Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмотр места происшествия






Основные исходные данные для рассле­дования ДТП можно получить только в ре­зультате своевременного и тщательного про­ведения осмотра места происшествия. Про­ведение остальных первоначальных следст­венных действий: осмотр машин, находящих­ся вне места происшествия, допрос очевид­цев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспер­тиз, очные ставки и т.д. — осуществляется уже после осмотра места происшествия.

Следователь обязан незамедлительно при­быть на место происшествия. Без ознакомле­ния с обстоятельствами дела на месте и само­го подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представ­ления о характере происшествия и о необхо­димости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования.

Необходимость скорейшего выезда сле­дователя на место происшествия обусловли­вается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неиз­менном виде место происшествия. Улицу (дорогу) необходимо быстро «очистить» от трупов людей и животных, от обломков раз­битого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению. Это особенно важ­но на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

Нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она за­няла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для рас­следования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на ули­це (дороге) особенно подвержены измене­ниям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место авто­транспортного происшествия.

К выезду на место происшествия следо­ватель должен быстро, но тщательно подго­товиться.

К участию в осмотре целесообразно при­влечь специалистов: автотехника, кримина­листа, судебного медика. Организацию дви­жения на месте ДТП, его охрану необходи­мо поручить сотрудникам ГИБДД. Весьма же­лательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Прибыв на место происшествия, следо­ватель должен:

1) с помощью сотрудников ГИБДД обеспе­чить безопасность проведения осмотра, ибо он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;

2) выяснить, не подвергалась ли измене­нию обстановка места происшествия;

3) обеспечить оказание помощи постра­давшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в бли­жайшее лечебное учреждение;

4) зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей).

К подбору понятых следователь должен подходить с особой осторожностью. Надо предварительно убедиться в том, что поня­тые не являются лицами, заинтересованны­ми в исходе дела. Понятых следует выбирать из лиц, имеющих водительские удостовере­ния, разбирающихся в обстановке дорожно-транспортного происшествия и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещест­венных доказательствах. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей.

Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объ­екты, мешающие восстановлению нормаль­ного движения, надо зафиксировать взаим­ное положение машин, следов и иных веще­ственных доказательств путем фотографиро­вания, замеров и т.д. Фотографирование целесообразно производить с возвышенно­го места, например, с крыши грузовой ма­шины. В случае если весь нужный участок дороги не умещается в один кадр, то после­довательно фотографируются отрезки места ДТП, причем таким образом, чтобы на каж­дой паре снимков имелись перекрывающие друг друга участки, что дает возможность в последующем сложить отдельные кадры в панорамный снимок.

Начинать же осмотр места происшествия следует все-таки не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того уча­стка дороги (улицы), на котором могли со­храниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Заме­ры производят от правого тротуара или обо­чины по ходу движения транспорта. Поло­жение колес, точки начала и окончания сле­дов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом. Их тоже надо замерить. Причем по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», перпен­дикуляр, угол дома, километровый, телеграф­ный столб и иные ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их коор­динаты также фиксируют на схеме ДТП.

Приступая непосредственно к осмотру. необходимо стремиться к тому, чтобы:

как можно быстрее восстановить нор­мальную работу транспорта;

осмотреть прежде всего менее устойчи­вые следы, к которым относятся:

а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин;

б) следы крови;

в) следы вещества, которым был загру­жен транспорт;

г) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, час­тей одежды и обуви пострадавшего.

Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, поврежде­ний на машинах и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал