![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аспекты креативности
В креативности часто видят нечто мистическое. Однако наше понимание творческих процессов за последние десятилетия существенно выросло благодаря систематическому изучению. Исследователи занимались наблюдением и анализом креативности самых разных субъектов творчества, от выдающихся ученых и художников до дошкольников и шимпанзе, прилежно собирая отдельные свидетельства ее действия в масштабе целых обществ. Они штудировали биографии, записные книжки и письма великих творцов прошлого, создавали компьютерные модели креативных процессов и пытались научить компьютеры работать креативно19. Из всей массы литературы на эту тему я хочу выделить несколько основных " лейтмотивов". Познакомившись с ними поближе и составив себе предварительное представление о существе креативности, мы сможем лучше понять, как и почему креативный этос проникает сегодня в нашу жизнь. Начнем с основ. Во-первых, креативность нельзя приравнивать к интеллекту. Вот что говорится в одном научном обзоре: «Многие исследования признают креативность когнитивной способностью, отдельной от других умственных функций и в особенности отличной от комплекса способностей, сгруппированных под словом " интеллект". Хотя интеллект — способность обрабатывать и усваивать большие объемы информации — способствует развитию творческого потенциала, он не совпадает с креативностью»20. Креативность включает способность к синтезу. Эйнштейн удачно сформулировал это, когда назвал свою работу " комбинаторной игрой". Чтобы создать новые и пригодные для использования комбинации, приходится тщательно анализировать данные, концепции и факты. Результатом креативного синтеза может быть что угодно — изобретение какого-либо устройства, разработка теории, понимание проблемы, ведущее к ее решению или создание значительного произведения искусства21. Креативность требует уверенности в себе и способности идти на риск. В книге " Креативное мышление", представляющей собой всесторонний обзор данного предмета, Маргарет Боуден пишет, что креативность подразумевает не только пылкий интерес, но и уверенность в своих силах. Человек должен обладать здоровой самоуверенностью, чтобы не бояться выступать с новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику. Без сомнений тоже нельзя обойтись, но они не могут всегда брать верх. Чтобы нарушать общепринятые правила или даже слегка превышать их, необходима уверенность в себе. Чтобы делать это опять и опять, невзирая на скептицизм и насмешки, необходимо кое-что большее 22. Неудивительно, что креативный этос знаменует радикальный поворот от конформистского по духу прошлого. По сути, творческая деятельность часто носит откровенно подрывной характер, поскольку она разбивает существующие стереотипы мышления и поведения. Это качество ощущается порой даже самим креативным субъектом. Знаменитое определение креативности называет ее " процессом разрушения нашего гештальта ради создания другого, лучшего". Экономист Йозеф Шумпетер признает " постоянные порывы творческой деструкции" квинтэссенцией капитализма: «В реальном мире капитализма, отличного от той картины, которую рисуют учебники, важна не конкуренция [цен], которая, конечно, тоже важна, а конкуренция со стороны нового товара, новой технологии, нового источника снабжения, нового типа организации... конкуренция, основанная на решающем преимуществе в стоимости или качестве и бьющая не по уровню прибыли или производительности существующих компаний, а по самим основам их бытия»23. Специалист по истории экономики Джоэл Мокир в предисловии к своей примечательной книге " Рычаг богатства", широко освещающей феномен технической креативности от античности до промышленной революции, выражает это еще более резко. Опираясь на известное различие, которое Шумпетер делал между типичной " приспособительной реакцией" и дестабилизирующей, инновационной " творческой реакцией", Мокир пишет: «Как историки, так и экономисты признают, что существует значительная разница между homo economicus и homo ereativus. Один старается максимально использовать то, что дается ему природой. Другой восстает против диктата природы. Техническая креативность, как и творчество вообще, есть акт протеста»24. Тем не менее, креативность не является целиком принадлежностью нескольких избранных гениев, наделенных сверхчеловеческими талантами, которым их борьба с шаблонами сходит с рук. Эта способность в различной мерс свойственна практически всем людям. Согласно Боуден, резюмирующей богатый исследовательский материал, " для креативности критическое значение имеют ординарные человеческие способности. Все таланты обычного человека — наблюдательность, память, зрение, речь, слух, умение понимать