Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сайменский канал






Первая попытка соединить озеро Сайма в Финляндии с Финским заливом при помощи Сайменского канала относится ко времени между 1500 и 1511 годами, когда губернатор Выборга Эрик Туресон Бьелке выступил с этой мыслью, вторая же попытка относится к 1600 годам, когда были сделаны две выемки, из которых одна была известна под названием выемки Понтуса, в память полководца де-ла-Гарди.

Позже предлагается еще один план. В царствование Екатерины II, поскольку река Вуокса соединяет озеро Сайма с Ладожским озером, предлагалось устроить удобное соединение, в обход Иматры. Но огромные расходы, которые требовались на эти работы, удержали от приведения в исполнение этого плана.

После русско-шведской войны 1808–1809 годов Финляндия из состава Швеции перешла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское. В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I, чтобы тот нашел возможность соединить озерный край с приморскими городами. Николай I принял и выслушал депутатов, повелел произвести необходимые изыскания. Но реальных средств не было, поэтому к прокладке канала так и не приступили.

В 1834 году губернатор Выборгской губернии Август Рамзай вновь поднял вопрос о канале. Ход делу дали генерал-губернатор Финляндии князь Александр Меньшиков и начальник финансовой экспедиции, энергичный сенатор Ларс (Лаврентий) фон Гартман. В Выборге был учрежден комитет для составления плана и сметы, были подготовлены технические расчеты. Интерес Николая I к этому проекту объяснялся тем, что растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах, поступавших в нее с территории Саймы. Проект канала был принят и в мае 1845 года начались строительные работы.

Строительство шло с мая 1845 по 1856 год. Строительство канала обошлось Финляндии дороже, чем годовой бюджет, около 3 миллионов рублей. Срок окупаемости рассчитали без малого 25 лет. Это было крупнейшее строительство того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом шведских специалистов, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте. В Швеции уже были построены каналы Трольхеттан и Гёта-канал, которые послужили образцом. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии: Лаппвесиский и Страндасский.

В начале 1855 года Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства Сайменского канала. На российский престол взошёл его сын, Александр II.

Торжественное открытие канала состоялось 26 августа (7 сентября) 1856 года в честь дня коронации императора Александра II. В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк, во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон замковому ансамблю.

При строительстве Сайменского канала в 1845 – 1856 годах на канале были сооружены 15 шлюзов из гранита, укрепленных цементом. В некоторых источниках можно встретить сведения о 28 шлюзах на Сайменском канале. Эта цифра объясняется тем, что некоторые шлюзы старого Сайменского канала были двух- и трёхкамерные. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные. Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов. Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.

Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии, его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной. Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.

После 1917 года и появления государственной границы между каналом и Петроградом судоходство по каналу продолжалось, хотя пассажирские перевозки сильно сократились, лишившись основных пассажиров – состоятельных петербуржцев.

В 1920-х годах началась первая реконструкция Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, и количество шлюзов сокращено. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства на канале. Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать.

Реконструкция канала не была закончена из-за начавшейся в 1939 году Советско-Финской войны, после которой Сайменский канал оказался разделён на две части Советско-Финляндской границей.

Непосредственно перед Советско-Финской войной финны провели подготовку для использования канала в качестве заграждения. Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут линию Маннергейма. Затопление было произведено, но это не остановило Красную Армию.

После Советско-Финской войны граница СССР и Финляндии прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично – на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.

После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.

После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

Уже с 1948 года по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся в СССР, в аренду Финляндии. Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии – оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.

Тем не менее, 27 сентября 1962 года был заключён договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий для перегрузки и складирования грузов на 50 лет до 2013 года. В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа – Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9, 67 кв. км, водной акватории – 1, 91 кв. км. В 1963 году двумя странами договор был ратифицирован.

Финны сразу же начали реконструкцию. В 1963 – 1968 годах шлюзы были укрупнены. Вместо старых 14 шлюзов были построены 8 современных шлюзов большего размера. Канал был заново открыт 5 августа 1968 года президентом Финляндии Урхо Кекконеном.

 

 

Большая часть новых шлюзов были построены рядом со старыми, поэтому многие старые шлюзы частично сохранились. Некоторые из них стали использоваться в качестве водосливных каналов.

В результате характеристики судоходной трассы канала следующие:

· длина:

Ø общая протяженность – 57, 3 км (34 км – в России, 23, 3 км – в Финляндии);

Ø сухопутной части – 42, 9 км (19, 6 км – в России, 23, 3 км – в Финляндии);

Ø морского фарватера – 14, 4 км.

· ширина – от 34 до 55 м;

· глубина (наименьшая) – 5 м;

· перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом – 75, 7 м.

· Размеры камер шлюзов:

Ø длина – 85, 0 м,

Ø ширина – 13, 0 м,

Ø глубина на пороге – 5, 2 м.

На территории Финляндии расположены три шлюза:

· Мялкия (Мялкиа) Mä lkiä (12, 4 м)

· Мустола Mustola (7, 2 м)

· Соскуа Soskua (8, 3 м)

На территории России — пять:

· Пялли Pä lli

· Илистое

· Цветочное

· Искровка

· Брусничное

Самый большой шлюз – Мялкия, перепад уровня – 12, 4 м. Самый маленький шлюз – Цветочное, перепад уровня – 5, 5 м.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Старый трехступенчатый шлюз Сайменского канала


 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал