![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Допрос свидетелей-очевидцев
Это следственное действие также представляется чрезвычайно важным. Допрос — не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательную силу, как на предварительном следствии, так и в суде. В методологическом плане допросы свидетелей, именно как очевидцев ДТП, условно принято разграничивать на четыре группы. Первая группа вопросов: как и при каких обстоятельствах наблюдалось ДТП. Вторая — каково было поведение и состояние потерпевшего. Третья — каковы были действия водителя и характер управляемого им транспортного средства. Четвертая — как выглядела фактическая обстановка именно в момент происшествия, которую следователь не может выявить в процессе осмотра самого места происшествия: расположение транспортных средств в момент аварии, направление и характер их движения, условия видимости и т.п. Перед непосредственным проведением допроса следователю целесообразно спланировать его тактику: а) какие вопросы задать в первую очередь, а какие во вторую и третью (последовательность вопросов); б) учитывать, заинтересован ли свидетель-очевидец в исходе дела (родственник, приятель или знакомый обвиняемого водителя, возможно, и ехавший с ним в автомобиле); в) важно знать: объективно ли представляет себе свидетель обстановку происшествия, кто, по его мнению, является его виновником и почему; г) является ли очевидец сам водителем и каковы его знания ПДД; д) тактика самого допроса может быть самой разнообразной: от второстепенных вопросов к главным и наоборот. План допроса может и нарушаться, если свидетель — откровенный, грамотный человек: он сам даст те показания, на которые следователь и не рассчитывает. Психология такого свидетеля, как правило, не умещается в стандартные рамки допроса. Между тем типовая форма допроса свидетеля должна минимально сводиться к следующим вопросам: 1) где находился свидетель во время происшествия; 2) откуда именно наблюдал событие; 3) каково было расстояние от него до конкретной точки на месте происшествия; 4) каковы были условия освещения и видимости; 5) каково состояние его зрения. К протоколу допроса целесообразно приложить схему с указанием места нахождения свидетеля и расположения объектов, о которых он сообщает. Для выяснения поведения пострадавшего пешехода необходимо установить: в каком направлении и откуда двигался пострадавший; как он двигался (медленно, бегом, ускоренным шагом и т.п.); было ли его движение равномерным или какую-то часть пути он шел, а затем бежал; не выскочил ли он из-за движущегося транспорта, не обходил ли стоявшие транспортные средства; в каком месте произошел наезд; где упал пострадавший после удара; был ли он протащен капотом, буфером, рамой, кузовом, колесами и на какое расстояние. В целях выяснения действий водителя и характера движения управлявшейся им машины необходимо установить: какова, по мнению свидетеля, была скорость движения автомобиля; как двигался автомобиль (прямо, с отклонением вправо, влево, под углом и т.п.); был ли в машине кто-либо, кроме водителя; чем и как был загружен автомобиль; что делал водитель после происшествия (подавал назад, двигался вперед), оказывал ли он помощь пострадавшему и т.п. Для установления фактической обстановки в момент происшествия нужно выяснить путем допросов свидетелей расположение других машин в момент аварии, скорость их движения и примерное количество рядов, наличие помех, ограничивающих видимость (для водителя) тех или иных объектов. Опыт показывает, что выяснить указанные вопросы легче, если свидетели допрашиваются непосредственно на месте происшествия.
|