрате высокооплачиваемых и надежных рабочих: мест17. Хуже того, убеждает Ричард Сеннетт: уничтожение подобных профессий подрывает базу социальной стабильности, оставляя людей на волю случая, разъедая коллективный характер нации и повреждая общественную структуру18. Место работы понемногу превращается в изма-тываюший и дегуманизируюший " потогонный цех для белых воротников" с его хронической сверхурочной работой, полагает Джил.л Фрэйзер19. Культуролог Том Фрэнк считает бизнес руководящей и всемогущей культурной силой современности, отмечая, что такие компании, как MTV The Gap используют символы альтернативной культуры в качестве механизмов извлечения прибыли20. Люди, живущие по соседству, города и общество в целом теряют сильное 'чувство общности и гражданский дух, которые когда-то были источником нашего благополучия, доказывает Роберт Патнэм21. Испытывая ностальгию по ушедшей эпохе Организации ветеранов зарубежных войн, лиг боулинга, отрядов скаутов и Малой лиги, Патнэм утверждает, что причина всех наших бед лежит в исчезновении подобных ресурсов " социального капитала". Несмотря на свои очевидные идеологические отличия, все эти взгляды сходны в том, что некие силы, неподвластные нашему контролю, извне воздействуя на нашу работу, жизнь и сообщество. В результате их защитники недоценивают масштаб и значение текущих социальных перемен. Настаивая на внешнем характере данных процессов, все эти авторы уклоняются от действительно важного сегодня вопроса: почему мы выбираем ту или иную жизнь и работу? В своем проницательном эссе специалист по истории экономики Пол Дэвид указывает на ограниченность такого рода теорий22. Отнюдь не техноло-гия perse |сама по себе] гарантирует долгосрочный экономический рост. Разумеется, важность технологии неоспорима, но причины роста сложнее и неоднозначнее. Долгосрочное развитие требует ряда постепенно накапливающихся изменений в организационной и институциональной структуре общества, на что может уйти лет пятьдесят. Эти изменения не обусловлены технологией; они скорее являются продуктом последовательных модификаций человеческого поведения и общественной организации. Мы как раз прошли через такой процесс социальной адаптации, организационных реформ и смены личных приоритетов. На первый взгляд, эти недавние изменения группируются вокруг новых форм информации и биотехнологии, подобно тому как в промышленной революции, казалось бы, главную роль играли новые машины и новые формы энергии. Однако внимательный анализ показывает, что современная трансформация, как и та, что ей предшествовала, обладает более широкой природой. Глубокие и устойчивые преобразования нашей эпохи коренятся не в технологии, а в обществе и культуре. Поэтому их труднее наблюдать, учитывая, насколько незначительны те мелкие изменения в нашей повседневной жизни, которые в сумме к ним приводят. Эти изменения нарастали в течение многих десятилетий, и только сейчас они выдвигаются на первый план.
|