речь и распознавать аналогии — по-своему ценны" 25. Боуден утверждает, что хотя способность к синтезу больших объемов информации и решению сложных проблем можно рассматривать как преимущество, гению присуща и другая черта. " Эти редкостные индивидуумы способны исследовать — и преобразовывать — высокие сферы, сложность которых недоступна другим людям. В известном смысле они свободнее нас, поскольку им открыто больше возможностей, чем мы в состоянии вообразить. При этом они более ревностно, чем мы, соблюдают ограничения". Ниже она добавляет: Романтический миф о " творческом гении" редко бывает полезен. Зачастую он оказывает скрытое разрушительное действие. Он помогает тем, кто видит себя в числе немногих избранных, поверить в свои силы (возможно, именно он поддерживал Бетховена в его многочисленных злоключениях). Однако на самооценку остальных людей он влияет пагубным образом. Человек, считающий креативность редкой и уникальной способностью, не может верить в то, что благодаря упорству или образованию ему удастся стать частью творческой элиты. Ты либо принадлежишь к ней, либо никогда не будешь принадлежать. Традиционные понятия креативности, таланта и интеллекта могут иметь тот же расхолаживающий эффект. Либо ты ими обладаешь, либо нет. Зачем вообще утруждать себя, если все попытки что-то изменить могут привести лишь к слегка менее удручающему уровню посредственности?... Совершенно другой подход возможен для того, кто полагает, что креативность базируется на обычных способностях, общих для всех, а также на опыте и компетентности, которых мы все можем добиться26. Многое в творческом процессе кажется нам странным и непостижимым, но при этом в его основе явно лежит некий последовательный метод. Многие авторы представляют творческое мышление как четырехступенчатый процесс с фазами подготовки, инкубации, озарения и верификации или переработки27. Подготовка состоит в сознательном изучении задачи и попытке по возможности подойти к ней логически, используя стандартные средства. На " мистической" ступени инкубации рассудочное мышление совместно с подсознанием обрабатывают проблему в процессе, который трудно определить. Ступень озарения предполагает новый синтез (" Эврика! "); и, наконец, верификация и переработка включают все, что следует непосредственно за моментом творчества. Всякому, кто участвовал в креативной деятельности любого рода, знакома каждая из этих ступеней. В самом деле, большинство из нас сегодня заняты именно такой работой, что, к примеру, служит причиной массового перехода на ненормированный рабочий график: этого требуют чередующиеся периоды умственной активности. Креативность имеет много аспектов и базируется на опыте. Психолог Дин Кейт Саймонтон, ведущий специалист в данной области, пишет, что " творчеству благоприятствует восприимчивый интеллект, обогащенный разнообразным опьптом" 28. Оно " ассоциировано с мышлением, в котором проявляются многочисленные интересы и знания". Таким образом, различные формы креативности, обычно воспринимаемые как самостоятельные — среди прочих, техническое творчество (или изобретение), экономическая креативность (предпринимательство) и художественное и культурное творчество — в действительности тесно взаимосвязаны. Они не только относятся к общему мыслительному процессу, но и усиливают друг друга через " перекрестное опыление" и взаимную стимуляцию. Потому на всем протяжении истории творческие люди, практикующие разные виды креативности, имеют тенденцию извлекать пользу из взаимных контактов, живя бок о бок в оживленных центрах творческой активности, таких как Флоренция эпохи раннего Возрождения, Вена рубежа XIX и XX веков, а в наши дни — многие быстро растущие креативные центры в разных регионах США. Каким бы стимулирующим и приятным ни было творчество порой, по сути это работа. Томас Эдисон (образец технической креативности) и Бернард Шоу (создатель художественных произведений) считали, что гений — это на 90% пот и на 10% — вдохновение24. Или как однажды журналист Рэд Смит выразился по поводу требований своей профессии: " Сочинять — это ерунда. Ты просто садишься за машинку и вскрываешь себе вену". Все трое — изобретатель, драматург и спортивный обозреватель — озвучивают общую тему: креативный этос основан на дисциплине и сосредоточенности, поте и крови. По наблюдению Боуден, чтобы выработать интеллектуальные структуры и установить их потенциал, человеку необходимо время и титанические усилия. Не всегда это дается легко (Бетховену было непросто). Даже если с этим не возникает проблем, в жизни всегда есть множество других привлекательных вещей. Только стойкая приверженность своей области — музыке, математике, медицине — может предотвратить распыление энергии на посторонние предметы30.
Творческий акт может занять немало времени — известно много историй о великих математиках и ученых, которые месяцами бились над какой-либо проблемой, чтобы в конце концов получить озарение войдя в автобус или созерцая пламя камина — и даже этот на вид магический результат приходит после долгих предварительных усилий. Отсюда знаменитое изречение Луи Пастера: " Случай одаривает только подготовленные умы". Или, как Уэсли Коэн и Дэниэл Левинтал перефразируют его в своих исследованиях инновационных фирм: " Успех одаривает только подготовленную фирму" 31. Более того, не раз отмечалось, что благодаря всепоглощающему характеру творческой деятельности многие великие мыслители прошлого были людьми " без прочных связей". Они могли иметь сколько угодно коллег и знакомых, но мало близких друзей, и часто оставались бездетными холостяками. Действительно, рассуждает психиатр Энтони Сторр, " если достижение фундаментальных прозрений требует частых периодов интенсивной концентрации, семейный человек находится в невыгодном положении". Цитируя высказывание прославленного холостяка Исаака Ньютона относительно его метода научных открытий — " Я целиком сосредоточиваюсь на объекте и жду, когда забрезжит первый слабый луч понимания, переходящий мало-помалу в ясный и яркий свет", — Сторр замечает, что " если бы Ньютона постоянно отвлекала жена или топот маленьких ножек, ему определенно было бы труднее сосредоточиться" 32. Движущей силой креативности обычно бывает потребность добиться внутреннего удовлетворения. Разумеется, иногда мотивацией служат деньги, но исследования показали, что поистине творческие люди — от художников и писателей до ученых и разработчиков свободного программного обеспечения — руководствуются внутренними мотивами. Как пишет психолог Гарвардской школы бизнеса Тереза Эмэбайл, занимавшаяся вопросами мотивации и стимулов, внутренняя мотивация способствует креативности, а внешняя вредит ей. Оказывается, что если мотивом для творческой активности выступает в первую очередь удовольствие, получаемое от нее, а также личные интересы, люди могут работать более креативно, чем в том случае, когда их в основном мотивирует некая цель, поставленная извне33.
Хотя креативность принято считать индивидуальным феноменом, она неизбежно приобретает черты социального процесса. Часто ее практикуют творческие команды. Даже одиночка во многом полагается на коллег и помощников. Успешная креативная личность нередко обладает способностью систематизировать и организовывать свои и чужие усилия. Когда Эдисон открыл лабораторию в Мэнло-Парк, штат Нью-Джерси, он дал ей название " фабрика изобретений" и объявил о своем намерении производить " изобретение малого масштаба каждые десять дней, а что-нибудь существенное — примерно каждые шесть месяцев" 34. Художник Энди Уорхол также назвал свою манхэттенскую студию " Фабрика" и был, невзирая на привычку создавать впечатление отстраненного безразличия, отличным организатором и работником, сумев мобилизовать сотрудников и друзей на публикацию журнала и производство фильмов и музыки — при этом не прекращая заниматься собственными творческими проектами. Кроме того, креативность достигает расцвета в специфической социальной среде, достаточно стабильной для того, чтобы обеспечить непрерывное! ь деятельное ги, однако сохраняющей шпроту и разноообразие, стимулирующие творчество во всех его провокационных формах. Саймонтон обнаружил, что креативность наиболее бурно развивается в тех местах и в такие периоды, которым свойственны следующие четыре признака: " профильная деятельность, интеллектуальная восприимчивость, этническое многообразие [и| политическая открытость". В работе по истории японской культуры — культуры, в которой " постоянно менялся подход к открытости посторонним влияниям" — Саймонтон установил, что " периоды, когда Япония была восприимчива к заимствованиям извне, сопровождались затем периодами усиленной творческой активности35. Под конец надлежит добавить одно замечание. Джоэл Мокир указывает на то, что в разные эпохи и в разных культурах креативность в области техники имеет обыкновение расти, а потом резко идти на убыль, если общественные и экономические институты утрачивают гибкость и становятся препятствием для ее развития. На исходе Средневековья, к примеру, в состояние полного упадка пришли мусульманский мир и Китай. Оба эти общества, прежде лидировавшие во многих сферах, от математики до механики, затем безнадежно отстали от Западной Европы в экономическом отношении. Принимая во внимание историческую перспективу, пишет Мокир, мы видим, что технический прогресс напоминает хрупкое и слабое растение, не только целиком зависящее от благоприятности условий и климата, но и почти всегда недолговечное. Он весьма чутко реагирует на социально-экономические условия и может быть легко приостановлен36. Потому непрерывный поток креативности " нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся", предостерегает Мокир — даже в наши дни. Он не возобновляется автоматически, но требует постоянного внимания и инвестиций в экономические и социальные формы, поддерживающие творческий импульс. Тем больше причин для тщательного анализа законов и структур новой эпохи креативности, который позволил бы нам понять и должным образом соблюдать их принципы.
|